Интеграция детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Парамонова Ирина Валерьевна

В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_detey_s_ovz.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

М. П. Степанова

Интеграция детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного ДОУ

В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.

       До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ОВЗ не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья.  Считалось, что наиболее благоприятные условия для развития, обучения и воспитания таких детей могут быть созданы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах).

В нашем детском саду на протяжении многих лет наряду с двумя логопедическими группами, существовала группа для детей с ЗПР. Да, они находились в отдельной группе, но в обычном детском саду, и на прогулках, праздниках встречались и общались с нормально развивающими сверстниками. И нормально развивающие сверстники воспринимали наших детей как обычных, свободно с ними общались, играли.

        Мы с педагогами ДОУ поняли, что формирование толерантности, терпимости к детям с ограниченными возможности здоровья должно происходить именно так.

Психология определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления. В современной отечественной педагогике Б. З. Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как способности человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Чтобы процесс интеграции был успешным необходимособлюдать следующие условия:

  • интеграция должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения (на прогулках, на совместных праздниках, походах, экскурсиях, посещении спектаклей);
  • в своей основе интеграция не может быть директивной, она должна основываться на неформальной ситуации общения;
  • интеграция должна включать в себя совместную деятельность детей  группыкомпенсирующей направленности и группы общего вида.

        Мы стали работать над тем, чтобы расширить общение и взаимодействие детей разных уровней развития и пришли к выводу, что весьма эффективным в этом отношении средством являются коррекционные музыкально-игровые занятия для детей с ЗПР и детей массовых групп.

В результате проведения цикла таких занятий мы заметили, что они способствует формированию у детей групп общего вида альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Дети массовых групп учатся воспринимать детей с ОВЗ как обычных членов общества. Включенность воспитанников с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

В настоящее время   инклюзивное образование обеспечивает доступ к образованию детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе (группе), а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе (ДОУ).

В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ), формирование основ полноценной, гармонической личности, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума.         

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, предлагая родителям (в том числе и родителям детей с ОВЗ) стать активными участниками образовательного процесса. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образовательное учреждение не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и организует консультирование родителей по вопросам воспитания детей. Меняется сегодня и позиция педагога дошкольного учреждения. Он не только воспитатель, но и партнер родителей в воспитании как нормально развивающих детей, так и детей с ОВЗ.

Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.

Именно с цельюпсихолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), создания воспитательного пространства семьи- детского сада - социума в МО «Светогорское городское поселение» был создан Ресурсный центр«Капелька», которыйобъединил родительские клубы по интересам, превратилдетский сад в организующий центр взаимосвязи общественного и семейного воспитания.

Поскольку дети с ОВЗ (с речевыми нарушениями, ЗПР, ДЦП, нарушением зрения и слуха) стали посещать общеобразовательные группы, то мы, учителя – логопеды, стали включаться в работу Ресурсного Центра, привлекая родителей детей с ОВЗ для участия в родительских клубах ДОУ. И таким образом, изменить общественное мнение о детях с ОВЗ, формировать эмпатийное мнение со стороны как нормально развивающих сверстников, так и их родителей по отношению к детям с ОВЗ, повысить профессиональную компетентность у педагогов ДОУ к детям с ОВЗ. Хотя понятна обеспокоенность родителей нормально развивающих сверстников, прежде всего тем, что возможно снижение качества образования нормально развивающих детей. А родители детей с ОВЗ обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности. Педагоги же среди причин, вызывающих опасения, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение инклюзивного образования: отсутствие безбарьерной среды, необходимого оборудования и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов.  

Целью создания ресурсного центра «Капелька» является повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей как нормально развивающих детей, так и детей с ОВЗ, и педагогов на основе популяризации методик, средств и инновационных технологий образовательного взаимодействия ДОУ, семьи и социальных партнеров.

Основными задачами взаимодействия Ресурсного Центра с семьей стали:

  • просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры; консультирование, психологическая поддержка семей, помощь в организации семейного досуга, развитие и поддержка семейных увлечений;
  • расширение образовательного пространства для семей;
  • работа на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ;
  •  повышение уровня профессиональной компетентности у руководителей, педагогов, психологов общеобразовательных учреждений в области технологий и методик инклюзивного обучения;
  • изучение потребности родителей в образовательных услугах;
  • организация взаимодействия ДОУ, семьи и социальных партнеров.

Основные принципы работы Ресурсного центра «Капелька»:

  • единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка;
  • установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
  • изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания;
  • привлечение внимания актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями;
  • создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста;
  • привлечение родителей «неорганизованных детей» МО к сотрудничеству с ДОУ.

        Совершенствуя педагогическое сотрудничество, мы изучаем и распространяем опыт семейного воспитания среди родителей и педагогической общественности в рамках ресурсного центра "Капелька", применяемвариативные формы взаимодействия с семьей, такие как:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые;
  • познавательные;
  • наглядно-информационные;
  • контрольно-оценочные.

Система работы Ресурсного центра "Капелька" направлена на решение задач принятия педагогами семьи как первого и самого главного действующего фактора в воспитании и образовании ребенка и вовлечения родителей и социальных партнеров в активную творческую деятельность.

Организация взаимодействия ДОУ, социальных партнеров и семьи в форме ресурсного центра как системы семейных клубов представляет собой интересную современную модель педагогической работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между ними.

Преимущества взаимодействия Ресурсного центра "Капелька" очевидны.

        Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении личных педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться их индивидуальные запросы и предложения по взаимодействию с ребенком.

        Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, изучает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в ходе проектирования образовательной работы, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

         Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционально окрашенного семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.                        Это возможность проектирования и реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

         Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было не всегда возможно при использовании традиционных форм работ с родителями.

Перспективы:

  1. Дальнейшее успешное взаимодействие с социумом.
  2. Активная пропаганда здорового образа жизни и семейных отношений.
  3. Взаимодействие с различными ветвями власти для поддержки семей.
  4. Активное взаимодействие со всеми средствами массовой информации для создания позитивного образа современной семьи, повышения статуса детства и актуализации внимания к ценностям семьи.
  5. Применение инновационных форм работы для выработки единого подхода в работе с семьёй.

Таким образом, руководствуясь в своей работе тремя составляющими: взаимопониманием, взаимоуважением, взаимодействием – мы надеемся на формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям с проблемами в развитии, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

Список используемой литературы:

  1. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (методическое пособие). Новороссийск, 2013.
  2. Степанова М.П., Макеева Т.Н. Интеграция детей с задержкой психического развития //Дошкольная педагогика// учредитель и издатель ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС». СПб., №2, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии» (из опыта работы)

Основные направления деятельности ГОУ комбинированного вида приорганизации интегративных групп для детей с диагнозом ЗПР. (опыт работы)Общие сведения о детском учреждении. Работа ПМПк. Этапы деятельно...

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

Социальная интеграция детей-билингвов в условиях группы сокращенного дня в ДОУ.

Перед нашим коллективом стоит задача интеграции детей с нерусским родным языком в жизнь группы и ДОУ в целом. Эта проблема решается практически на двух возрастных этапах ...

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ ДОУ

Формирование и развитие  социально – коммуникативных навыков  у детей с ОВЗ и детей – инвалидов в системе дошкольного  образования   являются  наиболее значим...