«Создание специальной предметно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и разные возможности дошкольного образования».
статья (старшая группа) по теме

Клочкова Татьяна Львовна

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО «Создание специальной предметно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и разные возможности дошкольного образования».

Автор: Клочкова Т.Л.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность  испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

           Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды  активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

Учитывая что, пространственная среда это составная часть развивающей среды дошкольного детства в МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №7 большое внимание уделяется качественному формированию такого пространства.

В детском саду создано единое пространство, гармонично используется среда групповых комнат, кабинетов и залов: музыкального зала, физкультурного зала, изостудия, кабинет экологии, психологической разгрузки и русского народного творчества («Русская изба»).

В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Педагоги продумали, как в группах рационально и целесообразно расставить  мебель с выделением различных зон и уголков, учитывая при этом все тонкости. Например: «зона обучения» хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов  не копирует школьный подход - они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т.е. так,  чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.

Предметно-пространственная среда в детском саду ориентируется на зону «ближайшего развития», т.е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы.

Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.

Каждая возрастная группа разделена на центры (зоны). Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть гупповой комнаты получившая название «Центр грамотности» имеет:

  • Литературный центр  с книгами предназначенными для чтения детям данного возраста: произведения фольклора, сказки русские народные и народов мира, произведения русских и зарубежных классиков, произведения современных авторов и т.д.
  • Цент речевого творчества  где имеются игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Материал подобран, так что у детей развивается мышление, воображение, мелкая моторика, тактильные ощущения, умения соединять в единое различные предметы: крупу воск, скорлупки от орехов, веревки, фольгу и др, умение играть в настольно-печатные игры.
  • В зоне театрализованной деятельности благодаря декорациям маскам костюмам имеется возможность, быстро создать театральную сцену, цирковую арену, сказочный замок и т.д. Воспитателями используется звуковой «дизайн» в xoде  подобные занятий, а также перед сном, во время приема пищи: записи звуков природы, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях  развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в группах  дошкольного учреждения созданы «центры науки», состоящие из уголка природы и места для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами.  

  • В зоне детского экспериментирования наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства   различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Цветная вода», «Солнечный зайчик», «Разноцветный мир», «Цвета радуги» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.  Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.
  • Уголок природы, где дети учатся ухаживать за комнатными растениями (поливают, рыхлят почву, протирают листья), сравнивают объекты по признаку живое – неживое, анализируют сезонный растительный материал, ведут календарь наблюдений, занимаются посадкой и уходом за луком, овсом, рассадой. Что позволяет развивать экологическое воспитание, умение и желание действовать сообща, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

В «Центре занимательной математики» (игротеки) помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. Дошкольники учатся играть в дидактические игры, узнавать числовые величины, различать пространственно-временные отношения, понимать символики, схематичности и условности. Это развивает у детей логическое мышление, память, внимание, воображение.

В «Центре строительно-конструктивных игр» кроме материалов по конструированию располагаются силуэты, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы), опорные схемы и имеются материалы по ориентировки в пространстве.

«Игровой центр» помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Приобретают умение преобразовывать небольшие пространства в игровые центры для разыгрывания сказок, игровых ситуаций, театральных действий, сюжетно-ролевых игр. Используя при этом макеты; наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера; игровое оборудование (посуда, мебель); символы пространства (цветы, грибы, скамейка) и др..

«Центр искусства». Творческая деятельность для ребенка наряду с игровой деятельностью имеет важное значение, потому, что это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. В процессе деятельности используются трафареты, силуэты, краски, кисти, которые дети используют во время изобразительной деятельности; цветная бумага, картон, ножницы, пластилин нужны для аппликации, конструирования. Большой популярностью у детей пользуются нетрадиционные виды изобразительной деятельности, в которой присутствуют губки, штампы, тампоны, свечи, нитки, зубные щетки. Во время творческой деятельности у детей развивается фантазия, воображение, смекалка, мелкая моторика, развивается восприятие цвета и формы. Детские работы присутствуют в оформлении групповых комнат и на стенде детского сада. Каждая группа имеет широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.

Для развития у детей физических навыков оборудован зона «Физической культуры». Она имеет различные материалы для игр и спортивный инвентарь.  Который помогает развивать двигательные навыки, способствует оздоровлению детского организма, укрепляет мышцы. Во время игр воспитывается чувство коллективизма, умение действовать в группах и команде.

В «Творческой мастерской» реализуются замыслы и фантазии. Дошкольники в своих работах используют ткань, дерево, бросовый и природный материал. Детские работы присутствуют в оформлении, как групповой комнаты, так и на выставочном стенде детского сада.

Зона «Повседневного бытового труда» пользуется у детей большой популярностью. Девочки учатся использовать предметы и материалы (утюги, посуда, тазики, гладильные доски) на примере мамы и бабушки. А мальчики играя инструментами (пила, молоток, дрель, отвертка) узнают их назначение и учатся использовать в работе. Дошкольники используя предметы повседневного бытового труда в сюжетно-ролевых играх приобретают жизненный и социальный опыт.

В МБДОУ ЦРР Д/С №7 педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудована комната «Русского народного творчества» («Русская изба»). Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. «Русскую избу»  очень любят дети, здесь проходят литературные вечера, посиделки, занятия посвященные истории родного края, военно-исторические мероприятия.

Попадая в «Изостудию» дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.

Для обеспечения психического благополучия детей в детском саду действует «Кабинет психологической разгрузки». Атмосфера психологического кабинета очень важна для ребенка она способствует спокойствию и защищенности. Кабинет разделен на несколько зон: игровую, зону развивающих занятий, зону релаксации и психического расслабления, зону консультативной работы, организационно-планирующей деятельности психолога. Все функциональные зоны кабинета подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей и взрослых.

В Центре развития в настоящее время действует группа короткого пребывания, игровой поддержки и группа предшкольного образования. Для успешной работы центра была проделана большая работа по организации предметной среды с учетом возрастных особенностей и времени пребывания детей. Центр оборудован мягкими модулями, сухим бассейном, красивой детской мебелью на регулируемых ножках. Очень нравиться малышам дидактический стол, где они могут выбрать себе игру по желанию. Особенность нашего центра состоит в том, что игровые занятия проходят на самом современном уровне. Развивающие ситуации направлены на развитие познавательных, музыкальных и математических способностей малышей. А самое главное дети приобретают опыт общения с незнакомыми людьми.

При построении предметно-развивающей  среды учитывались следующие принципы:

Принцип активности самостоятельности, творчества        

- позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип динамичности        

- позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип гибкого зонирования        

- позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей         

- позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов        

- визуальное оформление предметной среды.

Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого        

- позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости - закрытости        

- позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.

Педагогическим коллективом МБДОУ Центр развития ребенка д/с №7  создана, предметно-развивающая среда способствующая обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечена целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников. Благодаря творческой фантазии всех участников образовательного процесса детский сад воспринимается как особый центр культурной, эстетической и оздоровительной деятельности детей, педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно-развивающей среды детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредст...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ, ВЕДУЩУЮ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И РАННЕЙ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В любом цивилизованном обществе забота о детях сиротах является главной нравственной задачей. Человек, получивший воспитание в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самосто...

«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....