ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Подсекаева Светлана Григорьевна

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sensornaya_integratsiya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсированной направленности № 7»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

Автор: Учитель- логопед Замахайлова Р.И.

Воспитатели: Подсекаева С.Г.

Трещихина Т.В.

г.Урай 2019 г.

Карта проекта

Название проекта

 Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор проекта

Замахайлова Римма Ильсуровна учитель- логопед группы № 4

Трещихина Татьяна Васильевна

Подсекаева Светлана Григорьевна воспитатели группы №4

Тип проекта

Долгосрочный, практико-ориентированный, игровой.

Период реализации

01.10.2019 г. – 29.05.2020 г.

Аннотация проекта

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми  приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируется взаимодействие пяти органов чувств. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. 

Актуальность

Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим, особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное и речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

 В связи с этим, перед нами встала проблема: «Как решать задачи речевого и сенсорного развития во взаимосвязи, в комплексе?»

Для решения этой проблемы было решено разработать проект «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ОВЗ». 

Цель проекта

Активизировать речевую деятельность и укрепить здоровье детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорной интеграции.

Задачи проекта

 1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

3. создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками;

4. накопление и обогащение двигательного опыта;

5. оздоровление детей.

6. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

7. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Участники проекта

Воспитанники средней группы № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели группы № 4,

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап: 02.09.2019г. – 04.10.2019г.
  • Практический этап: 07.10.2019г. – 15.05.2020г.
  • Итоговый этап: 12.05.2020г. – 22.05.2020г.

Предварительная работа:

  • ознакомление участников проекта с его целью и задачами;
  • подготовка необходимых материалов;
  • опрос среди родителей;
  • подбор научно-методической литературы.

Основное содержание проекта (формы, методы и приемы)

Словесные методы

Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы

Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях

Практические методы

1. Упражнение;

2. Игровой;

3. Соревновательный;

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая

План-график реализации проекта

Этапы и сроки реализации

Мероприятия

Период выполнения

и ответственный

I этап-

Подготовительный

02.09.2019г.-04.10.2019г.

Изучение  игр и подбор более эффективных форм работы с детьми.

Знакомство с требованиями организации  развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

 

Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.

Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и педагогов.

02.09.2019г.  

Учитель- логоед Замахайлова Р.И.

04.09.2019г.

Воспитатели группы №4

12.09.2019г.

Воспитатели и логопед  группы № 4

23.09.2019г.

Учитель- логопед Замахайлова Р.И

II этап

Практический

07.10.2019г.-15.05.2020г.

Проведение презентации

«Я и мое тело»

Игры на развитие зрительного восприятия «Найди и промолчи», «Клад», «Вспомни предмет», «Найди пару», «Ориентир», «Лабиринт», «Времена года», «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет», «Найди Машу», «Разные фигуры», Матрешка, «Чего не стало», «Слушай и действуй».

Игры на развитие слухового внимания «Подними сигнал», «Что услышал в тишине?», «Передай по сигналу», «Что звучит», «Где звенит колокольчик», «Кто за дверью?», «Опиши словами», «Съедобное- несъедобное».

Игры на развитие тактильного восприятия

Игры: с пластилином, глиной, тестом, мозаикой, конструктор, пазлы.

Иры с природным материалом (шишки, камни, ракушки и т.д)

Игры с водой и песком, массажер су-джок, самомассаж, экспандеры, сухой дождь, «Чудесный мешок», «Холодно-горячо- тепло», Крио гимнастика.

Конкурс среди родителей «Волшебная коробка» (изготовление сенсорных коробок)

Игры на развитие обонятельного восприятия

Ароматические лампы, арома палочки, пакетики  со специями, мешочки с травами, ароматические масла.

«Угадай по запаху».

Игры на развитие вкусового восприятия «Что сегодня на обед», Фрукт или овощ, «Кисло или сладко», «Солено или сладко».

Мастер – класс для педагогов «Зимние забавы» (развитие речи дошкольников, через сенсорную интеграцию)

Консультация для родителей «Сенсорные игры дома»

07.10.- 11.10. 2019 г.

Воспитатели группы № 4, воспитанники

В течение всего периода

Воспитатели и логопед группы № 4, воспитанники

В течение всего периода

Логопед, воспитатели и воспитанники группы группы № 4

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, родители, воспитанники

15.11.2019

Логопед, воспитатели, родители  группы № 4

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

Январь

Логопед , воспитатели, воспитанники группы № 4  

12.03.2020

Логопед группы №4

III этап – Итоговый

18.05.2020г.-

29.05.2020г.

Создание стенгазеты «Как чудесен этот мир»

Исследование эффективности проводимой деятельности на основе анализа мониторинга:  

- сенсорное развитие  детей на начало года;

-сенсорное развитие на конец года      

05.05.2020

Логопед , воспитатели, родители, воспитанники

12.05.2020г.-

22.05.2020г.

Логопед группы № 4

Ресурсы

Временные

02.09.2019 г.- 22.05.2020 г.

Информационные

Просветительско-профилактическая информация; мультимедийное сопровождение, слайд шоу, презентации.

Интеллектуальные (экспертные)

Методические пособия по сенсорной интеграции; диагностический инструментарий выявления сенсорного развития детей.

Кадровые

Сотрудники ДОУ (специалисты и воспитатели).

Организационные

Администрация ДОУ.

Материально-технические

Проектор, экран, ноутбук, сенсорное оборудование.

Методические источники:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи. ...

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи ...

Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие

   В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...

Проект «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе...

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...

«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»

Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретен...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...