Главные вкладки

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
    методическая разработка по коррекционной педагогике

    Панарина Жанна Викторовна

     

     

     

     

     

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

    по формированию навыков звукового анализа и синтеза

    у детей старшего дошкольного возраста

    в процессе подготовки к обучению в школе

     

    «Звуковая мозаика»

     

    для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи

     

     

     

     

     

     

    Составитель: учитель-логопед

    Панарина Жанна Викторовна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    п. Горноправдинск

    Содержание

     

    1.Пояснительная записка…………………………………………………..3

    2.Основные направления по формированию аналитико-синтетических процессов у детей………….……………………………………………………...6

    2.1.Система упражнений по формированию звукового анализа и синтеза……………………………………………………………………………..7

    2.2.Совместная деятельность с педагогами ДОУ..……….………...…...12

    2.3.Организация сотрудничества с родителями……...………………....13

    3.Критерии обследования фонематических процессов……….….…….15

    4. Выводы по результатам реализации программы…..………………...17         Список литературы……………………………………………………….18

    Приложение……………………………………………………………….20

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Пояснительная записка

    Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

    Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья при тяжёлых нарушениях речи.

    Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

    Фонематический анализ - это выделение звука на фоне слова, ​сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного ​и последовательного звукового состава слова.

    Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

    В основу данной программы положены:

    - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;

    - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

    - «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

    - «Программа занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи, по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей дошкольного возраста» Т.А. Ткаченко.

    Программа предполагает: развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Задания по звуковому анализу и синтезу опираются на четкие кинестетические и слуховые ощущения, способствующие осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему заданий по звуковому анализу и синтезу звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

    Работа по формированию звукового анализа и синтеза, подготовке к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов. (Приложение IV)

    Актуальность программы определяется, во-первых, тем, что дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения, испытывают значительные трудности в овладении аналитико-синтетическими навыками. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы в данном направлении позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

    Цель: Формирование звукового анализа и синтеза в процессе подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    Задачи:

    1.  Научить различать звуки речи, как гласные, так и согласные;

    2.   Выделять любые звуки из состава слова;

    3.  Делить слова на слоги;

    4.  Делить слоги на звуки;

    5.  Объединять слоги и звуки в слова;

    6.  Определять последовательность звуков в слове;

    7.  Делить предложения на слова.

     

     

     

    2.Основные направления работы по формированию аналитико-синтетических процессов у детей:

    • Система упражнений и заданий;
    • Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами ДОУ;
    • Организация сотрудничества с родителями.

    Реализация этих направлений предполагает системный подход в процессе решения поставленных целей и задач.

     

    Ожидаемые результаты:

    1. Сформированность артикуляторных навыков и фонематического восприятия.
    2. Овладение процессами звукового анализа и синтеза на уровне слога, слова.
    3. Обогащение лексического строя языка.
    4. Повышение уровня формирования грамматически правильной речи.
    5. Повышение уровня готовности к школьному обучению.
    6. Увеличение уровня сформированности высших психических функций: воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления.

     

     

    Программа предназначена для работы в условиях логопедического пункта с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности, имеющих различные речевые нарушения с нормальным интеллектом и сохранным слухом.

    Срок реализации программы – 1 год.

     

     

    2.1.Система упражнений по формированию

    звукового анализа и синтеза

    Разработанные упражнения рассчитаны для проведения на коррекционных занятиях в условиях логопедического пункта с периодичностью два раза в неделю с 15 сентября по 15 мая.

     

    месяц

    Задания, упражнения

    Основные цели

    Сентябрь

    3-4     недели

    1.Уточнение понятий "слово", "звук".

     

    Закрепление понятий "слово", "звук".

    2. Определение в словах первого гласного звука.

    Учить называть первый гласный звук в словах.

    3.Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах.

     

    Учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах.

    4.Анализ и синтез сочетаний из 2-З гласных звуков.

    Учить выполнять анализ и синтез из 2-3 гл. звуков.

    Октябрь

    1-4.Определение в словах последнего гласного звука (в течение 2-х недель)

     

     

    Учить называть последний гласный звук в словах.

     

    5.Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах.

     

     

    Продолжать учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах.

    6-7.Определение в словах первого и последнего гласных звуков (в течение 2-х занятий)

    Учить называть первый и последний гласный звук в словах.

    8.Определение наличия — отсутствия заданного гласного звука в слове.

