Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
материал (средняя группа) по теме

Ведерникова Анастасия Евгеньевна

     Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют активному участию и развитию социума. Но благодаря, инклюзивному образованию детям сейчас дается возможность получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками.

     Поэтому необходимо  при работе с детьми с ОВЗ и их семьями, решать следующие задачи: обучать родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком; формировать у детей адекватную самооценку; снижать значимость травмирующего фактора; развивать волевую регуляцию поведения.

     При решении данных задач необходимо тщательно подбирать теоретический и практический материал, проводить работу поэтапно с использовать различных форм и методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

В России проживает свыше 142 мл человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом  число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около 600 000 из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в интернатных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.

Семьи, имеющие детей-инвалидов испытывают проблемы экономического, социально-психологического, внутрисемейного характера. По данным статистики содержание больного ребенка в 3 раза выше, чем здорового. В 72% этих семей доход ниже прожиточного минимума, основной бюджет идет на скромное питание, у семей нет возможности создания полноценных условий для коррекции и развития детей с ОВЗ, для приобретения необходимого коррекционно-развивающего оборудования, полноценного отдыха и общения детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии  и развитии социума.

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением,  пониженной самооценке.

Но благодаря инклюзивному образованию сейчас дается возможность посещать многим детям с ОВЗ дошкольные образовательные учреждения любого типа, что позволяет им получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками.

Многочисленные исследования (Н.Ю. Иванова, Н.Л. Коваленко, Г.Л. Аксарина,  А.Г. Румянцева и др.) свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняют психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда  детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).

Цель проводимой мною работы: нейтрализация защитных механизмов, повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьях для успешной адаптации и  интеграции детей с ОВЗ в обществе

Задачи:

  1. Обучение родителей эффективным способам  взаимодействия с ребенком;
  2. Формирование адекватной самооценки ребенка;
  3. Снижение значимости травмирующего фактора;
  4. Развитие волевой регуляции поведения;
  5. Обучение детей снятию напряжения

Поэтому для решения поставленных задач, необходимо в системе проводить работу психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.

Психолого – педагогическая поддержка социальной адаптации детей в ОВЗ происходит поэтапно:

I Этап . Диагностика ребенка и его семьи, определение механизмов защиты ребенка с ОВЗ в проблемных ситуациях. Знакомство со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На первом этапе важно создание доверительных отношений к специалисту, заинтересованности родителей и их помощь и участие в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

II  Этап. Составление специалистами на основе карт реабилитации, индивидуальных программ сопровождения для каждого ребенка с ОВЗ, где для каждого ребенка специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут.

III Этап. Составление плана работы специалистов МБДОУ с родителями детей с ОВЗ.

IV Этап.Непосредственная работа с детьми с ОВЗ и их родителями. Сюда входят:

  • Беседы (индивидуальные и коллективные);
  • Родительские собрания в форме тренинга, круглых столов, где родителям дается информация о этапах психологического развития ребенка, организации окружающего пространства в семье для развития ребенка с ОВЗ, закономерностях аномального развития,  ,
  • Активное участие детей в конкурсах, праздниках, развлечениях детей с ОВЗ совместно с другими детьми детского сада, города, области:

данный вид работы дает возможность детям с ОВЗ устанавливать новые контакты, раскрывает их возможности, поднимает самооценку;

  • Участие детей с ОВЗ в групповых и индивидуальных занятиях:

Во время участия в занятиях формируется адекватная самооценка ребенка с ОВЗ, в групповых занятиях ребенок учиться устанавливать и налаживать контакты с другими детьми своего возраста, на индивидуальных занятиях ребенок с ОВЗ осваивает новые знания, раскрывает свой потенциал, развивает свои творческие возможности;

  • Участие родителей детей с ОВЗ в праздниках, развлечениях, индивидуальных  и групповых занятиях вместе со своими детьми:

Здесь родители могут увидеть и другие семьи с детьми с ОВЗ, что убеждает их на примере других  в активной родительской позиции для успешного развития из ребенка с ОВЗ, формирует адекватную самооценку, на занятиях родители узнают новые и эффективными методы и формы общения со своими детьми.

V Этап. Итоговая диагностика. Анализ достижения цели.

В своей работе использую различные формы:

  1. Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направленна на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.
  2. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.
  3. Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

На занятиях использую сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию, интерактивные игры, игры драматизации. Все это  стимулирует и вдохновляет детей. Здесь они учатся взаимодействовать друг с другом; повышают свою самооценку; учатся регулировать свое поведение; устанавливают вербальный, тактильный и эмоциональный контакт между собой, начинают проявлять инициативу, учатся внимательному и доброжелательному отношению к другим.

  1. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.

