Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования
статья на тему

Ведерникова Анастасия Евгеньевна

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные формы дошкольного образования, одной из которых являются Консультационные центры, являющиеся структурными единицами ДОУ. Такой подход обеспечивает включение детей с особенностями в развитии и их семьи в единое образовательное пространство. 

В целях обеспечения психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и заботы о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие, для семей, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного образования, на базе МБДОУ д/с № 8 г. Североморска создан Консультационный центр для родителей неорганизованных детей раннего и дошкольного возраста. в том числе с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

В России проживает свыше 142 млн. человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около 600 000 из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в образовательных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, испытывают проблемы социально-психологического, внутрисемейного характера. По данным статистики содержание больного ребенка в 3 раза выше, чем здорового. Основной бюджет идет на создания полноценных условий для коррекции и развития детей, для приобретения необходимого коррекционно-развивающего оборудования, полноценного отдыха и общения детей-инвалидов.

Дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением, пониженной самооценке.

Многочисленные исследования (Н.Ю. Иванова, Н.Л. Коваленко, Г.Л. Аксарина, А.Г. Румянцева и др.) свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с особенностями в развитии ограничена семейным кругом, поэтому детям зачастую трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка, вследствие чего малыш начинает пользоваться своей ущербностью, становится ревнивым, требует повышенного внимания, что может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные формы дошкольного образования, одной из которых являются Консультационные центры, являющиеся структурными единицами ДОУ. Такой подход обеспечивает включение детей с особенностями в развитии и их семьи в единое образовательное пространство.  

В целях обеспечения психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и заботы о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие, для семей, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного образования, на базе МБДОУ д/с № 8 г. Североморска создан Консультационный центр для родителей неорганизованных детей раннего и дошкольного возраста. в том числе с особыми образовательными потребностями.

Работа специалистов центра (педагога- психолога, учителя – логопеда, воспитателей) направлена на осуществление бесплатной консультационной, диагностической, методической и коррекционно-развивающей работы с семьями, имеющими детей  в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.

Деятельность Консультационного центра осуществляется на основе  Положения о КЦ, плана и графика работы. С целью ознакомления родителей о предоставлении услуги информация о деятельности КЦ представлена на сайте ДОУ (http://дс8.рф), опубликована в СМИ («Североморские вести», «РИО Североморск»).

Актуальность темы и обоснование:

Консультационный центр позволяют повысить доступность дошкольного образования для всех детей, с учётом их  возраста и особенностей развития, даёт возможность вовлечь семьи детей, не охваченных дошкольным образованием, в единое информационное образовательное пространство. Деятельность специалистов КЦ направлена на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей раннего и дошкольного возраста.  

Деятельность педагога-психолога Консультационного центра (далее по тексту КЦ) ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями, а также их семей, родителей (законных представителей), осуществляющих воспитание детей в условиях семьи.

При построении своей работы учитываю принципы психологической безопасности образовательной среды:

 - Опора на развивающее образование, развитие всех сфер (логика взаимодействия педагогов, родителей и детей, а не воздействия).

- Психологическая защита каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (устранение психологического насилия во взаимодействии).

- Помощь в формировании социально-психологической умелости (анализ ситуации и выбор соответствующего поведения, самостоятельность в решении возникающих проблем) [1, с.87]

Цель деятельности педагога-психолога заключается в содействии успешной социализации детей, их семейному и социальному благополучию, сохранению и укреплению их психологического здоровья, профилактика и коррекция проявлений дезадаптации. Для реализации цели решаю следующие задачи:

  1. Изучение особенностей психологического развития ребёнка, определение его актуального состояния и резервных возможностей.
  2. Разработка рекомендаций для родителей (законных представителей) по оптимальному взаимодействию, обучению, развитию, социализации ребёнка.
  3. Развитие дефицитарных составляющих психологического развития ребёнка, коррекция нарушений.
  4. Просвещение участников образовательного процесса по актуальным вопросам образования, детского развития с точки зрения психологической науки.
  5. Психологическая поддержка, консультирование родителей (законных представителей), имеющих ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Планируемые результаты:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей, получивших методическую, психолого — педагогическую, диагностическую и консультативную помощь;
  2. Формирование адекватной самооценки ребенка;
  3. Безболезненная адаптация детей-инвалидов раннего возраста к условиям жизни в обществе;
  4. Успешная социализация дошкольников с ОВЗ, не посещающих детский сад;
  5. Снижение значимости травмирующего фактора;
  6. Обучение детей снятию напряжения

Диагностическая и коррекционно-развивающая работа проводится в присутствии родителей (законных представителей), по окончании выдаются устные или письменные рекомендации

При ведении сопровождения, с родителями (законными представителями) заключается договор на 1 год.

