Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

 

 

Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  дефектологического (логопедического) занятия

с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

Тема: «Каравай – каравай, кого хочешь выбирай!» (Подготовительный этап в занятиях по коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).  Формирование чувства ритма).

Возрастная группа 5-7 лет.

Подгрупповое занятие (2-3 ребенка)

Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма.

Задачи.

        Коррекционно-образовательные:  

- учить воспроизведению ритмов с опорой на тактильные ощущения и наглядность;

- учить воспринимать метрические отношения как  предпосылку для усвоения ударения,

- учить воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

         Коррекционно-развивающие:

- развивать умение воспроизводить заданную последовательность движений;

- развивать слуховое внимание, память;

- развивать эмоциональную сферу.

         Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к родной культуре, народному творчеству.

Оборудование.

Логопедический лэпбук «Каравай-каравай» (фото в приложении).

Аудиозапись песни «Каравай, каравай…»

Изображения водящих хороводы людей в национальных костюмах.

Бусины и шнурок.

 «Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным – вот задача

первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(Звучит аудиозапись мелодии «Каравай-каравай»).

Логопед: Какая мелодия звучит? А какие движения нужно выполнять под эту музыку? (Воспитанники вместе с логопедом выполняют хороводные движения, стараясь попадать в такт).

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: с давних пор люди любили петь и танцевать. Они собирались вместе, чтобы было веселее, водили хороводы, выполняли движения под музыку и пели. Посмотри на рисунки.

Сегодня мы будем учиться воспроизводить музыку различными способами. А поможет нам вот эта большая книга с заданиями, которая тоже называется «Каравай-каравай».

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: чтобы красиво петь, необходимо учиться широко раскрывать рот. А что такое каравай? Это праздничный сдобный пирог. Чтобы его откусить, нужно постараться. Давайте сделаем несколько артикуляционных упражнений («Бегемот», «Гармошка», «Улыбка», «Заборчик»).

4.Упражнение из лэпбука на распознавание кинестетических поз гласных звуков

«Каравай-каравай, рот пошире разевай»: фигурный конвертик с внешней стороны содержит контуры губ в соответствующей артикуляционной позе, с внутренней стороны – соответствующий звук обозначен соответствующей буквой.

        5.  Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Логопед: ну вот, мы готовы петь. Но музыку можно не только петь, но и играть. Для этого нужно подготовить пальчики. Повторяйте за мной движения:

Это пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди……

Встали пальчики, ура!

На занятия пора.

6. Игра на развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

        "Каравай, каравай, громче музыка играй!"

Задание: с опорой на тактильные ощущения «проиграть» песенку «Каравай, каравай» на оборудованном в лэпбуке импровизированном нотном стане (выпуклые нотки-кружочки на мягкой основе). При проведении пальцами по выпуклым поверхностям, обозначающем длительность, пропеть песенку «Каравай, каравай».

7. Ритмико-интонационная разминка.

Логопед: вы обратите внимание, что кнопочки под пальчиками были разного размера? Те, которые побольше – звучат длительно, а те, которые меньше – короче. Между кнопочками – расстояния. Это пауза. Или знак остановки музыки. Нам помогали кнопочки из книги. Предлагаю выполнить другое упражнение. Вместо слов песни используем звуки, а вместо кнопочек – части тела. На звук А – хлопок в ладоши,  на звук О- хлопок по коленям, на звук У – топнуть ногой. Ритмический рисунок песни «Каравай-каравай». Придумайте свой ритмический рисунок, а я повторю. Например: АА-О-У, ОО-А-У, АА-ОО-УУ и т. Д

8. Игры на выделение гласного звука в слове с опорой на зрительный образ звука.

Логопед: какие звуки мы произносили? В следующем задании, которое называется  "Каравай, каравай, звук ударный выделяй!"

абак с двумя полосками. Чтобы правильно выполнить задание, нужно позвать слово с картинки погромче (выделить ударный слог) и подобрать соответствующий слову на картинке ударный звук.

9. Игра на определение длины слова.

Логопед: разные слова тоже звучат по-разному. В нашей книге есть кармашки разной длины. Они помогут нам сыграть в игру

"Каравай, каравай, по длине определяй!"

Задание: взять карточку, назвать слово, поставить в нужный кармашек.

10. Игра на определение количества слогов в слове.