     

                          

    Учить называть только те слова, в которых имеется изображённый символом звук.

     

    Ноябрь

    1-2.Определение в словах первого согласного звука (М) (втеч. 2-х занятий)

     

                         

    Упражнять в умении соединять картинки, в названии которых есть звук (М) с символом.

    3.Определение наличия — отсутствия согласного звука (М) в слове.

     

     

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (М) в слове.

    4-5.Определение в словах последнего согласного звука (М) (втеч. 2-х занятий)

     

    Упражнять в умении определять наличие звука (М) в конце слова.

    6.Определение позиции согласного звука (М) в слове.

     

    Упражнять в умении определять позицию звука (М) в слове.

    7-8.Определение в словах первого согласного звука (М, Н, В). (в теч. 2-х занятий)

     

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (М, Н, В) в слове.

    Декабрь

    1.Определение наличия — отсутствия согласного звука (Н, В, Ф) в слове.

     

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звуков (Н, В, Ф) в слове.

    2.Анализ и синтез слова, состоящего из двух звуков — гласного и согласного.

    Учить произносить слитно, не прерывая голоса, пару звуков, изображенных символами, затеем назвать оба звука по порядку.

    3-4.Определение в словах первого согласного звука (В, Ф) (в теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (В, Ф) в слове.

    5-6.Определение гласного звука в середине односложного слова. (в теч. 2-х занятий)

     

    Упражнять в умении определять гласный звук в середине односложного слова.

     

    7-8.Определение двух гласных звуков в слове. (в теч. 2-х занятий)

     

     

    Упражнять в умении определять два гласных звука в слове.

       Январь

    1-2.Определение двух гласных звуков в слове. (в  теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять два гласных звука в слове.

    3-4.Определение в словах заданного согласного звука (П, Б). (в теч. 2-х занятий)

    Учить определять заданный согласный звук в слове (П, Б).

    5-6.Анализ и синтез звуков в односложном слове. (в теч. 2-х занятий)

     Учить выполнять анализ и синтез звуков в односложном слове.

    Февраль

    1.Определение в словах первого согласного звука (Т, Д).

     

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (Т, Д) в слове.

    2.Определение наличия - отсутствия согласного звука (П, Б, Т, Д) в слове.

     

     

     

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (П, Б, Т, Д) в слове.

    3.Определение позиции согласного звука (Т) в слове.

     

     

    Учить определять, где слышится звук Т: в начале слова, в середине или в конце.

    4.Определение в словах первого согласного звука (К, Г, Х).

     

     

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (К, Г, Х) в слове.

    5.Определение позиции согласного звука (К) в слове.

     

    6.Определение позиции согласного звука (Г) в слове.

     

    7.Определение позиции согласного звука (Х) в слове.

    Учить определять, где слышатся звуки: в начале слова, в середине или в конце.

     

     

    8.Определение наличия - отсутствия согласного звука (К, Г, Х) в слове.

     

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (К, Г, Х) в слове.

    Март

    1-3.Определение последнего согласного звука в слове (Х, Т, К). (в теч. 3-х занятий)

                

     

    Упражнять в умении определять последний согласный звук (К, Т, Х) в слове.

    4-8.Полный анализ и синтез звуков в односложном слове.

     

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в односложном слове.

    Апрель

    1-2.Полный анализ и синтез звуков в двусложном слове.

     

     

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в двусложном слове.

    3-4.Анализ и синтез звуков в словах-паронимах.

     

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в похожих словах.

    5-6.Анализ и синтез звуков в односложном слове со стечением согласных.

     

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в словах со стечением согласных звуков.

    7-8.Определение первого согласного и последующего гласного звуков в двусложных словах.

     

    Учить определять в двусложном слове первый согласный и последующий гласный звук.

    Май

    1-2 недели

    1.Определение последних два звука (ЦА, ЦУ, ЦЫ) в словах, выраженных существительными в различных падежных формах.

     

    Учить определять последних два звука (ЦА, ЦУ, ЦЫ) в словах, выраженных сущ-ми в различных падежных формах.

    2.Преобразование слов, путём замены одного согласного звука.

     

     

    Учить преобразовывать слова путём замены одного согласного звука.

    3. Синтез слова из предложенных слогов.

     

     

     

    Учить выполнять операции синтеза слова из предложенных звуков, слогов.

    4.Анализ и синтез предложений.

     

    Учить выполнять полный анализ и синтез простых нераспространённых предложений.

