Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Демонова Светлана Александровна

 Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог  успешного получения образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_sreda.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развивающая предметно – пространственная  среда специализированного дошкольного учреждения  с приоритетным направлением присмотра и оздоровления имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся тем от предметно-развивающей, тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей детского сада присмотра и оздоровления.

Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды нацелена на восстановление связи между ребенком и его окружением.

Доступность и целесообразность информационного поля коррекционно - развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду. Содержание среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно - возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.

Педагогический процесс и преемственность в организации среды для младшего и старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.

В детском саду присмотра и оздоровления, развивающая коррекционная  среда имеет свою  специфику,       и   призвана       обеспечить   коррекционные   условия   для полноценного развития всех видов детской деятельности.

Предметная среда нашего учреждения решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.

Коррекционно-развивающая среда расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач для воспитанников детского сада присмотра и оздоровления.

Взаимодействие ребенка с нарушением здоровья  с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т е среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей.

Учитывая потребности детей  нашего детского сада присмотра и оздоровления находящихся на разных этапах лечения и оздоровления, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды.

Активную роль в жизни ДОУ играют родители воспитанников. Одно из основных задач ДОУ в работе с родителями является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе реализации ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы. Привлечение их к активному участию в воспитательно–образовательном процессе. Для этого мы планируем работу, которую можно разделить на следующие блоки: познавательный, информационно – аналитический, досуговый и  наглядно – информационный.

Познавательный: семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, индивидуальные консультации и т.д. 

Информационно – аналитический: анкетирование, социологические опросы, сайт ДОУ, электронная почта и т.д.

Самым популярным из этого блока является сайт ДОУ, в связи с занятостью, мобильностью и нехваткой времени у родителей он пользуется большим спросом. На сайте они могут узнать приоритетные направления ДОУ, квалификационные характеристики педагогов, мероприятия и планы учреждения на будущее.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, совместные субботники, экскурсии за пределы ДОУ, и т.д.

Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Сюда можно отнести, выставки детский работ ,  конкурсы, экскурсии в библиотеку, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Наглядно-информационный:  Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, паспорт здоровья, открытые занятия, мини библиотеки, тематические дни и  недели.

У каждой группы в ДОУ есть визитная карточка. Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки”.

В сочетании выше изложенных форм работы с родителями следует  отметить положительные результаты в развитии коррекционно-развивающей среды  в ДОУ. Родители активно включаются в работу детского сада и понимают значимость коррекционной развивающей среды нашего учреждения.  Без родительской поддержки  процесс воспитания  и обучения, по крайней мере, был неполноценный. Поэтому особое внимание должно уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей и  дифференцированный подход к семьям разного типа.

Созданная коррекционно-развивающая  среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, умениями и навыками.  Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

«Создание специальной предметно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и разные возможности дошкольного образования».

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка   привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России....

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

      Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd...

«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограни...