Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [ Р ]
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Поникаева Наталия Ивановна

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука  [ Р ]

«ЗАБОРЧИК». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

 «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ИГОЛОЧКА». Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок

"ЧАСИКИ", "МАЯТНИК". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ОРЕШКИ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается вглубь рта.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГРИБОК». Присосать язык к нёбу, тянуть подъязычную связку.

 «БАРАБАНЩИК».Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,  звонко, отчетливо и многократно повторяя: «Д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).

«ГАРМОШКА».Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная  связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык   в верхнем положении.

  «КУЧЕР».Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук «тпру-y-y».  

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Упражнение для постановки звука [ Р ] с механической помощью

Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка.

Ребенок многократно произносит отчетливо звук д-д-д, ударяя энергично кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. В это же время взрослый, держа ребенка за кисть, чистым пальцем ребенка (либо палочкой от мороженного, на которую можно надеть резиновую соску) производить быстрые движения слева – направо, нажимая слегка на язык снизу или дёргая за подъязычную связку. Затем ребенок должен выполнять данное упражнение самостоятельно.  

    Заниматься ежедневно по 10-15 минут, до тех пор, пока не появится самостоятельная вибрация кончика языка.

Упражнение «Комарик»

Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам  и произносит «дззз». Оно будет  очень похоже на «джжж». Сказать ребенку, что это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам, тем самым провоцируется более четкая вибрация.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гтмнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков.

Упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Ш, Ж.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Л]

Артикуляционные упражнения для постановки звука  [Л]...

Комплексы артикуляционных упражнений для постановки звуков

Язычок делает зарядку для звука Л Как часто можно услышать, от малышей вместо слов лампа - вампа, стол - стой, салат - саят. Правильному и чёткому произношению пока ещё трудного звука Л способств...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, З, Ц

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильномупроизнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в ...