     

     

     

     

     

    2.2.Совместная деятельность с педагогами ДОУ

    С целью проведения более эффективной и системной работы в ходе реализации программы по формированию аналитико-синтетических навыков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи подразумевается совместная деятельность с педагогами ДОУ: психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

    Работа психолога направлена на формирование высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

    Деятельность музыкального руководителя нацелена на развитие музыкального слуха, ритма, голосовых способностей.

    За развитие физических качеств, координацию движений отвечает инструктор по физической культуре.

    Мероприятия по закреплению полученных знаний на логопедических занятиях, контроль за звукопроизношением детей осуществляются воспитателями групп.

    В процессе совместной деятельности с педагогами учреждения учителем-логопедом проводятся беседы, тематические консультации, семинары-практикумы.

    Таким образом, реализации поставленных целей возможно добиться лишь в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса. (Приложение I)

               2.3.Организация сотрудничества с родителями

    Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности является работа с родителями.

    В качестве основного проводника в мир речевой культуры – речевого общения для ребёнка выступает взрослый, от которого зависит, насколько грамматически правильной будет речь малыша.

    Речь родителей служит для ребёнка образцом для подражания. Родительский авторитет и совместная продуктивная деятельность с педагогом - одно из главных путей в достижении положительных результатов.

    Для решения этих задач используются разнообразные формы работы:

    • Консультации (по текущим вопросам, тематические);
    • Родительские собрания;
    • Семинары;
    • Дни открытых дверей;
    • Наглядная информация;
    • Домашнее задание по итогам занятия.

    Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Где обозначаются цели и задачи совместной работы, система логопедических занятий (индивидуальные, подгрупповые), возможности личных консультаций, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы.

    Совместная работа с родителями направлена на устранение речевых нарушений и повышение уровня готовности к обучению в школе в процессе формирования звукового анализа и синтеза. (Приложение I)

              

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Критерии обследования фонематических процессов

    1. Обследование фонематического восприятия.

    (Приложение II. Диаграмма 1)

    • Повторение серии слогов (СА – СА  - ЗА,  ША – ША - ЖА, ТА – ДАТА…) с заданным звуком  (ш, р, ж, к) –  молоток, ежик, мак, карандаш, ворона.
    • Показать картинкишмеля, комара.
    • Подобрать пары картинок к названным словам - паронимам. Назвать слова паронимы (крыша – крыса, бочка – почка, ложки – рожки…).
    •  Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.

     

    1. Способность к фонематическому анализу.

    (Приложение II.Диаграмма 2)

    • Выделение гласного звука, стоящего в начале слова (облако, аист…)
    • Выделение гласного звука стоящего в середине слова (рак, кит…)
    • Выделение гласного звука в конце слова (пила, очки…)
    • Выделение согласного звука в начале слова (танк, мышь…), в середине    слова (бант, белка, груша…).
    • Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)
    • Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)

     

    1. Способность к фонематическому синтезу.

    (Приложение III. Диаграмма 3)

    • Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ),  ( С, У, М, К, А).
    • Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).

    Детям предлагается в случае неправильного выполнения несколько попыток с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).

     

    4. Уровень сформированности фонематических процессов.(Приложение III. Диаграмма 4)

    Оценка формирования фонематических процессов выводится по результатам обследования первых трёх показателей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Выводы по результатам реализации программы.

    Исследования особенностей готовности к обучению грамоте детей с тяжёлыми речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что им присущи специфические ошибки и затруднения. К ним относятся недоразвитие фонетической и фонематической стороны, лексико-грамматического строя языка, несформированность операций звукового анализа и синтеза.

    При этом установлено, что уровень готовности к обучению грамоте зависит от показателей развития речи: чем ниже показатели развития речи, тем ниже уровень подготовленности к обучению грамоте. На основе анализа литературных данных была разработана и апробирована система упражнений для детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте путем формирования аналитико-синтетических процессов.

    На этапе завершения реализации программы выявился рост уровня сформированности базовых предпосылок, которые определяют готовность к обучению грамоте. У всех детей наблюдалось повышение показателей.

    Следовательно, можно сделать вывод, что предложенная система специальных упражнений и заданий способствует успешному развитию фонематических процессов и формированию звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, что позволяет оптимизировать сроки по подготовке к обучению грамоте и повысить уровень успеваемости обучения детей в школе.

    Результаты апробирования программы доказывают положительный исход реализованной системы обучения и позволяют сделать заключение, что цель и задачи данной работы достигнуты.

     

    Список литературы

    1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. – 126с.;
    2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - 336с.;
    3. Журова Л.Е. Экспериментальное обучение дошкольников грамоте. – В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду/Под.ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. – М.: 1987. С. 86-92.
    4. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. №1. – С. 74-81.
    5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников. –  М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. – 80с.
    6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: 2001. – 87с.
    7. Спирова Л.Ф. Формирование звукового анализа слова у детей имеющих недостатки произношения // Труды научной сессии по дефектологии. М.: АПН РСФСР, 1958. С. 314-325.
    8. Ткаченко Т.А.Если дошкольник плохо говорит. – СПб.:1997. – 76 с.
    9. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.:1998. – 46с.
    10. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.: 2000. – 57с.
    11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: 1991. – 142с.
    12. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие – М.: Айрис–пресс, 2007. – 224 с.
    13. Чевелёва Н.А. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи//Дефектология. 1986. №5. С. 57-61.
    14. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. №5. – С. 38-58.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение     

    Приложение I

    Взаимодействие логопеда со специалистами дошкольного учреждения и семьи

     

     

    ЛОГОПЕД:

    Формирование фонематического анализа и синтеза

    в процессе подготовки к обучению грамоте

     

    Психолог:

    Формирование высших психических функций

    Воспитатели:

    Закрепление полученных знаний на логопедических занятиях, контроль звукопроизношения

    Музыкальный работник:

    Развитие музыкального слуха, ритма,

    голосовых способностей

    Физкультурный работник:

    Развитие физических качеств (координация движений, самоконтроля)

     

     

     

    Родители:

    Закрепление изученного материала, выполнение логопедических заданий с детьми,

    контроль звукопроизношения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение II

    Предметная среда речевого развития детей

       Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используется материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:

    1. Предметные картинки;

    2. Логопедическое лото «Подбери и назови»;

    3. Карточки для звукового анализа;

    4. Тетради для автоматизации разных звуков;

    5. Звуковые кубики;

    6. Набор текстов для автоматизации звуков;

    7. Предметные картинки;

    8. Сюжетные картинки;

    9. Символы артикуляционной гимнастики;

    10. Игры-звукоподражания;

    11. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции;

    12. Профили артикуляционного аппарата;

    13. Картинки для уточнения слоговой структуры слова;

    14. Зрительные символы гласных и согласных звуков;

    15. Конструкторы;

    16. Звуковые линейки;

    17. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми;

    18. Тематические папки (игрушки, распорядок дня, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения,  животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, школьные принадлежности, грамматический  строй);

     19. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;

     20. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_zv_mozaika.docx43.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

    по формированию навыков звукового анализа и синтеза

    у детей старшего дошкольного возраста

    в процессе подготовки к обучению в школе

    «Звуковая мозаика»

    для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи

    Составитель: учитель-логопед

    Панарина Жанна Викторовна

    п. Горноправдинск

    Содержание

    1.Пояснительная записка…………………………………………………..3

    2.Основные направления по формированию аналитико-синтетических процессов у детей………….……………………………………………………...6

    2.1.Система упражнений по формированию звукового анализа и синтеза……………………………………………………………………………..7

    2.2.Совместная деятельность с педагогами ДОУ..……….………...…...12

    2.3.Организация сотрудничества с родителями……...………………....13

    3.Критерии обследования фонематических процессов……….….…….15

    4. Выводы по результатам реализации программы…..………………...17        Список литературы……………………………………………………….18

    Приложение……………………………………………………………….20

    1. Пояснительная записка

    Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

    Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья при тяжёлых нарушениях речи.

    Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

    Фонематический анализ - это выделение звука на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

    Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

    В основу данной программы положены:

    - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;

    - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

    - «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

    - «Программа занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи, по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей дошкольного возраста» Т.А. Ткаченко.

    Программа предполагает: развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Задания по звуковому анализу и синтезу опираются на четкие кинестетические и слуховые ощущения, способствующие осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему заданий по звуковому анализу и синтезу звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

    Работа по формированию звукового анализа и синтеза, подготовке к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов. (Приложение IV)

    Актуальность программы определяется, во-первых, тем, что дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения, испытывают значительные трудности в овладении аналитико-синтетическими навыками. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы в данном направлении позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

    Цель: Формирование звукового анализа и синтеза в процессе подготовки к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    Задачи:

    1.  Научить различать звуки речи, как гласные, так и согласные;

    2.   Выделять любые звуки из состава слова;

    3.  Делить слова на слоги;

    4.  Делить слоги на звуки;

    5.  Объединять слоги и звуки в слова;

    6.  Определять последовательность звуков в слове;

    7.  Делить предложения на слова.

