«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал

Трусова Елена Львовна

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_trusovoy_e.l._detskiy_sad_no_12.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Основными целями современного образования являются обеспечение

его общедоступности, расширение вариативности и повышение качества

образовательных услуг. Образование детей – один из наиболее важных

вопросов, стоящих перед каждой семьей и перед государством. Образование

ребенка с ограниченными возможностями здоровья – огромная проблема для

семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует

право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации. Поскольку с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, а общество выдвигает новые гуманные запросы, необходимо развивать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику через создание специальных условий.

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в организациях образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями. 

Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

- Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).

- Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

- Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).

- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

- Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

Инклюзивное образование в ДОО реализуется через следующие модели:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютора.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за поведением в группе;

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО создается ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. руководитель, воспитатель, мед.сестра.

Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОО проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Проблемы инклюзивного образования:

- отсутствие нормативно-правовой базы;

- своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОО;

- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;

- нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог);

- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

Перспективы инклюзивного образования: создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования; обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка   привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...

Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России....