Главные вкладки

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    занимательные факты по теме

     

    Интеграция детей с ограниченными возможностями

    здоровья как нормализующий фактор

    жизнедеятельности социума

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integraciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ

    С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Интеграция детей с ограниченными возможностями

    здоровья как нормализующий фактор

    жизнедеятельности социума

       Успешность интеграции в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено то или иное сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом. Поэтому проблема ранней диагностики остается одной из центральных проблем, от решения которой зависит реализация идеи интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

       Решающая роль в осуществлении интеграции принадлежит родителям детей с отклонениями в развитии. Основная задача специалистов состоит в организации помощи семье с момента установления ребенку диагноза. Осуществляемая специалистами центров раннего вмешательства, реабилитационных центров, научно-исследовательских и педагогических институтов, сурдологопедических центров, дошкольных образовательных учреждений (специальных и компенсирующего типа) работа с семьей включает информирование родителей о необходимости раннего начала абилитации и необходимости их участия в этом процессе, о формах и методах обучения, обеспечивая им возможность выбора метода (реабилитации ребенка. Специалисты обеспечивают родителей необходимой методической литературой.

       Специальной задачей дефектологов, психологов и социальных работников, курирующих семьи детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, является нормализация жизни семьи, испытавшей шок от рождения больного ребенка, включение в процесс (ре)абилитации всех членов семьи, помощь в присвоении родителями «нормализованного» стиля поведения по отношению к ребенку (в отличие от авторитарного и зависимого от капризов ребенка стилей, достаточно распространенных в жизни). Принятие родителями на себя роли воспитателей и «учителей» собственных детей, понимание ответственности за их судьбу ведут к постепенному переходу этих семей из группы риска в категорию «нормальных» семей и к реабилитации самих родителей.

       Начало процесса педагогической абилитации должно совпадать с началом процесса включения ребенка-инвалида в среду здоровых людей — взрослых и детей.

    Равнодушное, отрицательное или агрессивное отношение социума к «не таким, как все» не может исчезнуть само собой или по указу. Его изменяют сами дети и их родители.      Изменения происходят не одновременно во всей стране, а в разное время, в разных точках, в «микросоциумах», незаметно, но настойчиво расширяя сферу своего воздействия на людей.

       Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей-инвалидов.

       Прежде всего ребенок должен быть включен в «семейный клан», т.е. он должен иметь регулярные контакты со всеми родственниками, проживающими в том же селе, городе и т. д., — ребенок не должен быть ограничен общением только с теми членами семьи, с которыми он живет. Далее — родители организуют контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, по дому, по двору. Очень важное значение при этом имеет личность самих родителей: если они ведут замкнутый образ жизни, неконтактны, неприветливы, то интеграция ребенка будет происходить с большим трудом или не состоится совсем. Поэтому, осознав с помощью специалистов особенности своего поведения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми — родителями здоровых детей — потенциальными приятелями своего ребенка.

       Постепенно пространство общения должно расширяться за пределы дома и двора — в него включаются семьи друзей и знакомых, а также посетители детских площадок, скверов и парков, катков, ближайших киосков и магазинов, аптек, почт, библиотек, клубов, кинотеатров, театров и т. д.

       Изменение отношения родителей здоровых детей и самих здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья должно происходить в результате повторяющейся совместной деятельности детей обеих категорий, организуемой родителями детей-инвалидов с помощью специалистов или специалистами в условиях интегрированных групп и классов.

       Занятия в семье целесообразно сочетать с посещением детьми дошкольных учреждений общего типа. Чем раньше это происходит, тем меньше трудностей общения испытывают и ребенок-инвалид, и здоровые дети. Более низкий по сравнению со здоровыми детьми «образовательный» уровень детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии не должен служить препятствием для их направления в детский сад общего типа. В детском саду происходит социализация ребенка-инвалида, которая напрямую не зависит от уровня его речевого или интеллектуального развития.

       Интеграция оказывается более успешной, если дети приходят в детский сад общего типа из семьи, а не из специальной группы и если, придя в детский сад общего типа, они больше не посещают спецгруппу. Тогда, например, дети с нарушением слуха не попадают «в вилку»: и дома, и в детском саду они слышат и воспринимают слухозрительно естественную речь, богато окрашенную интонационно, имеющую быстрый темп, включающую большой объем высказываний и т.д. В спецгруппе существенно ограничено количество детей, они говорят меньше, медленнее, речь их слабо модулирована, объем высказываний значительно уступает объему слышащих детей. Речь сурдопедагогов, как правило, замедленная, произношение часто утрированное, лексика примитивна, так как приспособлена к наличному уровню речевого развития маленьких глухих детей. Пребывая параллельно в двух группах — специальной и массовой, неслышащий ребенок с большим трудом адаптируется к речи нормально говорящих детей.