    2.Основные направления работы по формированию аналитико-синтетических процессов у детей:

    • Система упражнений и заданий;
    • Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами ДОУ;
    • Организация сотрудничества с родителями.

    Реализация этих направлений предполагает системный подход в процессе решения поставленных целей и задач.

    Ожидаемые результаты:

    1. Сформированность артикуляторных навыков и фонематического восприятия.
    2. Овладение процессами звукового анализа и синтеза на уровне слога, слова.
    3. Обогащение лексического строя языка.
    4. Повышение уровня формирования грамматически правильной речи.
    5. Повышение уровня готовности к школьному обучению.
    6. Увеличение уровня сформированности высших психических функций: воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Программа предназначена для работы в условиях логопедического пункта с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности, имеющих различные речевые нарушения с нормальным интеллектом и сохранным слухом.

    Срок реализации программы – 1 год.

    2.1.Система упражнений по формированию

    звукового анализа и синтеза

    Разработанные упражнения рассчитаны для проведения на коррекционных занятиях в условиях логопедического пункта с периодичностью два раза в неделю с 15 сентября по 15 мая.

    месяц

    Задания, упражнения

    Основные цели

    Сентябрь

    3-4     недели

    1.Уточнение понятий "слово", "звук".

    Закрепление понятий "слово", "звук".

    2. Определение в словах первого гласного звука.

    Учить называть первый гласный звук в словах.

    3.Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах.

    Учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах.

    4.Анализ и синтез сочетаний из 2-З гласных звуков.

    Учить выполнять анализ и синтез из 2-3 гл. звуков.

    Октябрь

    1-4.Определение в словах последнего гласного звука (в течение 2-х недель)

    Учить называть последний гласный звук в словах.

    5.Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах.

    Продолжать учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах.

    6-7.Определение в словах первого и последнего гласных звуков (в течение 2-х занятий)

    Учить называть первый и последний гласный звук в словах.

    8.Определение наличия — отсутствия заданного гласного звука в слове.

            

    Учить называть только те слова, в которых имеется изображённый символом звук.

    Ноябрь

    1-2.Определение в словах первого согласного звука (М) (втеч. 2-х занятий)

            

    Упражнять в умении соединять картинки, в названии которых есть звук (М) с символом.

    3.Определение наличия — отсутствия согласного звука (М) в слове.

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (М) в слове.

    4-5.Определение в словах последнего согласного звука (М) (втеч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять наличие звука (М) в конце слова.

    6.Определение позиции согласного звука (М) в слове.

    Упражнять в умении определять позицию звука (М) в слове.

    7-8.Определение в словах первого согласного звука (М, Н, В). (в теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (М, Н, В) в слове.

    Декабрь

    1.Определение наличия — отсутствия согласного звука (Н, В, Ф) в слове.

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звуков (Н, В, Ф) в слове.

    2.Анализ и синтез слова, состоящего из двух звуков — гласного и согласного.

    Учить произносить слитно, не прерывая голоса, пару звуков, изображенных символами, затеем назвать оба звука по порядку.

    3-4.Определение в словах первого согласного звука (В, Ф) (в теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (В, Ф) в слове.

    5-6.Определение гласного звука в середине односложного слова. (в теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять гласный звук в середине односложного слова.

    7-8.Определение двух гласных звуков в слове. (в теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять два гласных звука в слове.

       Январь

    1-2.Определение двух гласных звуков в слове. (в  теч. 2-х занятий)

    Упражнять в умении определять два гласных звука в слове.

    3-4.Определение в словах заданного согласного звука (П, Б). (в теч. 2-х занятий)

    Учить определять заданный согласный звук в слове (П, Б).

    5-6.Анализ и синтез звуков в односложном слове. (в теч. 2-х занятий)

     Учить выполнять анализ и синтез звуков в односложном слове.

    Февраль

    1.Определение в словах первого согласного звука (Т, Д).

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (Т, Д) в слове.

    2.Определение наличия - отсутствия согласного звука (П, Б, Т, Д) в слове.

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (П, Б, Т, Д) в слове.

    3.Определение позиции согласного звука (Т) в слове.

    Учить определять, где слышится звук Т: в начале слова, в середине или в конце.

    4.Определение в словах первого согласного звука (К, Г, Х).

    Упражнять в умении определять первый согласный звук (К, Г, Х) в слове.

    5.Определение позиции согласного звука (К) в слове.

    6.Определение позиции согласного звука (Г) в слове.

    7.Определение позиции согласного звука (Х) в слове.

    Учить определять, где слышатся звуки: в начале слова, в середине или в конце.

    8.Определение наличия - отсутствия согласного звука (К, Г, Х) в слове.

    Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (К, Г, Х) в слове.

    Март

    1-3.Определение последнего согласного звука в слове (Х, Т, К). (в теч. 3-х занятий)

            

    Упражнять в умении определять последний согласный звук (К, Т, Х) в слове.

    4-8.Полный анализ и синтез звуков в односложном слове.

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в односложном слове.

    Апрель

    1-2.Полный анализ и синтез звуков в двусложном слове.

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в двусложном слове.

    3-4.Анализ и синтез звуков в словах-паронимах.

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в похожих словах.

    5-6.Анализ и синтез звуков в односложном слове со стечением согласных.

    Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в словах со стечением согласных звуков.

    7-8.Определение первого согласного и последующего гласного звуков в двусложных словах.

    Учить определять в двусложном слове первый согласный и последующий гласный звук.

    Май

    1-2 недели

    1.Определение последних два звука (ЦА, ЦУ, ЦЫ) в словах, выраженных существительными в различных падежных формах.

    Учить определять последних два звука (ЦА, ЦУ, ЦЫ) в словах, выраженных сущ-ми в различных падежных формах.

    2.Преобразование слов, путём замены одного согласного звука.

    Учить преобразовывать слова путём замены одного согласного звука.

    3. Синтез слова из предложенных слогов.

    Учить выполнять операции синтеза слова из предложенных звуков, слогов.

    4.Анализ и синтез предложений.

    Учить выполнять полный анализ и синтез простых нераспространённых предложений.

    2.2.Совместная деятельность с педагогами ДОУ

    С целью проведения более эффективной и системной работы в ходе реализации программы по формированию аналитико-синтетических навыков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи подразумевается совместная деятельность с педагогами ДОУ: психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

    Работа психолога направлена на формирование высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

    Деятельность музыкального руководителя нацелена на развитие музыкального слуха, ритма, голосовых способностей.

    За развитие физических качеств, координацию движений отвечает инструктор по физической культуре.

    Мероприятия по закреплению полученных знаний на логопедических занятиях, контроль за звукопроизношением детей осуществляются воспитателями групп.

    В процессе совместной деятельности с педагогами учреждения учителем-логопедом проводятся беседы, тематические консультации, семинары-практикумы.

    Таким образом, реализации поставленных целей возможно добиться лишь в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса. (Приложение I)

            2.3.Организация сотрудничества с родителями

    Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности является работа с родителями.

    В качестве основного проводника в мир речевой культуры – речевого общения для ребёнка выступает взрослый, от которого зависит, насколько грамматически правильной будет речь малыша.

    Речь родителей служит для ребёнка образцом для подражания. Родительский авторитет и совместная продуктивная деятельность с педагогом - одно из главных путей в достижении положительных результатов.

    Для решения этих задач используются разнообразные формы работы:

    • Консультации (по текущим вопросам, тематические);
    • Родительские собрания;
    • Семинары;
    • Дни открытых дверей;
    • Наглядная информация;
    • Домашнее задание по итогам занятия.

    Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Где обозначаются цели и задачи совместной работы, система логопедических занятий (индивидуальные, подгрупповые), возможности личных консультаций, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы.

    Совместная работа с родителями направлена на устранение речевых нарушений и повышение уровня готовности к обучению в школе в процессе формирования звукового анализа и синтеза. (Приложение I)

            

    3. Критерии обследования фонематических процессов

    1. Обследование фонематического восприятия.

    (Приложение II. Диаграмма 1)

    • Повторение серии слогов (СА – СА  - ЗА,  ША – ША - ЖА, ТА – ДА – ТА…) с заданным звуком  (ш, р, ж, к) –  молоток, ежик, мак, карандаш, ворона.
    • Показать картинкишмеля, комара.
    • Подобрать пары картинок к названным словам - паронимам. Назвать слова паронимы (крыша – крыса, бочка – почка, ложки – рожки…).
    •  Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.

