Главные вкладки

    Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
    статья по коррекционной педагогике

    Силина Александра Анатольевна

    О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл internalnaya_integratsiya_detey_s.docx23.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интернальная интеграция детей с

     ограниченными возможностями здоровья.

    Одной из наиболее актуальных проблем коррекционно-развивающей работы на сегодняшний день является проблема образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Дошкольники со сложными структурными нарушениями очень часто оказываются маломобильными, они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, группы и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве. Они не удовлетворяют своей естественной потребности в эмоционально комфортном общении с другими детьми.

    Если мы не научим детей общению с разновозрастным контингентом, то у них обнаруживаются такие негативные явления, как: повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими. Межвозрастное общение помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие, способность называть себя и других, создавать дополнительные сферы саморегуляции, примерять на себя многие социальные роли. В процессе взаимодействия детей друг с другом одни дети приобретают уверенность в себе, другие – чувства ответственности за себя и другого. Одни – расширяют информативность процесса жизнедеятельности в окружающем мире, другие – приобретают опыт взаимодействия с детьми – инвалидами.  

     Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.

    «В России интеграция детей с ограниченными возможностями чаще связывается с интеграцией образовательной, в которой выделяются две модели: интернальная и экстернальная» [1; с.63]. Интернальная интеграция — это интеграция внутри системы специального обучения, а экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.

    Интернальная интеграция занимается вопросами сотрудничества различных типов специальных учреждений и их слияния. Например, объединение под одной крышей образовательных учреждений  для детей с трудностями в обучении и для детей с легкой степенью умственной отсталости.

    Интеграция понимает под собой включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Наукой и практикой выделены различные пути,  обеспечивающие постепенную интеграцию.  Здесь и роль обучения, и роль воспитания, и организация их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой  говорится о том, что жизнь этой категории людей  должна быть, как можно более приближена к условиям жизни всего общества, очень большую роль должно играть и отношение полноценных членов  общества к людям с отклонениями. Если они не  будут выделяться в отдельную группу, они перестанут быть изгоями в обществе.

    Модельная схема интернального воспитания и образования предполагает частичную интеграцию и полную интеграцию. Частичная интеграция реализуется в процессе совместной образовательной деятельности педагога и детей; полная интеграция реализуется в режимных моментах, в игровой деятельности, на праздниках и досугах.

    Целью интернальной интеграции является создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные возможности для социальной адаптации в обществе.

    Интернальная интеграция позволяет решить ряд задач:

    - включение воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;

    - создание условий для интеллектуального, физического и психического развития детей с ОВЗ;

    - оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам с ОВЗ;

    - первичную социализацию, которая «… охватывает дошкольный период жизни, когда ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает качества и опыт для жизни в обществе» [2, с.100]

    - формирование предпосылок учебной деятельности;

    - психолого-педагогическое сопровождение семьи. 

    Интернальная интеграция предполагает разработку индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя:

    - планирование совместной интегрированной деятельности;

    - создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей с ЗПР и особый ребенок;

    - социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве образовательного учреждения;

    - сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

    В практике применяются такие формы взаимодействия между детьми в процессе интернальной интеграции как: чтение, беседы, рисование, этюды, тренинги, упражнения, релаксация, игровая терапия, моделирование ситуаций.

    Учитывая потребности и возможности детей с ОВЗ  на базе проекта «особый ребенок» воспитателями и специалистами, работающими на группах, был разработан подпроект: «Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции».

    Основными видами деятельности  в процессе проекта были: изобразительная деятельность, досуговая деятельность, сюжетно-ролевая игра и труд.

    В нашем проекте большое внимание уделяется организации работы как между воспитателями двух групп, так и работе узких специалистов, занимающихся с этими детьми.

    Цель такой работы в создании модели взаимодействия всех участников педагогического процесса в коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетенции педагогов обучении родителей новым формам общения и поддержки своего ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

    Содержание и структура педагогического сопровождения во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, лично-ориентированного подхода.

    Все участники педагогического процесса работают в тесном контакте друг с другом, стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию  каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

    Что бы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов, разработана следующая система деятельности:

    1. Воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и педагог-психолог изучают детский контингент. Результаты обсуждаются и анализируются всеми педагогами, обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
    2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по взаимодействию детей двух групп.
    3. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематически интегрированных занятий. Индивидуальное сопровождение каждого ребенка в рамках одного из видов совместной деятельности.
    4. Тесное взаимодействие с родителями, заинтересованность каждого родителя в жизни малыша. Разъяснение необходимости ежедневной работы со своим ребенком.

    Принципы взаимодействия педагогов в комплексно-коррекционно-развивающей работе:

    1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности (в свободной деятельности детей).
    2. Развивающий характер работ и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
    3. Воспитание у детей интереса к познавательной активности и самостоятельности, с опорой на личный опыт каждого ребенка.
    4. Достижение успеха, как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Учет индивидуального темпа освоения детьми предложенного материала.
    5. Строгая последовательность в работе. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
    6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
    7. Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов деятельности, особенно  ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
    8. Используя различные виды деятельности, мы ненавязчиво, опосредованно осуществляем коррекционное воздействие на ребенка в интересной и увлекательной форме.

    Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личной готовности к социальной адаптации, адаптации в обществе. Практика реализации межвозрастного взаимодействия детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции помогла нам создать психологически комфортную среду для детей, имеющих разные возможности социальной адаптации в обществе, а также способствовала оптимизации коррекционно-развивающей работы.

    Литература:

    1. Т.В. Егорова «Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие —  Балашов: Издательство "Николаев", 2002 г.

    2.  М. В. Крулехт «Проблема социализации ребёнка в дошкольной педагогике», Тезисы докладов и сообщений 6 Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Открытое общество и детство», издательство СПбГТУ, 1999 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

    Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

    "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

    Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

    «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

    За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

    «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

    За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

    РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...