       Занятия в семье (под руководством специалистов) и посещение детского сада общего типа обеспечивают ребенку с нарушенным слухом полноту жизни: продвижение в области образования и приобретение социального опыта взаимоотношений со слышащими детьми.

    Интегрированное обучение глухих и слабослышащих детей в массовой общеобразовательной школе оказывается полноценным, когда они имеют образовательную и личностную готовность к совместному обучению со слышащими без сопровождения. Эти дети должны быть двусторонне слухо-протезированы с раннего возраста.

       Для осуществления полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей дошкольного и школьного возраста должны быть обеспечены регулярные контакты родителей детей с отклонениями в развитии с воспитателями и учителями детских садов и школ. Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своем ребенке, посещать занятия и уроки, участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях и т.д. Воспитатели дошкольных учреждений и учителя должны налаживать контакты родителей здоровых детей и детей-инвалидов (детей с отклонениями в развитии). Содружество родителей содействует и изменению отношения общества к «особым» детям.

       Формы интегрированного обучения различны. Для детей с нарушением слуха это:

    1—2 ребенка в группе детского сада/классе слышащих;

    1—2 слышащих в спецгруппе/спецклассе;

    -  50/50%  неслышащих и слышащих в одной  группе/классе;

    спецгруппа в детском саду общего типа/спецклассе в
    массовой общеобразовательной школе.

       Каждая форма интеграции несет на себе определенную нагрузку. При обучении одного глухого (слабослышащего) ребенка в одном классе со слышащими он полностью подчиняется темпу работы детского коллектива, выполняет общую программу и живет по правилам этого коллектива.

       Когда 1—2 слышащих ребенка включаются в спецгруп-пу/спекласс, решается иная задача. Слышащие дети в этих случаях обычно имеют какие-либо трудности развития (задержку психического развития, замедленный темп деятельности, плохое сосредоточение внимания, быструю истощае-мость, нарушение общения и т. д.). В связи с этим дети с нарушенным слухом с помощью взрослых выступают в роли учителей, в том числе и при обучении слышащих детей чтению и письму (в детском саду), грамотной письменной речи (в школе). Это содействует развитию собственной речи глухих и слабослышащих детей. Общение со слышащими детьми, в свою очередь, обогащает лексику детей с нарушенным слухом и расширяет возможности понимания естественной речи слышащих детей.

       Весьма положительные результаты дает интегрированное обучение при равном соотношении в группе/классе глухих и слышащих детей. Трудности создает нестабильный состав слышащих учащихся, которые через несколько лет переходят в обычные классы. Но это же обстоятельство имеет и свои плюсы: каждый вновь приходящий в класс слышащий ученик имеет свою манеру разговора, что обогащает практику речевого общения глухих детей, с одной стороны, и заставляет их внимательнее относиться к своей речи, чтобы быть понятыми, — с другой.

       Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные кружки, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовывать свои способности в кругу сверстников и завоевывать их симпатии и уважение.

       Осуществлять интеграционное обучение могут лишь специально подготовленные кадры. В настоящее время такие специалисты уже имеются. Это многие сурдопедагоги сурдо-логопедических кабинетов, курирующие детей, которые воспитываются и обучаются в детских садах общего типа и в массовых общеобразовательных школах; это воспитатели и учителя детских садов и школ, где в течение нескольких лет работают спецгруппы и спецклассы. Но таких специалистов пока немного.

       В процесс подготовки кадров должны быть вовлечены и педагоги общеобразовательных учреждений, и дефектологи. Воспитатели и учителя образовательных учреждений общего типа должны знакомиться с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этиологии, методами работы с ними и методами работы с родителями этих детей.

       Многим дефектологам, которые в будущем станут помощниками учителей массовых учреждений при осуществлении интегрированного обучения, необходимо преодолеть достаточно стойкие стереотипы недооценки возможностей развития детей с физическими и психическими недостатками. Поэтому дефектологи также нуждаются в переподготовке для овладения современными методами (ре)абилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Интегрированное обучение должно охватывать и молодежь с ограниченными возможностями здоровья при профессиональном обучении в среднем специальном или высшем учебном заведении. Эффективность обучения и интеграции должна достигаться не путем изоляции молодых людей в отдельных специализированных группах, а с помощью применения современных технических средств и оборудования (мониторы, акустические системы, компьютеры и т. д.). Эти средства помогают лицам с теми или иными физическими или психическими недостатками полноценно воспринимать речь лекторов и на равных со здоровыми студентами участвовать в семинарских и практических занятиях, находясь в среде своих товарищей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

    Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

    "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

    Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

    Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

    Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

    Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

    О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

    Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов Лекотеки

        Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для  развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично ...

    «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

    За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...