    1. Способность к фонематическому анализу.

    (Приложение II.Диаграмма 2)

    • Выделение гласного звука, стоящего в начале слова (облако, аист…)
    • Выделение гласного звука стоящего в середине слова (рак, кит…)
    • Выделение гласного звука в конце слова (пила, очки…)
    • Выделение согласного звука в начале слова (танк, мышь…), в середине    слова (бант, белка, груша…).
    • Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)
    • Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)

    1. Способность к фонематическому синтезу.

    (Приложение III. Диаграмма 3)

    • Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ),  ( С, У, М, К, А).
    • Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), (Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).

    Детям предлагается в случае неправильного выполнения несколько попыток с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).

    4. Уровень сформированности фонематических процессов.(Приложение III. Диаграмма 4)

    Оценка формирования фонематических процессов выводится по результатам обследования первых трёх показателей.

    4. Выводы по результатам реализации программы.

    Исследования особенностей готовности к обучению грамоте детей с тяжёлыми речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что им присущи специфические ошибки и затруднения. К ним относятся недоразвитие фонетической и фонематической стороны, лексико-грамматического строя языка, несформированность операций звукового анализа и синтеза.

    При этом установлено, что уровень готовности к обучению грамоте зависит от показателей развития речи: чем ниже показатели развития речи, тем ниже уровень подготовленности к обучению грамоте. На основе анализа литературных данных была разработана и апробирована система упражнений для детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте путем формирования аналитико-синтетических процессов.

    На этапе завершения реализации программы выявился рост уровня сформированности базовых предпосылок, которые определяют готовность к обучению грамоте. У всех детей наблюдалось повышение показателей.

    Следовательно, можно сделать вывод, что предложенная система специальных упражнений и заданий способствует успешному развитию фонематических процессов и формированию звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, что позволяет оптимизировать сроки по подготовке к обучению грамоте и повысить уровень успеваемости обучения детей в школе.

    Результаты апробирования программы доказывают положительный исход реализованной системы обучения и позволяют сделать заключение, что цель и задачи данной работы достигнуты.

    Список литературы

    1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. – 126с.;
    2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - 336с.;
    3. Журова Л.Е. Экспериментальное обучение дошкольников грамоте. – В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду/Под.ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. – М.: 1987. С. 86-92.
    4. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. №1. – С. 74-81.
    5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников. –  М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. – 80с.
    6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: 2001. – 87с.
    7. Спирова Л.Ф. Формирование звукового анализа слова у детей имеющих недостатки произношения // Труды научной сессии по дефектологии. М.: АПН РСФСР, 1958. С. 314-325.
    8. Ткаченко Т.А.Если дошкольник плохо говорит. – СПб.:1997. – 76 с.
    9. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.:1998. – 46с.
    10. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.: 2000. – 57с.
    11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: 1991. – 142с.
    12. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие – М.: Айрис–пресс, 2007. – 224 с.
    13. Чевелёва Н.А. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи//Дефектология. 1986. №5. С. 57-61.
    14. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. №5. – С. 38-58.

    Приложение        

    Приложение I

    Взаимодействие логопеда со специалистами дошкольного учреждения и семьи

    ЛОГОПЕД:

    Формирование фонематического анализа и синтеза

    в процессе подготовки к обучению грамоте

    Приложение II

    Предметная среда речевого развития детей

       Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используется материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:

    1. Предметные картинки;

    2. Логопедическое лото «Подбери и назови»;

    3. Карточки для звукового анализа;

    4. Тетради для автоматизации разных звуков;

    5. Звуковые кубики;

    6. Набор текстов для автоматизации звуков;

    7. Предметные картинки;

    8. Сюжетные картинки;

    9. Символы артикуляционной гимнастики;

    10. Игры-звукоподражания;

    11. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции;

    12. Профили артикуляционного аппарата;

    13. Картинки для уточнения слоговой структуры слова;

    14. Зрительные символы гласных и согласных звуков;

    15. Конструкторы;

    16. Звуковые линейки;

    17. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми;

    18. Тематические папки (игрушки, распорядок дня, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения,  животные, насекомые, птицы, морские обитатели, рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, школьные принадлежности, грамматический  строй);

     19. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;

     20. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

    Панарина Жанна Викторовна

    Учитель-логопед

    МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

    Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

    Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

    Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

    Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

    Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

    Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

    Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это  восприятие,  предлагаем родителям поиграть с ребенком....