Главные вкладки

    Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
    статья по теме

    Корочкина Оксана Степановна

     

    Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальнокультурной дезадаптации. Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники) заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Из-за гуманности к детям-инвалидам, в дальнейшем дали другое обозначение – дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности  с одной стороны — возможной, а с другой — как необходимой  области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

         Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальнокультурной дезадаптации. Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники)  заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Семья остается одним из главных средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Из-за гуманности к  детям-инвалидам, в дальнейшем дали другое обозначение – дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности  с одной стороны — возможной, а с другой — как необходимой  области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.

           Российскими учеными ведется поиск эффективных педагогических технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (Н.Г, Морозова, М.С. Певзнер и др.). Широко и всесторонне исследуется передовой зарубежный опыт, раскрывающий пути и средства оптимальной социальной интеграции детей с отклонениями в развитии (А.II. Капустин, Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицина и др.). Также в специальной литературе слабо исследованы условия, механизмы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их социокультурной интеграции.

      Эта ситуация обостряет противоречия между:

    - необходимостью  преодолеть  социальную  незащищенность  ребенка   с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной теоретической разработанностью проблемы ориентации на ребенка как активного субъекта окружающего социума;

    -  отсутствием условий для социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, находящихся на надомном обучении и их потребностью посещать общеобразовательные учреждения;

    1. объективной необходимостью создания комплексной программы социально-педагогической поддержки социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием такого комплексного подхода.

    Исследование осуществлялось в три этапа:          

    Первый этап – выбор темы исследования; изучение специальной психолого-педагогической литературы по проблеме; определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач.

    Второй этап – изучение проблем социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями средствами социально-педагогической поддержки; обработки и анализ полученных результатов проведение анкетных опросов.

    Третий этап - анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление; систематизация и обобщение результатов исследования (формулировка выводов, и методических рекомендаций социальным педагогам по социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении).

      «Социокультурная интеграция личности» - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (прежде всего игровой, образовательной, трудовой).

           Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и. отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений с противоположным полом. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у аномальных чаще, чем у нормальных.

          Анализ государственно-правовых основ современной социальной политики Российской Федерации показывает, что права лиц с ограниченными возможностями приведены в соответствие с нормами международного права. К основным недостаткам законодательной базы относится отсутствие отдельного правового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительно детей с ограниченными возможностями. Отдельные положения, правовые нормы, которые содержатся в разных юридических текстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняет их практическое применение. Тем не менее, они обеспечивают правовую защиту подростков с ограниченными возможностями.

            Был проанализирован опыт общеобразовательных учреждений и общественных организаций, которые организуют социально-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, видно, что  их работа способствует социокультурной интеграции  детей, с ограниченными возможностями.

           Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена в образовательном учреждении и показала, что творческая общественно-полезная деятельность в команде способствовала социальному развитию подростков. Данная деятельность была организована совместными усилиями разных специалистов, и она отвечает потребностям детского возраста, интересна и актуальна как для детей с нетипичным развитием, так и для его обычных сверстников. Все это способствовало успешной социокультурной интеграции.

    Полученные результаты  дают сделать вывод о том, что условием эффективной социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями будет специально организованная в общеобразовательном учреждении социально – педагогическая поддержка, включающая общественно-полезную деятельность детей, объединенных в детскую общественную организацию (ДОО), организацию совместных детско-родительских массовых мероприятий.

    Библиографический список

    1. Волосовец Т.В. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации [Текст]: /Т.В. Волосовец. -  М.: 2003.

    2.  Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст]: О.С. Газман // Новые ценности образования. - М, - 1999. - № 3. - С. 60.

    3.  Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции [Текст]: / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок - М.: Теревинф, - 2005. - С 7.

    4. Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст]: Р.П. Дименштейн, П.Ю. Кантор, И.В. Ларикова. / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. - М.: Теревинф, 2006. - С. 71.

    5.  Зайцев Д.В. Интегрированное образование как форма реализации права на образование детьми-инвалидами [Текст]: Д.В. Зайцев. // Образование и права человека. - Воронеж: ВГУ, - 2002. - С. 65-71.

    6.  Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Д.В. Зайцев. // - Педагогика. - 2003. -  №1. - С. 21-30.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

    Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

    "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

    Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

    Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

    О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

    Статья "ОБ УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЩМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

    В данной статье говорится о воображении, как одном из условий успешной интеграции...

    РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

    Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом....


     

    Комментарии

    Кочнева Елена Петровна

    Забрала себе в копилочку. Спасибо!