Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Павлова Людмила Анатольевна

Освещаются  нормативно- правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativnye_osnovaniya_osushchestvleniya_psihologo.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

 

В Российской федерации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) гарантированы Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми документами.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети имеющие физические или психологические нарушения в развитии.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Обучающиеся с ОВЗ – это термин педагогический. Под эту категорию попадают дети, которые действительно нуждаются в создании особых условий для получения образования: индивидуальные образовательные программы, специальные учебные пособия, технические средства, закрепление куратора и другое.

Изменения в образовательной политике Российской федерации в области дошкольного образования регламентируется рядом документов.  

В федеральном законе от № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Законом гарантируется создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования детей с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также их социальному развитию. Впервые в законе включены такие понятия как инклюзивное образование и адаптированная образовательная программа.

 Если ребенок с нарушениями  находится в общеразвивающей группе – речь идет об инклюзивном образовании.

Инклюзия (вовлечение) в современной образовательной системе имеет положительную динамику. Она предполагает равный доступ к образовательным услугам для всех обучающихся, независимо от психофизических особенностей.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ,  регулируются права детей с ОВЗ на этапе получения ими дошкольного образования.  

Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в дошкольных организациях, в том числе для обучающихся с ОВЗ.  

Приказом Минобрнауки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» закреплено, что дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее комиссия) и с согласия родителей (законных представителей).

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)» воспитатели должны обладать такими компетенциями как: работать в тесном контакте с педагогом-психологом и другими специалистами, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников; на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планировать и проводить с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Педагоги должны знать педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, а также методы и формы мониторинга деятельности воспитанников.

Во всех вышеперечисленных документах организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ осуществляется на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Деятельность комиссий регламентируется приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психологомедико-педагогической комиссии» и Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07. Взаимодействие комиссии с образовательными организациями осуществляется в рамках действующего законодательства.  

Определяющим в вышеперечисленных документах является то что, для родителей (законных представителей) детей заключение комиссии носит рекомендательный характер, а для образовательной организации является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе....

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Особенности социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

СодержаниеВведение……………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощидетям с ограниченными возможностями здоровья………………………….71.1. Понятие социально-педагог...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Семинар «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам»

Представляю материалы семинара, проходившего в октябре 2014 г. на базе нашего дошкольного отделения, организованного для педагогов и специалистов дошкольных и школьных отделений комплекса с целью повы...