Проект «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
проект по окружающему миру

Картавкина Татьяна Андреевна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития и развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство и является основой для развития воображения; развивает внимание и дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отводиться играм на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.09 КБ
PDF icon proekt_sensornoe_razvitie_ovz.pdf2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: октябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: разновозрастная группа детей с ОВЗ, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Исходя из проведенного мониторинга по развитию сенсорных способностей детей данной группы, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг показал, недостаточный, в основном преобладал низкий уровень сенсорного развития.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития и развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство и является основой для развития воображения; развивает внимание и дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отводиться играм на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.

Цель проекта: обеспечивать накопление представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей, "В какие игры Вы играете дома?".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с сенсорными коробками.

  1. Дидактические игры с детьми:
  • Для зрительного восприятия - свет, форма, величина;
  • Для слухового восприятия - слуховое внимание, речевой слух;
  • Для развития моторики: сенсорные коробки, пальчиковый театр, вкладыши, бизиборды, элементы Марии Монтессори, игры на липучках.
  1. Игры с цветным конструктором крупного размера.
  2. Мозаика: настольная и напольная.
  3. Настольно-печатные дидактические игры.
  4. Самостоятельные игры детей.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Что такое сенсорика?»
  2. Беседы с родителями о роли развивающих игр для детей ОВЗ.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», буклет «Сенсорные коробки», памятка «Во что играем дома».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр.

У детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по изготовлению дидактических игр.


Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей «Аленький цветочек» 2019-2020 уч. г.

Воспитатель: Логинова Татьяна Андреевна

Содержание индивидуальной работы

(формы, название)

Цель

Сентябрь

1

Дидактическая игра

«Собери пирамидку»

Развивать умение располагать предметы в последовательности в зависимости от их размера.

2

Сенсорика

«Подбери фигуру»

Развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку: цвет, форма, величина.

3

Дидактическая игра

«Спрячь игрушку»

Развивать умение соотносить по форме, цвету, размеру, прорези и вкладыши.

4

Дидактическая игра

«Построим игрушки на зарядку»

Развивать умение в упорядочении предметов по размеру от большего к меньшего, учить сравнивать предметы по высоте.

5

Дидактическая игра

«Найди пару»

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение устанавливать тождество однородных предметов.

Октябрь

6

Лепка

«Морозный узор»

Продолжать учить детей сворачивать длинную колбаску по спирали, создавать из них узор похожий на иней на замершем окне.

7

Сенсорика

«Собери снеговика»

Формировать умение собирать снеговика по величине кружков: большой, средний, маленький.

8

Дидактическая игра

«Парные картинки»

Упражнять в группировке предметов. Классифицировать их по определенному признаку.

9

Дидактическая игра

«Составь целое из частей»

Развивать умение зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей.

10

Дидактическая игра

«От маленького к большему»

Развивать умение выкладывать последовательность из трех четырех однородных предметов различной величины, от меньшего к большему слева на право

Ноябрь

11

Дидактическая игра

«Чьи детки?»

Развивать знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных.

12

Сенсорика

«Выложи сам»

Развивать умение действовать по образцу, подбирать соответствующие по размеру и форме детали, развивать мелкую моторику рук.

13

Дидактическая игра

«Столько – сколько»

Упражнять  в порядковом счете в пределах пяти, учить на слух определять количество хлопков, притопов.

14

Дидактическая игра

 «Собери картинку»

Развивать в узнавании и назывании отдельных частей транспорта. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение, трудолюбие.

15

Сенсорика

«Собери целое»

Развивать умение собирать обувь из двух частей, развивать  зрительное восприятие.

Декабрь

16

Настольно – печатные игры

«Лото для малышей»

Формировать умение детей использовать в игре свои знания о различных предметах.

17

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Развивать умение составлять предмет из частей, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

18

Сенсорика

«Сложи такой узор»

Упражнять детей в умении различать и называть геометрические фигуры, выкладывать их по образцу в определенной последовательности

19

Сенсорика

«Разложи по цвету»

Развивать умение подбирать нужные формы разными способами.

20

Дидактическая игра

«Съедобно – несъедобно»

Упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку, развивать логическое мышление.

Январь

21

Дидактическая игра

«Домино»

Актуализировать знания детей о средствах передвижения, учить отмечать их особенности, подчиняться правилам игры.

22

Сенсорика

«Опусти шарик в коробку»

Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, формировать умение детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький».

23

Сенсорика

«Кто скорее свернет ленту?»

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Февраль

24

Дидактическая игра

«Какого цвета нет»

Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; формировать умение детей запоминать цвет, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

25

Дидактическая игра

«Ищи и находи»

Формировать умение детей находить в комнате предметы разной формы по слову – названию, развивать внимание и запоминание.

26

Дидактическая игра

«Цветные кубики»

Формировать умение детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

27

Сенсорика

«Почтовый ящик»

Формировать умение детей видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Март

28

Сенсорика

«Собери картинку»

Формировать умение детей видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

29

Сенсорика

«Спрячь матрешку»

Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

30

«Спрячь шарик в ладошках»

Формировать умение детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

31

«Что катится, что не катится»

Сделать форму предмета значимой для ребенка, формировать умение детей опираться на нее в деятельности.

Апрель

32

Сенсорика

«Овощи»

Формировать умение соблюдать правила игры, вызывать радость от совместных игр с товарищами.

33

Сенсорика

«Каждую бусинку – на свою нитку»

Формировать умение ребенка группировать объекты по заданному признаку (по цвету), упражнять в сопоставлении предметов друг с другом путем прикладывания по образцу.

34

Сенсорика

«Мозаика»

Развивать у детей мелкую моторику, мускулатуру рук, пространственное воображение, связную речь, зрительное восприятие.

35

Сенсорика

«Узнай овощ»

Формировать умение соблюдать правила игры, развивать внимание, мелкую моторику рук.

Май

36

Дидактическая игра

«Едет, плавает, летает»

Развить память, внимание, логическое и образное мышление. Научить, правильно классифицировать транспорт. Развитие игровой деятельности.

37

Дидактическая игра

«Найди пару»

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение устанавливать тождество однородных предметов.

38

Дидактическая игра

«Обед у трех медведей»

Активизировать в речи детей названия посуды, уточнить их назначение, формировать умение сервировать стол.

39

Дидактическая игра

«Спрячь мышку»

Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши, внимание, мышление.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната  помогает с...

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...

"Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...

Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...

Консультация для родителей и педагогов " Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...

Консультация для педагогов "Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...