РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Ким Любовь Матвеевна
Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Исследование процесса интеграции, разработка его принципов, механизмов, ключевых направлений, практическое решение задач интегрирования в общество лиц с ограничениями жизнедеятельности можно отнести к числу наиболее важных проблем социологии.

В процесс интеграции включены все члены общества, все социальные общности, независимо от возраста, образования, состояния здоровья, этнической и социальной самоидентификации, социального статуса. Вместе с тем реальная практика демонстрирует постоянную или спорадическую изоляцию некоторых социальных групп, их маргинализацию и даже эксклюзию. В первую очередь эти явления затрагивают лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые ввиду каких-либо ограничений жизнедеятельности не могут выполнять типичные для общества виды деятельности.

Наличие проблемы интеграции детей с ОВЗ в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной  педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция, включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

Интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать:

  • воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
  • активное участие в данном процессе самого ребенка;
  • совершенствование самого общества и системы социальных отношений, которые в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказываются недоступными для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение способностей:

  • адекватно вести себя,
  • эффективно общаться с окружающими.

Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.

Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной) [5].

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ОВЗ в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция - формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

Социокультурное взаимодействие дает многое как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. А у детей с ограниченными возможностями в развитии ведет к формированию положительного отношения к своим ровесникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения.

Положительное отношение, понимание и принятие социумом ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие.

Установки здоровых могут стать решающим компонентом успеха или провала в социуме детей с отклонениями в развитии.

Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет.

По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования - подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные отклонения.

В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с одной стороны неприятие и даже враждебность, с другой - симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов.

Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
  • программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;
  • программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.

Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.

Нам представляется, что социокультурная интеграция – это интеграция со все большей долей участия компьютерных средств, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для социализации детей с ОВЗ.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в социокультурной интеграции детей с ОВЗ позволяет создавать оптимальные условия для коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности детей с проблемами развития.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств в социализации детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого материала.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в социокультурной интеграции оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Необходимым условием внедрения инновационных технологий в процесс интеграции инвалидов в общество являются:

- использование достижений современной техники и технологий для создания и применения устройств, обеспечивающих безбарьерную среду для инвалидов;

- внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания технологий, направленных на укрепление психосоматического здоровья (социальный патронаж, санаторий на дому, реабилитация с использованием методов адаптивной физкультуры, хоспис на дому); реализация трудового потенциала (государственно-частное партнерство в создании рабочих мест); поддержание их социальных контактов (социальное такси, мобильные социальные службы, социальный туризм и др.).

- развитие социального партнерства в процессе интеграции инвалидов в социум: расширение участия государственных, общественных, частных организаций, развитие волонтерского движения (проведение совместных акций, фестивалей, форумов);

- более активное вовлечение семьи в решение проблем интеграции инвалидов (уход на дому, социальное сопровождение, психологическая поддержка); создание общественного института контроля формирования безбарьерной среды жизнедеятельности и реализации индивидуальных программ реабилитации как основных направлений интеграции инвалидов в общество;

- совершенствование системы непрерывного образования для всех категорий специалистов системы социальной защиты населения, разрабатывающих и реализующих интеграционные технологии.

Деятельность государства и общества, направленная на содействие интеграции инвалидов, по-прежнему отстает от европейских стандартов и недостаточно реагирует на острые нужды инвалидов, чтобы предотвращать обострение их социальных проблем.

Значимость разработки теоретико-методологических основ и механизмов интеграции инвалидов в общество обусловлена не только ростом их численности, расширением потребностей общества в трудовых и личностных ресурсах лиц с ограниченными возможностями, но и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов, независимо от их физической или интеллектуальной состоятельности, об обязанности общества приспособить условия своей жизнедеятельности к нуждам и потребностям инвалидов.

Новыми для России следует считать разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности лиц с ОВЗ как важного направления процесса интеграции таких ученых, как М.М. Айшервуда, Н.Ю. Гаубрих, Н.Ф. Дементьевой, Л.Н. Индолева, Х.Ю. Кальмета, Ю.В. Колосова, Е.Г. Леонтьевой, С.Н. Пузина, И.И. Рыбаковой, А.А. Скобянина, В.К. Степанова, Н.Д. Талалаевой, С.Ф. Траутвейн, Л.П. Храпылиной, В.А. Цветкова, Л.Н. Чикиновой, Н.Н. Якимовой.

Информационные технологии (ИТ) - один из способов социокультурной реабилитации, так как они заключают богатейшие реабилитационные возможности. Овладение ими позволяет инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми. Специальные компьютерные продукты, технологии и аппаратные средства помогают восполнять ранее утраченные или не развитые качества.

Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, возможность получить профессию на условиях дистанционного обучения - все это лишь малая часть возможностей социокультурной реабилитации инвалидов, связанных с использованием компьютеров.

Ряд современных исследователей предлагает рассматривать новые ИТ как специфический вид символической реальности, которая создается на основе взаимодействия компьютерной техники и социума. Отличительной особенностью этих технологий является возможность человека не только наблюдать и переживать эту символическую реальность, но и активно действовать в ней. Более продуктивным представляется понимание Интернета как потенциальной среды для инвалидов при формировании новой социально-культурной практики, основанной на интеграции и соединении достижений науки, искусства, религии.

Вопрос использования современных ИТ и ресурсов сети для образования детей с ОВЗ представляется весьма многоплановым. Необходимо подготовить молодых людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в информационной среде, эффективно использовать ее возможности, научить самостоятельно действовать. Актуальность проблемы обусловлена тем, что выпускники специальной школы наравне с другими выпускниками вступают в общественно-политические, социальные отношения, участвуют в многообразных бытовых ситуациях, однако они испытывают затруднения из-за особенностей психофизического развития.

Итак, проблема социокультурной интеграции детей с ОВЗ сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной проблемой, так как в ходе её решения затрагиваются интересы всего общества, представителей различных социальных групп и главное - подрастающего поколения - будущего нации.

Список литературы:

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М., 2001
  2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17
  3. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000
  4. Мустаева Ф. А. Основы социальной ᴨпедагогики. М., 2001
  5. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 1998. - №6. - С. 31-39
  6. Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие - М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно...

Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом....

"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Проблема социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья

Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для инт...

Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья

Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для инт...