Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья
статья

Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс социокультурной интеграции обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание для личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс социокультурной интеграции обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание для личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Ключевые слова: социокультурная интеграция, адаптация, лица с ограниченными возможностями здоровья.

В современных условиях ухудшение здоровья населения, рост инвалидности и смертности в России стали рассматриваться как общенациональные проблемы, требующие комплексного решения. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 9,2% [2]. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области (на 2013 год) проживает 18 229 детей-инвалидов и 7 895 инвалидов с детства I группы [2]. Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Гуманизация социального обслуживания людей с ограниченными возможностями в современном обществе предполагает признание самоценности каждой человеческой личности, реализацию ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических особенностей. В связи с этим приоритетной задачей общества становится социокультурная интеграция людей с ограниченными возможностями во все сферы жизнедеятельности. Значимость этой задачи усиливается тем обстоятельством, что происходящие в современном мире социально-экономические и культурные трансформации предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям человека. В результате закономерным становится повышенный интерес исследователей к изучению психологических факторов и механизмов социокультурной интеграции личности, раскрытию ее адаптационного потенциала [Акатов Л.И., 2004; Воронцова М.В., 2009, 2010; Горинова З.В., 2002; Гудина Т.В., 2009; Дудкин А.С., Завражин С.А., 2005, 2009; Коновалова Н.Л., 2000; Маклаков А.Г., 2001; Петленко В.П., Давиденко Д.Н., 2000; Посохова С.Т., 2000; Руклинская И.Н., 2001; Фуряева Т.В., 2010; Шереги Ф.Э., 2003].

Как следует из этих работ, существенные затруднения в адаптации в условиях быстро меняющейся среды особенно характерны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория населения испытывает значительные сложности включения в общественную жизнь, что обусловлено субъективными и объективными факторами. Люди с ограниченными возможностями здоровья представляют определенный социальный слой, который, в силу причин социального и психологического характера, оказывается изолированным от «социального большинства».

Между тем, научный интерес к исследованию процесса интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях определяется целым рядом объективных оснований.

Во-первых, с середины 90-х годов актуализировалась проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к рыночным отношениям, новым социально-экономическим условиям.

Во-вторых, процесс инвалидизации общества требует поиска путей преодоления как физического, так и психологического состояния инвалида. Рассматривая лиц с ограниченными возможностями здоровья через призму современной социальной структуры, видно, что сегодня они относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше, они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не может участвовать в общественной жизни.

В-третьих, значительно возросла потребность самих лиц с ограниченными возможностями здоровья включаться в различные современные социальные процессы и участвовать во всех аспектах жизни общества.

В-четвертых, в Российской Федерации не в полной мере осуществляются реабилитационные мероприятия, способствующие интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья требует проведения глубокого социального анализа, комплексных социальных исследований, особенно, в аспекте проведения их комплексной реабилитации.

Учитывая место и роль лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе социально-экономических и других преобразований, особенности их интеграции в общество в России и ее отдельных регионах, степень влияния проводимых реабилитационных мероприятий на процесс их интеграции в общество, полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем, является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.

Интеграция в социокультурную среду своей страны детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания у них духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями - задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов и психологов, работников творческих, реабилитационно-педагогических центров и культурно-досуговых учреждений.

Социокультурная интеграция ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях социокультурной адаптации: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. В результате успешной социокультурной адаптации инвалид приспосабливает свои установки, поведение и притязания к реалиям той социальной среды, в которую он адаптируется. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями могут направить на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Эффективная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное социокультурное пространство зависит от приоритетности мер государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов и находится в прямой зависимости от социально-экономического развития страны. Важным результатом в работе по адаптации детей-инвалидов является активизация социокультурной деятельности по повышению интереса к культуре, искусству и внедрению новых форм развития и демонстрации достижений и талантов людей с инвалидностью. Одним из основополагающих направлений результативной адаптации детей-инвалидов является применение современных социокультурных технологий, направленных на организацию свободного времени и досуга [1].

Механизмом социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями является полноценная включенность инвалида в обычную социокультурную жизнь, при которой его дефект в здоровье компенсируется и не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия и коммуникации.

Социокультурная интеграция предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной интеграции обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание для личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Именно поэтому, социокультурная интеграция имеет свои отличительные особенности и проблемы [6].

Одной из проблем социокультурной интеграции являются символические барьеры, выстраиваемые обществом, которые сломать гораздо сложнее, чем физические препятствия. Поэтому на сегодняшний день важным является привлечение внимания к жизненной активности самих инвалидов, формирование в обществе новой концепции независимой жизни людей с ограниченными возможностями.

Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности в России свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости для людей с ограниченными возможностями. Участие в Паралимпийской спартакиаде, фестивале видеофильмов или литературном конкурсе для многих инвалидов становится отправной точкой к активному образу жизни.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Необходимо дальнейшее совершенствование не только формы их проведения и расширение категорий участников, но и переход от разовых акций к межотраслевой региональной концепции социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями. Ее разработка будет содействовать внедрению новых социально-культурных программ, развитию преемственности и повышению качества проведения социокультурных мероприятий.

К сожалению, до настоящего времени нет единого подхода к проблемам социокультурной интеграции инвалидов. В этой связи важным является четкое межведомственное взаимодействие органов государственной власти и организаций различных форм собственности в реализации социокультурных мероприятий.

Так, например, в Российской Федерации распространено сотрудничество органов социальной защиты и библиотек. Социокультурная деятельность библиотек в работе с инвалидами осуществляется в настоящее время как в форме специализированного, так и интегрированного библиотечного обслуживания [7].

Что касается музейного пространства, большинство музеев в нашей стране остаются малодоступными для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности. Представляется необходимым принятие специальных нормативных актов, определяющих стандарты музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями.

Для решения проблем социокультурной адаптации необходимо расширение функций учреждений искусства и культуры, посредством введения нормативно-правовых документов, регламентирующих совместную деятельность с учреждениями социальной защиты.

Таким образом, социокультурная интеграция детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое инвалиду в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению инвалидов, что носит для инвалидов общий реабилитационный характер.

Сохранение и развитие национальных культурных традиций, народных промыслов необходимо осуществлять с учетом особых потребностей детей с ограниченными возможностями.

Проблемы социокультурной интеграции необходимо решать как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Литература:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие для вузов / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 363 с.
  2. Банк документов Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 апреля 2013, http://www.rosmintrud.ru
  3. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов/ И.Ю. Ветрова. – М.: Дело, 2000. – 256 с.
  4. Воронцова М.В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: моногр. / М.В. Воронцова, Т.А. Дубровская, В.С. Кукушин; Рос. Гос. Соц. Ун-т. – Таганрог: РГСУ, 209. – 290 с.
  5. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Дмитрий Зайцев. – Саратов: Научная книга, 2003. – 253с.
  6. Меринова В.Н. Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. …канд. социол. наук: 22.00.04 / Меринова Валентина Николаевна; [Место защиты: Иркут. гос. ун-т]. – Иркутск, 2007. – 27 с.
  7. Незамаева М.А. Потенциал региональных культурно-досуговых учреждений в адаптации детей-инвалидов / М.А Незамаева // Успехи современного естествознания. – 2007. - №5. – с. 15-23
  8. Смирнова, Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты / Е.Р. Смирнова. – Саратов, 1996. – 134 с.
  9. Соловьев Н.Н. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 / Соловьев Николай Николаевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – СПб., 2003. - 22 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом....

Проблема социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья

Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных реабилитационных мероприятий для инт...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...