В результате  такой работы: родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, осваивают эффективные методы и формы общения с ними; родители убеждаются на примере других семей, что их активное участие в развитии ребенка приводит к успеху, формируется активная родительская позиция.

        Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ помогает детям лучше социально адаптироваться. А родителям такое взаимодействие помогает  применять полученные знания и умения  со своими детьми дома, что помогает принять своего ребенка таким какой он есть – во всех его проявлениях.

К наиболее эффективному коррекционному воздействию можно отнести метод групповой работы (тренинг)

Метод групповой работы имеет ряд преимуществ (К. Рудестам):

  • Групповой опыт помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе со своими трудностями, обнаруживает, что и другие переживают сходное чувство.
  • Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безответную обратную связь. В группе отлично понимают почти то же самое.
  • В группе человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, «применять» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и другим людям.
  • Метод групповой работы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания, что позволяет понять себя (и других) и повысить уверенность в себе.

Свою деятельность по методу групповой работы начинаю с изучения и подбора теоретического и практического материала.

Используемая литература:

  1. Беличева С.А. – Социально-педагогическое диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних.- Ростов на Дону.-2013
  2. Беличева С.А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей.-М.-2005
  3. Костина Л.М. – Игровая терапия с тревожными детьми. – 2005. 
  4. Левченко И.Ю. –Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М.,2008
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Гиперактивные дети. 
  6.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. - Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000 
  7.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. – 2003 
  8. Мардер Л. Д.. - Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – М. 2007
  9. Медведева Е.А, Левченко И.Ю.- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. –М.2001
  10. Пазухина И.А. -  Давай поиграем! Тренинговое    развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – М. 2010
  11. Рудестам К.  -Групповая психотерапия. – СПб.1998
  12.  Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 - 6 лет. – М. 
  13. Семенака С.И. - Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. - .М. 2012
  14. Фопель К. – Сплоченность и толерантность в группе.-М.2000
  15. Фопель К. – Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/ Пер. с нем.: В 4-х томах –М.1998
  16.  Чистякова М. И. – Психогимнастика. - М.1990 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду 1 Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ д/с № 8 г. Североморска Ведерникова А.Е.

Слайд 2

2 В России проживает свыше 142 мл человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около 600 000 из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в интернатных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях .

Слайд 3

3 Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума . Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением, пониженной самооценке.

Слайд 4

4 Цель : нейтрализация защитных механизмов, повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьях для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе Задачи: Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком; Формирование адекватной самооценки ребенка; Снижение значимости травмирующего фактора; Развитие волевой регуляции поведения; Обучение детей снятию напряжения

Слайд 5

5 I Этап. Первичная диагностика детей. II Этап . Составление плана работы с детьми и их семьями. III Этап. Непосредственная работа с детьми и их семьями. IV Этап. Итоговая диагностика. Анализ достижения цели. Этапы работы

Слайд 6

Используемые методы Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка . Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями . Индивидуальные и групповые занятия с детьми. - Сказкотерапия ; - Интерактивные игры; - Игры драматизации; - Песочная терапия; - Арт-терапия. 6

Слайд 7

7 Преимущества метода групповой работы (К. Рудестам ): Групповой опыт помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе со своими трудностями, обнаруживает, что и другие переживают сходное чувство. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безответную обратную связь. В группе отлично понимают почти то же самое. В группе человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, «применять» новые модели поведения, научиться по-новому, относиться к себе и другим людям. Метод групповой работы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания, что позволяет понять себя (и других) и повысить уверенность в себе.

Слайд 8

8 Литература: Беличева С.А. – Социально-педагогическое диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних.- Ростов на Дону.-2013 Беличева С.А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей.-М.-2005 Костина Л.М. – Игровая терапия с тревожными детьми. – 2005. Левченко И.Ю. –Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М.,2008 Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Гиперактивные дети. Лютова Е.К., Монина Г.Б. - Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000 Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. – 2003 Мардер Л. Д.. - Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – М. 2007 Медведева Е.А, Левченко И.Ю.- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. –М.2001 Пазухина И.А. - Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – М. 2010 Рудестам К. -Групповая психотерапия. – СПб.1998 Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 - 6 лет. – М. Семенака С.И. - Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. - .М. 2012 Фопель К. – Сплоченность и толерантность в группе.-М.2000 Фопель К. – Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/ Пер. с нем.: В 4-х томах –М.1998 Чистякова М. И. – Психогимнастика . - М.1990

Слайд 9

9 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Освещаются  нормативно- правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Адаптация детей  с ограниченными возможностями здоровья в детском саду...

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Бибарсова Гулия ДиганьшеевнаСоциальный педагогМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад компенсирующего вида № 37, Россия, г. Кузнецк...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети....