Создание условий для формирования сенсорной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития
статья по коррекционной педагогике

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Винокурова Светлана Эдуардовна,

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»

Создание условий для формирования сенсорной культуры

детей с ограниченными возможностями здоровья,

имеющих задержку психического развития

Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и, в основном, с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера. Процесс обучения детей  с ЗПР  - это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая  индивидуальному развитию детей и овладению ими знаний о  закономерностях окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное время, в конкретных формах.

Таким образом, эффективность коррекционно–развивающей психолого-педагогической  работы с детьми, имеющими ЗПР,  во многом зависит от организации предметно-пространственной среды в группе. Основным требованием к организации и содержанию педагогической работы с детьми с ЗПР является полноценное использование дидактического материала, прежде всего полифункционального игрового оборудования, которое способствует не только поддержанию внимания и интереса детей в  процессе коррекционно-развивающих занятий, образовательных ситуаций, игр, но и непосредственно служит развитию у них восприятия, памяти, внимания, мышления.  

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с восприятия предметов и явлений. У детей в первую очередь формируются представления о внешних свойствах предмета – форме, цвете, величине, расположении в пространстве и других сенсорных характеристиках. Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает от возрастной нормы по срокам формирования, недостаточность процессов восприятия задерживает развитие познавательной деятельности, поэтому необходимо предоставлять детям богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.

Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию является основой познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР. Детей знакомят с разнообразием форм, учат выделять, узнавать, сравнивать, объединять предметы в группы, воспроизводить по подражанию и образцу. Внимание детей обращается на функциональные и пространственные свойства окружающих предметов (форму, отношения по величине и расположению), цвет. При проведении таких игр используется различное полифункциональное игровое оборудование.

С целью создания условий для формирования сенсорной культуры

детей с ЗПР разработано авторское дидактическое пособие «Сад времен года». В соответствии с ФГОС ДО, оно  является содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, доступным и безопасным; способствует реализации пяти образовательных областей, включая совместную партнерскую деятельность  педагога  и ребенка; свободную самостоятельную деятельность детей.  «Сад времен года» позволяет повысить интерес детей к образовательной деятельности. Пособие «Сад времен года» - своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, которые можно включать в любой вид деятельности детей в качестве составной части. Оно  может быть использовано  в разных областях образовательной деятельности детей с ЗПР, служит для решения многих  воспитательно-образовательных задач в доступной для детей форме – игровой.

Педагогический замысел данного пособия направлен на решение следующих коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач:

- формирование и закрепление представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов;

- формирование и /или расширение, закрепление представлений об окружающем мире;

- формирование и закрепление  пространственных понятий;

- обогащение словарного запаса;

-  формирование положительного эмоционального настроя у детей.        

- развитие игровой деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей детей;

- развитие мелкой моторики;

- развитие саморегуляции и самоконтроля у детей.

Пособие состоит из следующих элементов:

Ствол: втулка от клеёнки (длина – 1 метр), обивочная ткань, молния, кнопки для одежды, фетр.

Наземная часть дерева: многослойная фанера (форма – круг), колесики мебельные (4 штуки), наждачная бумага, контактная лента (липучка), съемные чехлы (летний травяной покров -  фетр, пуговицы (основные цвета спектра), зеленый декоративный коврик, деревянные фигуры на магнитах для игры «Рыбалка», цветы из фетра; осенний ковер -  круг, связанный из желтого жгута, разноцветные листья деревьев из фетра, контактная лента (липучка); снежный покров – белый круглый картонный короб с липкой лентой, наполненный снежками (помпоны из искусственного белого меха,  пенопластовые шары различной величины, фетровые шары), пенопластовые фигурки животных (зайцы), лёд ( прозрачный силиконовый коврик для ванны); весенняя земля -  проталина (искусственный мех, флис, горох).

Крона дерева: основа – двусторонний круг (летняя крона – зеленый экран, листья - прищепки зеленого цвета, ткань, резина; осенняя крона – желтый экран, листья – разноцветные прищепки, разноцветные листья разной фактуры;   зимнее дерево - чехол круглой формы с крючками (белый искусственный мех, белый флис), снежинки (бумага, мягкое оргстекло, блестящие прищепки), «ветерок» (помпоны, узкие белые атласные ленты); весенняя крона -  двусторонний чехол (с одной стороны  вязаный коричневый с пуговицами, с другой - зеленый), плоды – яблоки, груши, вишни (10 штук каждого вида), листья – зеленые прищепки, цветы дерева (розовые для яблони, белые для вишни).

         Для индивидуальных занятий подобраны игры и упражнения, позволяющие реализовывать системный подход к формированию восприятия как целостной сенсорно-перцептивной способности, позволяющей видеть, понимать и воссоздавать (моделировать) окружающий мир посредством движения, образа предмета и слова.

Варианты игр и упражнений:

1.«Времена года»

 Цель: формирование  представлений о  признаках времен года, формирование грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря,  развитие мыслительных процессов.

2. «Подбери слово»

Цель: расширять словарь прилагательных, посредством обучения подбора признака к предмету.

3. «Один – много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

4. «Посчитай-ка»

Цель: закреплять навык прямого счета, навык согласования существительных с числительными.

5. «Скажи наоборот»

Цель: развивать у детей ассоциативно-образное мышление, словарный запас.

 5. «Какого цвета предмет?»

Цель:  расширять представления о цветовых эталонах, закреплять знания о цвете предмета, формировать умение подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет.

6.«Что лишнее»

Цель: учить детей исключать лишнее, закреплять знание обобщающих слов, развивать мышление.

7.«Что где: справа, слева, вверху или внизу?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в ограниченном пространстве

8 «Укрась дерево снежинками»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве, умение действовать по инструкции

9. «Посади бабочку на свой цветочек»

Цель: закреплять название основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.

10. «Сухой бассейн»

Цель: развивать мелкую моторику, развивать тактильную чувствительность.

11. «Продолжи ряд»

Цель: развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе дидактического пособия «Сад времен года» позволяет решать задачи сенсорного развития детей с ЗПР комплексно в различных играх и упражнениях.

Комплексный подход к обучению детей с ЗПР различного  генеза способам восприятия и их коррекции и создание условий для сенсорного воспитания позволяет сформировать очень важные для познавательного развития детей данной категории сенсорные способности, приводит к развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию детей с ЗПР устойчивость и произвольность.

Список литературы

П78 Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Л. Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

ISBN 978-5-904123-09-3

Баранова Т.Ф., Мартыненко С.М., Басангова Б.М., Шоркина Т, Д.

Б24  Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта: Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.

ISBN 978-5-9949-1885-2

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФРАГМЕНТ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

вашему вниманию представлена разработка фрагмента целевого раздела адаптированной образовательной программы дошкольного образования одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (дет...

Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...

Рабочая программа инструктора по физической культуре, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре                  Рабочая программа инструктора по ...

«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди детей имеющих ОВЗ...

Методическое пособие по познавательному развитию (сенсорное развитие) для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетание 2 – х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии

Методическое пособиепо познавательному развитию (сенсорное развитие)для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетание 2 – х и более недостатков в физическом и (или) психическом...