Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_i_upr-ya_dlya_roditeley_detey_s_ovz.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»,

г.п. Барсово, Сургутский район

Работая с детьми с речевыми нарушениями логопеду важно помнить, что его деятельность не может сводиться лишь к исправлению звукопроизношения, а также понимать, что начало работы по формированию звукопроизношения еще до трехлетнего возраста предполагает построение работы с учетом принципа семейноориентированности.

Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным - логичным,  последовательным, доступным по возрасту. Научить такому общению и является основной задачей логопеда.

В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи.  

Игры для развития речевого дыхания

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, чтобы речь была плавной, ребенок должен уметь делать сильный выдох через рот. Развить этот навык помогают специальные упражнения, направленные на выработку сильной и длительной воздушной струи.

При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • Воздух набрать через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
  • Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений поможет ребенку развить речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

«Снежинки»

Цель игры: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Инструкция и ход игры: возьмите несколько бумажных снежинок и покажите их ребенку. При этом скажите: «На улице падает снежок. Там снегопад. Давай устроим снегопад дома». Затем кладет на ладошку ребенку снежинку и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Действия малыша можно сопровождать стихами. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Снегснег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Бабочка, лети»

«Цель игры: выработать длительный непрерывный ротовой выдох.

Инструкция и ход игры: приготовьте 2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки. К каждой бабочке привяжите нитку длиной 50 см и прикрепите их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натяните между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Действия ребенка можно сопровождать стихами.

Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздуха, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки 

На березовой ветке!

«Ветряная мельница»

Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

«Бульбульки»

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

Игры и упражнения для развития речевого слуха

Предложенные ниже игры используются для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

«Что звучало?»

Взрослый демонстрирует ребенку звучание бубна, дудки, погремушки и др. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять небольшие коробочки (можно контейнеры от киндер-сюрприза) и наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать, песок, крупу, горох и.т.д. Вы берете коробочку, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую анологично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

«Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Слушай и делай»

Взрослый дает ребенку следующие команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку мячик, а в левую кубик» и.т.д.

«Послушай и повтори»

Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки, коза-коса, а ребенок вслух повторяет их.

«Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

При формировании грамматически правильной речи необходимо прежде всего воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

«Спрячь мячик»

Цель игры: сформировать у детей навыки понимания предложных конструкций.

Инструкция и ход игры: для игры понадобится мяч. Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т. д. При этом спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя его активный словарь.

«Кто где спрятался?»

Цель игры: сформировать понимание ребенком некоторых предлогов, активизировать речь.

Инструкция и ход игры: для игры понадобится игрушечная кошечка или собачка. Взрослый прячет кошку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась кошечка? (Под стол.) Правильно. Кошечка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу самому спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал кошечку?»

Безречевому ребенку родитель может предложить спрятать игрушку в какое-либо место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

«Где машина?»

Цель игры: научить детей понимать предложные конструкции.

Инструкция и ход игры: приготовьте как можно больше сюжетных картинок с изображением машины в разных местах. Взрослый раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, на мосту и т. д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?»

«Друзья»

Цель игры: сформировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция и ход игры: для игры понадобятся картинки с изображением животных, разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т. п.)                           Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям картинку, например, с собакой и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую картинку с изображением другой собаки. Далее взрослый обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг – маленькая собачка, и просит малыша повторить. Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не найдут себе друзей.

«Назови ласково»

Цель игры: научить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция и ход игры: возьмите картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.) в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением предмета из серии, например, «транспорт» и спрашивает что это (машина). Затем просит ребенка назвать машину ласково (машинка). Игра повторяется с картинками самолета, грузовика, паровоза и т. д.

Список литературы

1. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Громова О.Е.Алло! Ляля? Речь, первые глаголы. – М.: Карапуз, 2003. 

3. Громова О.Е.Топ-топ. Бух. Речь, первые глаголы. – М.: Карапуз, 2003.

4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. –М. Творческий центр 2005.     

5. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: Союз, 1998.

6. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М. Творческий центр,2012.

7. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб. Каро 2004.

8. Савельева Е.А.. Солнышко на ладошке.- М. Творческий центр, 2012.

9. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов. – М.: Полиграф сервис, 2002. 

10. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.

11. Янушко Е.А.Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие понимания речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 12–19.

12. Янушко Е.А.Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

13. Янушко Е.А.Пластилиновый снежок: Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

14. Янушко Е.А.Пластилиновые картинки: Развитие мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила  учитель-дефектолог Зинченко Е.В. ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят таки...

Памятки для родителей "В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья."

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов. Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР).Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением речи.Ре...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет...

Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной раб...