Главные вкладки

    Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Белобородова Юлия Геннадьевна

    здоровья в дошкольном учреждении.

    На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями должна быть организована пространственно-предметная среда для решения коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных задач. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование  информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

    На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями должна быть организована пространственно-предметная среда для решения коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных задач.

    В настоящее время в отечественной педагогике и логопедии в частности, накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникативных технологий. Между тем данный аспект в коррекционной практике остается актуальной проблемой, т.к. возможности ИКТ для развития и обучения подрастающего поколения часто используется неэффективно или не в полной мере.

    Совершенствуя свои практические навыки, и одновременно постигая возможности компьютерных программ, коррекционные педагоги признают, что ИКТ расширяют возможности их профессиональной деятельности, в т.ч. при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью сказать, что грамотное овладение педагогами, логопедами, дефектологами современными интерактивными технологиями и активное их использование является одним из перспективных направлений коррекционной педагогики. При внедрении в педагогическую деятельность интерактивных технологий решаются следующие задачи: с одной стороны – у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой – использование подобных технологий позволяет педагогам расширит собственные возможности, что также отражается на результатах проводимой коррекции.

    Специалистами нашего детского сада с помощью ИКТ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое позволяет педагогу сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с ПК вызывает у ребенка живой интерес, способствует формированию у них познавательной памяти и внимания, логического мышления.

    Важно отметить, что, несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который коррекционный педагог может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся во Всемирной Сети материал, не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту или индивидуальным особенностям именно этого конкретного ребенка, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с задержкой психо-речевого развития. Поэтому доработка и расширение компьютерного материала является на сегодняшний день актуальной задачей.

    Эффективность занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятий особого внимания и особых средств воздействия. Но Главная цель при использовании ИКТ – не заменить традиционные средства, а дополнить их.

    Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы ни была она эффективна, не заменит живого общения с детьми. Компьютерные технологии на занятиях не цель, а инструмент педагога, средство, активизирующее коррекционный процесс. Так, применение презентаций, дидактических видеоигр, видеороликов на занятиях логопеда, дефектолога, психолога позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми дает возможность оптимально решить несколько  задач:

    - формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

    -  способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;

    - воспитывать стремление достигать положительный результат;

    - развивать высшие психические процессы – память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

    - совершенствовать разные компоненты речевой системы;

    - осуществлять индивидуальный подход в обучении;

    - обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

    Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их ярче, крупнее, реалистичнее). Что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.

    Игры и упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у педагога появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствует формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремиться говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни. На индивидуальных занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

    Мы провели анкетирование родителей на тему: «Использование ИКТ в детском саду». Анкета состояла из 7 вопросов:

    1. Считаете ли Вы внедрение ИКТ в детском саду необходимостью современной жизни?
    2. Есть ли у Вас дома компьютер, планшет, ноутбук с выходом в Интернет?
    3. Ваш ребенок использует компьютер для… развивающих игр,  игры-стрелялки, бродилки и др., мультфильмы, фильмы, аудиокниги.
    4. Ваш ребенок играет на компьютере…один, с друзьями, с родителями.
    5. Сколько времени в день Ваш ребенок проводит за компьютером…2 часа, 30 минут, 15 минут, другой ответ.
    6. Считаете ли Вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребенка в лучшую сторону?
    7. Можно ли, по Вашему мнению, использовать компьютерные технологии как одну из форм закрепления логопедического материала с детьми дома?

    Анализ анкет показал, что 85% родителей детского сада считают внедрение ИКТ в деятельность детского сада современной необходимостью. У 100% респондентов дома имеется компьютерные средства (планшет, ноутбук, компьютер и др.). Далее 70% опрошенных сказали, что используют компьютер для показа своему ребенку мультфильмов, кинофильмов, также 70% ответили, что их детям компьютер необходим для игр-бродилок, игр-стрелялок. Используют компьютер для развивающих игр 50% родителей. 5% отметили, что вместе со своими детьми слушают аудиокниги. А вот под контролем родителей играют в компьютерные игры всего 45%, чаще всего дети остаются с компьютером один на один - так ответили  55%, еще 20% играют с друзьями. При ответе на вопрос может ли изменится в лучшую сторону речевое развитие ребенка, если грамотно использовать на занятиях логопеда ИКТ, положительный ответ дали 95% опрошенных и 5% отрицательный. Понятна стала позиция родителей на просмотр телевизора их малолетними детьми с ОВЗ – 35% родителей оставляют 30 минут времени, 50% родителей один час, два часа проводят перед телевизором 20% дошкольников, имеющих особые образовательные потребности.

    100% родителей уверены в том, что им будет проще заниматься с детьми дома, если включить в задание компьютерные развивающие игры и материал.

    Через электронную почту домашние задания родителям посылают 3 педагога детского сада (17%), ведут свой персональный сайт, где родители всегда могут найти домашние задания и развивающие игры для детей 8 педагогов (44%), также все группы детского сада ведут собственные сайты, где выкладывают свои рекомендации, новости и другие интересные события детского сада для ознакомления родителей.

    Постоянно функционирует, обновляется и пополняется официальный сайт детского сада, где в разделе Газета ДОУ родители и коллеги могут ознакомиться со всеми номерами периодического издания, содержащего в своих постоянных рубриках не только новостную ленту и фоторепортажи, а также развивающие игры по разным направлениям.

    В МАДОУ №46 специалисты в работе с детьми с отклонениями в развитии, используют интерактивные пособия, рекомендованные федеральными государственными образовательными стандартами.

    Прежде всего, это методика с видеобиоуправлением. Целью данного пособия является развитие физических и когнитивных способностей ребенка.

    Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением  содержит интерактивные игры, направленные на развитие физических и когнитивных способностей ребенка.

    Подобные игры не носят соревновательный характер между участниками, что обеспечивает безопасное игровое пространство.

    Дружественный, интуитивно понятный интерфейс программы и процесс установки не требует от пользователя специальных знаний ПК.

    Использование ИКТ добавляет много красок,  познавательного интереса в занятие педагога.

    Также в нашем детском саду педагоги в работе с детьми с отклонениями в развитии применяют и другие интерактивные программы, часть которых сегодня представлена на семинаре:

    Одно из направлений работы ДОУ, которое определено Федеральными государственными стандартами – «информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме… проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения программы дошкольного образования».

    Программы «Шаг за шагом» и «Развивающие игры» позволяют организовать мониторинг достижений детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей на основе четко разработанных критериев по всем важнейшим сферам развития дошкольников.

    Индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом дошкольном учреждении.

    Перечисленные интерактивные развивающие программы включают как простые упражнения так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы для с детьми с разным уровнем развития.

    Развитие слухового восприятия очень важно для становления правильной речи. В этом незаменимую роль играют аудиоупражнения на развитие слухового восприятия, богато представленные в этих программах. Кроме того, программы специализированы для логопедической работы («Лого Игры», «Смотри и Говори»). Многие программы включают контент, который можно использовать при работе со слабослышащими детьми (например, печатные материалы для обучения чтению целыми словами, синхронная печать текста аудиоинструкций, видеоматериалы, обучающие чтению по губам).

    Программы просты и удобны в использовании, работа с ними не требует специальной подготовки педагогов.

    Привлекательный дизайн и разнообразные упражнения помогают создать игровую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность.

    Кроме интерактивного контента большинство программ содержит разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.

    Программа «Говорящие картинки» - интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми младшего дошкольного возраста.

    Упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшения артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей.

    Список литературы

    1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
    2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
    3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
    4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
    5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
    6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

    «Медиа ресурсы в сопровождении образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритет...

    Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

    Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

    «Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

    Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...