Главные вкладки

    Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении"
    презентация по коррекционной педагогике

    Ложкина Виктория Сергеевна

    Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_pmpk_s_ovz.ppt766 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении. Педагог-психолог Ложкина В. С.

    Слайд 2

    ПМПк Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий , объединенный общими целями , скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой , а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

    Слайд 3

    Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст.2 п.16 Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса) .

    Слайд 4

    Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст.55 п.3 Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии .

    Слайд 5

    В состав специалистов ПМПк Педагог-психолог, логопед и дефектолог, непосредственно работающие с ребенком — воспитатели или учителя, специалист сопровождения (тьютор), социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен завуч по УВР или руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, иной администратор.

    Слайд 6

    Специалисты ПМПк специалист задачи Педагог-психолог Уточняет тип отклоняющегося развития . Выбирает направление коррекционной работы и её последовательность Учитель-логопед Исследование речевой сферы Учитель -дефектолог (педагог класса) Определяет адекватные возможностям ребёнка условия и форму обучения в рамках вида образовательного учреждения. Исследует сформированность образовательных навыков и умений и их соответствие образовательной программе ОУ. Социальный педагог (социальный работник школы) Исследование социальной среды вне ОУ, особенности социального статуса семьи.

    Слайд 7

    ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ПМПК (дети дошкольного возраста) Родители (законные представители) ребенка для проведения обследования ребенка предъявляют следующие документы: 1) Заявление о проведении обследования ребенка на комиссии от родителей (законных представителей) – на бланке ГАУ «ОЦДиК» (образец заявления на сайте www . cdik . het ); 2) Согласие на обработку персональных данных от родителей (законных представителей) (образец на сайте www . cdik . het ); 3) Свидетельство о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); 4) Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии); 5) Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) (образец заявления на сайте www . cdik . het ); 6) Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); 7) Подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) (образец выписки истории развития ребенка на сайте www . cdik . het ); 8) Заключение врача –психиатра на отдельных бланках в соответствии с требованиями (при необходимости); 9) Заключения ЛОРа, окулиста, невролога на отдельных бланках в соответствии с требованиями (действительны 1 год); 10) Характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) (образец характеристики на сайте www . cdik . het ); Результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунок карандашом); 12) Для детей-инвалидов – копия ИПР или ИПРА (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии) и справка МСЭ об инвалидности (оригинал и копия).

    Слайд 8

    Перечень документов для прохождения ПМПК для школ 1.З аявление о проведении обследования ребенка на ПМПК; 2.К опия паспорта или свидетельства о рождении ребенка; 3. Направление на ПМПК; 4. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов); 5.Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией; 6.Письменные работы по русскому (родному) языку, математике; 7. К опия мед.заключения или мед. эпикриза (при наличии); 8.С правка об инвалидности (при наличии); 9. К арта медицинского обследования ребенка (бланк ПМПК); 10. К опия справки от ВКК (при определении обучения на дому); 11. Копия паспорта родителя (паспорт для предъявления); 12. В ыписка из истории развития ребёнка для направления на ПМПК

    Слайд 9

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Общие сведения: Фамилия, имя, отчество ребёнка: Дата рождения ребёнка: Адрес регистрации по месту жительства: Адрес фактического проживания: Сведения о родителях (законных представителях): С кем проживает ребёнок: Контактная информация семьи: История обучения ребёнка до обращения на ЦПМПК: Когда (в каком возрасте) и откуда поступил в образовательную организацию: Причины перевода из другой образовательной организации: Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации: Группа: Программа обучения : Форма обучения: Возраст поступления в образовательную организацию: Степень подготовленности: Сколько времени находится ребёнок в данной образовательной организации: Особенности адаптации ребёнка к данной образовательной организации: Отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности: Отношение к словесной инструкции педагога, реакция на неё: Сформированность коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.: Принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных: Какие трудности выявлены при обучении: . Развитие моторики и речи: Работоспособность и особые трудности, наблюдаемых в учебном процессе: Уровень общего развития (степень отставания от большинства детей): Общая осведомлённость ребёнка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом): Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников: Какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.): Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребёнку уделяется недостаточно внимания ): Отношение самого ребёнка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям: Возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: Обобщённые выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребёнка: Цель составления документа: по запросу ЦПМПК «_______________»___________20_______г. Директор _______________ ______________\_______________ _______________ _______________\______________ _______________\______________

    Слайд 10

    Направление на ПМПК Направление на ПМПК ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (официальное название учреждения, ведомственная принадлежность) Направляет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка, возраст, адрес) На обследование ПМПК в связи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (указываются конкретные показания к направлению ребенка на ПМПК) Приложение (перечень документов, направляемых обратившимся учреждением) ______________________________________________________________________________ Печать учреждения Подпись руководителя учреждения

    Слайд 11

    Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ. Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК , либо по запросу родителей (лиц их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении.

    Слайд 14

    Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ. Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами (в том числе и психологом) является скрининговая диагностика. Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. В первую очередь, это относится к детям, поступающим в первый класс, но также и к новым детям, поступающим во второй и последующие классы. Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и индивидуальном образовательном маршруте, следует начинать не ранее третьей недели школьного обучения. Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.

    Слайд 15

    Психологом должны быть оценены следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы: Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания); Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость); Особенности речевого развития; Аффективные и эмоциональные особенности ребенка; Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект); Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка); Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения. ПЕДАГОГ Поведение; Темповые характеристики деятельности; Познавательное развитие; Речевое развитие; Овладение программным материалом; Игра и общение с сверстниками; Эмоциональные особенности; Моторное развитие.

    Слайд 16

    Психологическое обследование 1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии. 2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками. 3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы. 4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком. 5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий. 6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей.

    Слайд 17

    Психологическое обследование В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, особенности латерализации, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.

    Слайд 18

    Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ. Второй этап консилиумной деятельности - коллегиальное обсуждение полученных результатов. Индивидуальная образовательная программа (ИОП), ее отдельные компоненты, в данном случае психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ обсуждаются совместно с родителями, согласуются с их возможностями и пожеланиями и, в конечном итоге, индивидуальная образовательная программа должна быть подписана родителями. Важным элементом ИОП является определение периода, на который эта программа разрабатывается.

    Слайд 20

    Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ. Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений школьного консилиума — реализация индивидуальной образовательной программы. Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках ИОПл или АОП, итоговое обследование.

    Слайд 21

    Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе: Группа Функционал Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов): финансовое обеспечение реализации АОП; внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.); кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование); обеспечение материально-технических условий (безбарьерной предметной образовательной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды); поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.); организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и оценка эффективности деятельности специалистов школы в направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ.

    Слайд 22

    Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе: Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) – члены ППк Ра зработка индивидуальных образовательных программ; Отслеживание динамики развития обучающегося; оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов; Помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; Консультирование родителей.

    Слайд 23

    Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе: Учитель (основной) Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации АОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка: участие в разработке адаптированных образовательных программ; разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся; организация развивающей среды в классе; создание и поддержка эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование у детей отношений сотрудничества, принятия; формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации; выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося; применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных образовательных программ; при необходимости – адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.); выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе – детей с ОВЗ.

    Слайд 24

    Функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе: Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования У частие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ; помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе - детей с ОВЗ; применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе – с ОВЗ.

    Слайд 25

    Литература Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012 Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

    Слайд 26

    Литература Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, 2010. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

    Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

    В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

    Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

    Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

    Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

    здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно...

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...