Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
статья по логопедии на тему

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sots._seti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Коррекционная работа по развитию  фонематического восприятия включает следующие задачи:

  1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся;
  2. Научить детей различать поставленные или уточненные в произношении звуки на слух;
  3. Развивать в произношении  анализ и синтез звукового состава речи.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки - неречевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки. Работа проводится в виде игр: «Что звучит?». Логопед за ширмой играет последовательно на музыкальных инструментах, а дети отгадывают звучащий инструмент. «Узнай предмет по звуку». Здесь берутся различные бытовые предметы (молоток, вода, горох). Детей знакомят со звуками молотка, со звуком переливаемой воды, шумом гороха в коробке. Затем за ширмой издается звук и дети отгадывают предмет. Используются игры, где дети определяют направление звучания. Эти игры с колокольчиком, с хлопками, жмурки. «Часовой» - ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи проходит при развитии произношения. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения и игры. Это прослушивание народных потешек «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый», «Сорока-ворона», вызывающие двигательные слуховые реакции на определенные слова. Это игры, связанные с выполнением речевых инструкций «Слушай и выполняй», «Сделай, как сказали», «Улавливай шёпот». Игры, когда дети по звукоподражаниям угадывают животных: «Кто в гости пришел?», «Кто спрятался в домике?», «Угадай, кто зовёт» - здесь дети определяют голос товарища, или «Угадай, чей голосок» - угадывают, кто прочитал стишок. Игра «Кто внимательный» имеет очень много вариантов. Это и выделение хлопком определенного слова в ряду других слов, произносимых логопедом (только овощ, только одежду, определенное число) и поднятием руки отличить предмет, который летает (бегает, прыгает). Различные лото, где нужно соотнести слово с изображением.

Следующим этапом развития фонематического восприятия является развитие фонематического слуха. Дети учатся определять наличие определенного звука в слове, его местоположение.С самого начала работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Вся система упражнений, направленных на анализ и синтез звукового состава речи, предлагается в следующей последовательности: звук, выделение звука из слога, из слова, а затем уже членение слова на слоги, предложения на слова. Неправильно было бы начинать работу с членения предложения на слова, а затем переходить к членению слов.

На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.

Вторая ступень  это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, он. В это время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак).

Третья ступень – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Э, Й не выделяются. После указанных упражнений дети овладевают четвертой ступенью подготовки анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети выделяют звук из слов типа:  суп.

Затем дети овладевают полным анализом двухсложных слов типа: «зубы» и включают в анализ слова со стечением согласных в составе слова (стол, шкаф), двухсложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок), некоторые трехсложные (канава), произношение которых не расходится с написанием. Все упражнения на выделение звуков из слова, как первых, так и последних, а также в середине слова могут проводиться в игровой и в учебной формах. Эти формы чередуются. Использование игр и игровых приемов помогает развитию у детей интереса к занятию и формированию потребности изучать звуковую сторону речи. Можно привести несколько игровых приемов и игр, которые есть в сборнике «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко. Лото «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов», где дети выделяют последний звук в слове и выбирают картинку со словом, где этот звук в начале. Игра «Дополни слово»: пау (к), вени (к), и т.д.

Игра «Какой новый звук появится?»:

а) сук-стук, стол-столб, сон-слон, ролик-кролик, кошка-крошка;

б) цепочка слов с заменой одного звука:

                мышка-мошка (ы-о);

                мошка-ложка   (м-л);

                ложка-ножка    (л-н);

                том-дом-ком     (т-д-к).

Игра «Раз, два, три».

Дети получают по  две-три картинки. По сигналу логопеда дети последовательно поднимают картинки, в названия которых входят изучаемые звуки.

        Работая над звукопроизношением, логопед использует не только слух для дифференциации звуков, но и зрительный, кожный, тактильный анализаторы. Используется словесное описание артикуляций звуков, а также характеристики звуков. Сначала вводится понятие гласный звук. Гласный звук произносится свободно, нет преграды для выхода воздушной струи. Впервые на примере звуков «с-з»вводится понятие глухие, звонкие звуки. Дети учатся различать звуки, отличающиеся наличием или отсутствием работы голосовых связок. Звук «с» произносится без голоса, он глухой, звук «з» произносится с голосом, он звонкий. Эти характеристики звуков дети используют при звуковом анализе слогов, слов, при дифференциации звуков.

        Когда говорят о дифференциации звуков, обычно имеют в виду тот последний этап логопедической работы, на котором после отработки двух парных звуков проводится ряд упражнений в произнесении того или иного звука в слогах, словах, предложениях. Дифференциацию звуков целесообразнее начинать гораздо раньше. Еще до постановки звука ребенок должен научиться выделять этот звук среди других звуков. Как только ребенок научится правильно артикулировать какой-либо звук, то этот звук уже сравнивается на слух с любыми звуками речи. Это и будет первый этап работы над дифференциацией. Нельзя начинать работу с тонких дифференциаций. Надо сначала сопоставлять звук с более отдаленными от него звуками, постепенно переходя к более сходным с ним звукам. Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от изучаемого каким-либо одним признаком. Например: звук «к» сравнивается со звуками «х, т, г», «с» со звуками «сь, т, з, ц, щ». С целью различения звуков на слух проводятся такие упражнения: «Выдели звук из ряда других звуков», «Выдели слог с этим звуком из ряда других слогов».

