Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике

Силина Александра Анатольевна

О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internalnaya_integratsiya_detey_s.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Интернальная интеграция детей с

 ограниченными возможностями здоровья.

Одной из наиболее актуальных проблем коррекционно-развивающей работы на сегодняшний день является проблема образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольники со сложными структурными нарушениями очень часто оказываются маломобильными, они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, группы и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве. Они не удовлетворяют своей естественной потребности в эмоционально комфортном общении с другими детьми.

Если мы не научим детей общению с разновозрастным контингентом, то у них обнаруживаются такие негативные явления, как: повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими. Межвозрастное общение помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие, способность называть себя и других, создавать дополнительные сферы саморегуляции, примерять на себя многие социальные роли. В процессе взаимодействия детей друг с другом одни дети приобретают уверенность в себе, другие – чувства ответственности за себя и другого. Одни – расширяют информативность процесса жизнедеятельности в окружающем мире, другие – приобретают опыт взаимодействия с детьми – инвалидами.  

 Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.

«В России интеграция детей с ограниченными возможностями чаще связывается с интеграцией образовательной, в которой выделяются две модели: интернальная и экстернальная» [1; с.63]. Интернальная интеграция — это интеграция внутри системы специального обучения, а экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.

Интернальная интеграция занимается вопросами сотрудничества различных типов специальных учреждений и их слияния. Например, объединение под одной крышей образовательных учреждений  для детей с трудностями в обучении и для детей с легкой степенью умственной отсталости.

Интеграция понимает под собой включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Наукой и практикой выделены различные пути,  обеспечивающие постепенную интеграцию.  Здесь и роль обучения, и роль воспитания, и организация их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой  говорится о том, что жизнь этой категории людей  должна быть, как можно более приближена к условиям жизни всего общества, очень большую роль должно играть и отношение полноценных членов  общества к людям с отклонениями. Если они не  будут выделяться в отдельную группу, они перестанут быть изгоями в обществе.

Модельная схема интернального воспитания и образования предполагает частичную интеграцию и полную интеграцию. Частичная интеграция реализуется в процессе совместной образовательной деятельности педагога и детей; полная интеграция реализуется в режимных моментах, в игровой деятельности, на праздниках и досугах.

Целью интернальной интеграции является создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные возможности для социальной адаптации в обществе.

Интернальная интеграция позволяет решить ряд задач:

- включение воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;

- создание условий для интеллектуального, физического и психического развития детей с ОВЗ;

- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам с ОВЗ;

- первичную социализацию, которая «… охватывает дошкольный период жизни, когда ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает качества и опыт для жизни в обществе» [2, с.100]

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи. 

Интернальная интеграция предполагает разработку индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя:

- планирование совместной интегрированной деятельности;

- создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей с ЗПР и особый ребенок;

- социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве образовательного учреждения;

- сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

В практике применяются такие формы взаимодействия между детьми в процессе интернальной интеграции как: чтение, беседы, рисование, этюды, тренинги, упражнения, релаксация, игровая терапия, моделирование ситуаций.

Учитывая потребности и возможности детей с ОВЗ  на базе проекта «особый ребенок» воспитателями и специалистами, работающими на группах, был разработан подпроект: «Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции».

Основными видами деятельности  в процессе проекта были: изобразительная деятельность, досуговая деятельность, сюжетно-ролевая игра и труд.

В нашем проекте большое внимание уделяется организации работы как между воспитателями двух групп, так и работе узких специалистов, занимающихся с этими детьми.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия всех участников педагогического процесса в коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетенции педагогов обучении родителей новым формам общения и поддержки своего ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогического сопровождения во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, лично-ориентированного подхода.

Все участники педагогического процесса работают в тесном контакте друг с другом, стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию  каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Что бы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов, разработана следующая система деятельности:

  1. Воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и педагог-психолог изучают детский контингент. Результаты обсуждаются и анализируются всеми педагогами, обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
  2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по взаимодействию детей двух групп.
  3. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематически интегрированных занятий. Индивидуальное сопровождение каждого ребенка в рамках одного из видов совместной деятельности.
  4. Тесное взаимодействие с родителями, заинтересованность каждого родителя в жизни малыша. Разъяснение необходимости ежедневной работы со своим ребенком.

Принципы взаимодействия педагогов в комплексно-коррекционно-развивающей работе:

  1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности (в свободной деятельности детей).
  2. Развивающий характер работ и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
  3. Воспитание у детей интереса к познавательной активности и самостоятельности, с опорой на личный опыт каждого ребенка.
  4. Достижение успеха, как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Учет индивидуального темпа освоения детьми предложенного материала.
  5. Строгая последовательность в работе. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
  6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
  7. Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов деятельности, особенно  ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
  8. Используя различные виды деятельности, мы ненавязчиво, опосредованно осуществляем коррекционное воздействие на ребенка в интересной и увлекательной форме.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личной готовности к социальной адаптации, адаптации в обществе. Практика реализации межвозрастного взаимодействия детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции помогла нам создать психологически комфортную среду для детей, имеющих разные возможности социальной адаптации в обществе, а также способствовала оптимизации коррекционно-развивающей работы.

Литература:

1. Т.В. Егорова «Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие —  Балашов: Издательство "Николаев", 2002 г.

2.  М. В. Крулехт «Проблема социализации ребёнка в дошкольной педагогике», Тезисы докладов и сообщений 6 Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Открытое общество и детство», издательство СПбГТУ, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"

Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...