Главные вкладки

    "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"
    статья по теме

    Глаба Светлана Ивановна

    Статья содержит материалы об организации условий  в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Инклюзивное образование в ДОУ23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

    ГЛАБА  С.И., МДОУ ЦРР Д/С № 66 г. ВЛАДИМИР

                      находИть

                                 Новые

                             пуТи

                               вЕрить

               расширят Границы

                                 Расти

                              рАдоваться окружающим

                                Целенаправленно

                                И бороться

                      с изолЯцией

            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми. Одним из путей организации реабилитации и социальной адаптации «особых» детей в ДОУ является интеграция.

       Интеграция, понимаемая как процесс обучения детей с проблемами в общеобразовательных учреждениях общего типа, в настоящее время находится в центре внимания. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии теми знаниями, умениями и навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми в соответствии с государственным образовательным стандартом.              Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями. Наряду с массовыми группами функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением  опорно-двигательного аппарата  и ДЦП).

    В  условиях нашего ДОУ возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции.

                   Наш педагогический коллектив  использует следующие модели интеграции:

    - полной интеграции

    - временной интеграции

    - частичной интеграции

    Основные направления работы:

    1.Работа с детьми.

    Цель:- Приобретение обычными детьми нравственного опыта позитивного общения с "необычными" сверстниками, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.

    2.С родителями.

    Цель:  - Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.

    3.С педагогами ДОУ.

    Цель: - Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.

    С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого малыша.

             Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ

    (или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.

           Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью в ДОУ созданы следующие условия:

    - Мягкие спортивные модули и  коррекционный инвентарь в зале реабилитации.

    - Коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки в группах.

    -  Тренажерный зал

    - Физиокабинет

    - Бассейн с набором коррекционного оборудования: нудлсы, фитболы разного размера, массажные мячи, массажные дорожки.

    - Кабинет логопеда.

    - Комната  психологической разгрузки.

    Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями:  обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников.

            Практические занятия организуют следующие специалисты: педагог-психолог, педагог дополнительного образования (по изобразительной деятельности), инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог. Такая работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе разработанной индивидуальной программы.

         В ДОУ на всех этапах сопровождения ребенка-инвалида проводится работа по социализации особых детей в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности.

    Одна из задач - привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах , культурно-массовых и спортивных мероприятиях, мероприятиях проводимых в ДОУ. Наши воспитанники являются членами  Владимирской областной  организации «Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «СВЕТ», принимали участие в  городских конкурсах чтецов, участвовали в выставке работ к 65-летию победы в Великой отечественной войне.

             Коллектив педагогов убежден в том, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.

    Список источников:

    1.Битова А.Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000

    У.Хаймлих, Д.Хёльтерсхинкен «Играем вместе: интегративные процессы в обычном детском саду»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

    Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...

    Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.

    О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья...

    «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

    За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

    «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

    За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

    РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...