Логопед произносит ряд слогов «са, ца, та, са, за, ся, ша, са» и т. д. Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку в ответ на произнесение слога «са».  Аналогичное, но более трудное упражнение – выделение звука из начала слова. Детям предлагается поднимать руку в тех случаях, когда произнесенное логопедом слово начинается на звук «с».Даются примерно такие слова: танк, санки, цапля, зайка, суп, шашка, собака. Второй этап работы – это дифференциация изучаемого звука от других звуков не только на слух, но и в произношении. Работа начинается с простых слоговых упражнений, например, по дифференциации звонких и глухих звуков дети повторяют ряд слогов со звонким звуком, ряд слогов с глухим звуком: ба-бу-бо; па-пу-по. Затем называние картинок с парными звуками и выделение этих звуков, проговаривание слов, насыщенных парными звуками:

берлога (р-л);

кастрюля ,,).

Затем составление, повторение предложений со словами, насыщенными сравниваемыми звуками. Здесь очень хорошо использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы:

с - ш                 Поспешишь – людей насмешишь.

                Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

                Смотрит солнышко в окошко,

                Светит в нашу комнату.

                Мы захлопали в ладошки-

                Очень рады солнышку.

с-з-ш                Мишка лапу занозил,

                Наступил на шишку.

                Обозлился, погрозил:

                - Ты узнаешь мишку.

с-ш                Шёл Сашок, нёс мешок.

ж-ч                Был тяжёл мешочек.

                У Сашка из мешка

                Сыпался песочек.

р-л                Старый пёс среди двора

                Караулил куль добра.

                Воры куль добра не брали,

                Воры сторожа украли.        

р,,                Варежки у Вари

                Пропали на бульваре.        

л-л,                 Воротилась Варя

                Вечером с бульвара.

р-р,                Не нашла в кармане

                Варежки Варвара

                        Вот ведь как.

                Взял Валерка тарелку,

                Взял Валерка поднос.

                Мне тарелку Валерка

                На подносе поднес.

        Затем дифференциация звуков происходит при составлении рассказов, при заучивании небольших текстов. Используются различные игры с проговариванием слов.

Например: дифференциация «с-з» в тексте.

«Зайка». Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

                                      Зайка! Зайка! Что с тобой?

                                      Ты сидишь совсем больной.

                                      Ты не можешь даже встать,

                                      С нами вместе поплясать.

                                      Та вставай, вставай, скачи!

                                      Вот морковку получи,

                                      Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку. Зайчик берет морковку и на-

чинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

        

        Работа по формированию фонематического восприятия включает в себя различение и выделение слогов в слове. Дети должны усвоить, что слова делятся на части, которые называют слогами. В словах может быть разное количество слогов. Обращается внимание на то, что слоги, в отличие от слов, ничего на обозначают. Чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом предлагаются упражнения. Логопед произносит ряд слогов и слов, например: сани, су, ас, собака, са и т.д. Детям предлагается хлопнуть в ладоши или поднять руку, если они услышат слог. Для того, чтобы дети попрактиковались в делении слов на слоги, проводятся различные упражнения в форме игр: «Добавь слог», «Докончи слово», «Эхо» (повторение второй половины).

Дети учатся составлять схемы слов. Можно использовать упражнение: «Подбери слово к схеме», «Составь схему к слову». При работе со схемой детям необходимо ясно представить не только количество слогов, но и их последовательность. Вначале логопед просит называть слоги только последовательно, а позднее вразбивку.

После того, как дети достаточно усвоят звуковой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу. Внимание детей привлекают к тому, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласный звук в схемах выделяется подчеркиванием, обводом или цветом. Используется широко игра «Живые звуки» с цветовыми сигналами: гласные – красные, согласные – темные.

        Работа над предложением проводится на протяжении всего периода обучения.

Если в начале дети упражняются в составлении предложений, то в конце они должны научиться делить предложения на слова. Эта работа также включает составление схем. Различные упражнения, проводимые в форме игр, развивают слуховое внимание, внимание к слову, к речи. Это игры «Живые слова», «Добавь слово по картинке», «Узнай, что изменилось», «Угадай, какое слово заблудилось», «Путаница».

        Развитие фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является одним из важнейших звеньев коррекционно-воспитательной работы. Оно должно опережать по времени работу над произношением. Работа по развитию фонематического слуха должна проводиться систематически, с учетом последовательности. Ни один этап работы не должен быть пропущен.

        Развитый фонематический слух является основой для развития правильного произношения, обучения грамоте и развития монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это  восприятие,  предлагаем родителям поиграть с ребенком....

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийная презентация является дополнением к коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в группе компенсирующей направленности....