Логопед: слова состоят из разных частей. Чем больше частей, тем длиннее слово. Части можно посчитать. Помогут нам бусинки. Предлагаю нанизать их на шнурок и поиграть в игру

"Каравай, каравай, бусослоги посчитай!"

Задание: проговорить слово с картинки и отложить столько бусинок, сколько в этом слове частей.

11. Итог занятия.

Логопед: чем мы занимались сегодня? Какую песенку выучили? Какие движения под музыку выполняли?                                                                                                

 Составитель:

Сабанина Ирене Эвальдовна,  

учитель-логопед МАДОУ

 «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

 пгт Тяжинский Кемеровской области 2019 год.

Приложение

Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

C:\Users\User\Desktop\Конкурс логопеда\Разработка лэпбук\IMG_20181106_123721.jpgC:\Users\User\Desktop\Конкурс логопеда\Разработка лэпбук\IMG_20181106_123819.jpg

C:\Users\User\Desktop\Конкурс логопеда\Разработка лэпбук\IMG_20181106_123840.jpgC:\Users\User\Desktop\Конкурс логопеда\Разработка лэпбук\IMG_20181106_123936.jpg

        

        

Самоанализ

дефектологического (логопедического) занятия

с применением методического пособия «Логопедический лэпбук «Каравай-каравай»

        Данное логопедическое занятие проводилось с воспитанниками старшей группы (возраст 5-6 лет). Тема данного занятия: «Подготовительный этап в занятиях по коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи ТНР.  Формирование чувства ритма».

Перед планированием занятия я ставила следующие цели и задачи.

Цель: подготовка детей к усвоению ритмической структуры слов родного языка, к определению слоговой структуры слова; формирование чувства ритма.

Задачи.

        Коррекционно-образовательные:  

- учить воспроизведению ритмов с опорой на тактильные ощущения и наглядность;

- учить воспринимать метрические отношения как  предпосылку для усвоения ударения,

- учить воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

         Коррекционно-развивающие:

- развивать умение воспроизводить заданную последовательность движений;

- развивать слуховое внимание, память;

- развивать эмоциональную сферу.

         Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к родной культуре, народному творчеству.

Оборудование.

Логопедический лэпбук «Каравай-каравай».

Аудиозапись песни «Каравай, каравай…»

Изображения водящих хороводы людей в национальных костюмах.

Бусины и шнурок.

        Для успешного достижения поставленных целей был использован логопедический лэпбук.

        При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. Такую, как «Каравай, каравай».

Идея создания данного методического пособия назрела вместе с необходимостью организации коррекционной работы в том объёме, который необходим для полного и правильного использования приёмов  слогосложения детьми-логопатами. К тому же, формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

        Особое внимание уделялось подготовке к усвоению ритмической структуры слов родного языка с опорой на тактильные ощущения и наглядность ("Каравай, каравай, громче музыка играй!") и привитию навыков воспринимать метрические отношения как  предпосылку для усвоения ударения (ритмико-интонационная разминка). Подготовка к определению слоговой структуры слова в разных формах уже использовалась на занятиях («прохлопывание» слогов, составление разрезных картинок и пр.). С бусослогами ребята работали впервые. Новизна задания позволила справиться успешно. Чтобы затруднения при осознании ритмического рисунка не препятствовали освоению темы, использовалась та же мелодия в итоговой части занятия.

        Считаю, что все использованные мною на занятии методы и формы работы способствовали достижению поставленных целей занятия, так как сама тема, проблема, наглядность, вызывали интерес к изучаемому материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Краткое представление методического пособия «Логопедический лэпбук» по формированию и коррекции слоговой структуры слова «Каравай-каравай…»

Использование сюрпризных моментов, игровых форм, увлекательных заданий и упражнений процесс обучения и научения превращает в интересную игру. Такую, как «Каравай-каравай»&helli...

"Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие"

Борисова Е.А.Издательство: Сфера, 2011 г.Серия: Библиотека журнала "Логопед""Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие"В пособии освещены структур...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в зимний лес"

Несмачных М.А., учитель-логопедКонспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в зимний лес"

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологии логопедического массажа и самомассажа (подготовительная группа 6-7 лет; ТНР, ОНР III, дизартрия, парет. форма)

Конспектиндивидуального логопедического занятияс применением элементов технологии логопедического массажа и самомассажа(подготовительная группа 6-7 лет; ТНР, ОНР III, дизартрия, парет. форма) &la...