Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
статья

Рахманина Мария Александровна

Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 65 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Подготовила:

Воспитатель Рахманина М.А

Санкт-Петербург

2020

Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

·  Нарушение эмоционального состояния;

·  Ухудшение сна и аппетита;

·  Развитие страха перед дошкольным учреждением;

·  Повышение заболеваемости.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

·  Эмоциональная неадекватность;

·  Социальная некомпетентность;

·  Несоциализированная агрессия;

·  Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;

·  Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;

·  Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родителям необходимо с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно.

Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.

Существуют несколько форм работы, которые позволяют преодолевать социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество:

- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;

- временная интеграция. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;

- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.

Необходимо в системе проводить работу психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.

В своей работе можно использовать различные формы:

1.  Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направлена на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.

2.  Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.

3.  Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

На занятиях можно использовать- сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию, интерактивные игры, игры драматизации. Все это стимулирует и вдохновляет детей. Здесь они учатся взаимодействовать друг с другом; повышают свою самооценку; учатся регулировать свое поведение;устанавливают вербальный, тактильный и эмоциональный контакт между собой, начинают проявлять инициативу, учатся внимательному и доброжелательному отношению к другим.

4.  Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.

В результате такой работы: родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, осваивают эффективные методы и формы общения с ними; родители убеждаются на примере других семей, что их активное участие в развитии ребенка приводит к успеху, формируется активная родительская позиция.

Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ помогает детям лучше социально адаптироваться. А родителям такое взаимодействие помогает применять полученные знания и умения со своими детьми дома, что помогает принять своего ребенка таким какой он есть – во всех его проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Адаптация детей  с ограниченными возможностями здоровья в детском саду...

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Бибарсова Гулия ДиганьшеевнаСоциальный педагогМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад компенсирующего вида № 37, Россия, г. Кузнецк...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети....

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...