Родитель (законный представитель) имеет право посещать индивидуальные коррекционно-развивающие, игровые сеансы КЦ, наблюдать за игрой детей, задавать интересующие его вопросы.

Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

В своей работе использую различные формы работы:

  1. Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направленна на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.
  2. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.
  3. Индивидуальные и групповые занятия с детьми и их родителями (законными представителями).

На занятиях использую элементы сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, интерактивные игры, игры драматизации. Здесь родители (законные представители) узнают о наиболее эффективные формы и методам взаимодействовать со своим ребенком, способствующих сохранению и укреплению его психологического здоровья.

  1. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.

Здесь родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, но и осваивают эффективные методы и формы общения с ними.

Работу осуществляю поэтапно.

1 этап: Подготовительный 

Содержание работы:

  1. Прием обратившегося родителя (законного представителя), на котором с ним заключается согласие на консультирование, диагностику ребенка, психолого-педагогическое сопровождение в зависимости от того какую помощь он хочет получить. На этом приеме ведется беседа с выяснением интересующих его вопросов, происходит сбор информации о семье и ребенке.
  2. Запись обратившегося родителя (законного представителя) в журнал предварительной записи на консультацию, где ему назначается время и дата консультации по интересующей его теме;
  3. Перед оказанием помощи подбираю подходящую методическую литературу или диагностический инструментарий.

2 этап: Основной - этап практический.

Содержание работы:

  1. Проведение диагностики по запросу родителя (законного представителя);
  2. Проведение консультации в разной форме (лектории, семинары практикумы, тренинги, тематические беседы);
  3. Совместное коррекционно-развивающие занятия родителями (законными представителями) и их детьми, получающими дошкольное образование в форме семейного;
  4. Проведение родительских собраний;
  5.  Разработка рекомендаций, памяток, буклетов.

Вся проводимая работа регистрируется в журнале учёта работы КЦ, где указывается тема и ее формы проведения;

 

 Об эффективности проводимой работы в условиях КЦ свидетельствуют отзывы родителей:

У детей, посещавших консультационный центр, появляется устойчивая познавательная активность, улучшается внимание, память; формируется поведение, мысли и чувства, адекватные окружающим условиям и событиям; вырабатывается социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; наблюдается положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; улучшается социализация.

 В свою очередь родители (законные представители) повысили свою компетентность в вопросах воспитания и развития, получили представление о влиянии различных форм и методов на воспитание развитие своего ребенка, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций.

Используемая литература:

  1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасность в образовательном учреждении. – СПб.: Речь, 2012. – 288 с.(С. 87-91);
  2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М.: Просвещение, 2008. – 239 с. (С. 4- 9);
  3. . Стребелева Е.А, Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста.- СПб.: Каро, 2013.- 336 с. (С.8-33);
  4. Беличева С.А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей.-М.: Консорциум "Социальное здоровье России"-2005 – 193 с.
  5. Федосеева О. А. Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида // Молодой ученый. – 2013 г. - №2. -С. 314-316.


Приложение 1

Используемый диагностический инструментарий

  1. Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»;
  2. Стребелева Е.А.. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста»;
  3. Н.Я. Семаго, М.Н. Семаго «Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка» дошкольный и младший школьный возраст;
  4. Семаго Н.Я. «Диагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация» (вариант для детей 3-5 лет) (вариант для детей 5-8 лет);
  5. Павлова Н., Руденко Л.  «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте» (2, 5 - 3 года);
  6. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР;
  7. Проективная методика исследования личности Рене Жиля;
  8. А.Я.Варга, В.В. Столин «Тест-опросник родительского отношения»;
  9. Эйдемиллер Э.Г. «Опросник АСВ»;
  10. Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Тест детской тревожности»;
  11. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга;


Приложение 2

Используемые программы и методические пособия:

  1. Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
  2. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»;
  3. Крюкова С.В «Удивляюсь, злюсь, боюсь». Программа групповой психологической работы;
  4. Куружаева Н.Ю. «Цветик семицветик» (программа психолого-педагогических занятий с детьми 3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет);
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства);
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М. -2002;
  7. Пазухина И.А. -  Давай поиграем! Тренинговое    развитие мира социальных взаимоотношений детей (3-4, 5-6 лет). - М. 2001;
  8. Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 - 6 лет. – М.
  9. Семенака С.И. - Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. - .М. 2012
  10. Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем;
  11. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста;
  12. Фопель К. – Как научить детей сотрудничать?
  13. Фопель К. – Сплоченность и толерантность в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...

Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Освещаются  нормативно- правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироватьс...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...