Образовательное событие с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Наталья Васильевна Соколова

Коррекционная работа  по развитию эмоционально-волевой сферы (с применением песочной терапии и проективных методик)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_detmi.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

- детский «Малыш» муниципального образования г.Саяногорск

Образовательное событие с детьми  подготовительной группы

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

« Я - чашка »

Коррекционная работа  по развитию эмоционально-волевой сферы

(с применением песочной терапии и проективных методик)

Соколова Наталья Васильевна, педагог - психолог

Цель: создание социальной ситуации развития эмоциональной сферы детей в процессе игровой деятельности с песком.

Задачи:

  1. - создавать условия для выражения детьми своего мнения;
  2. - развивать умение выражать свои эмоции и чувства посредством творчество;
  3. - способствовать снятию психомышечного напряжения и тревоги.

Методы и приёмы:

  • Вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, сюрпризный момент.
  • Повышающие познавательную активность: приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
  • Психологические: анализ продуктов деятельности, беседа.

Техническое оснащение:

Мультимедийная установка, ноутбук, активная колонка.

Материалы: кинетический песок, цветной кварцевый песок, столы для рисования песком, мелкие предметы для украшения, салфетки.

Педагогические технологии:

  • Социо-игровые технологии;
  • Личностно-ориентированые технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Динамическая пауза;
  • Песочная терапия
  • Арт-терапия (рисование песком на стекле);
  • Релакс-терапия.

Индивидуальная работа:

  • Оказание помощи в действиях с песком;
  • Беседа с детьми во время презентаций чашек, во время подбора смайлика – эмоций,

при обсуждении социальных ситуаций.  

Ход образовательного события

Этап

организованной

образовательной

деятельности

Организация рабочего

пространства

Деятельность

Взрослого

Деятельность

Детей

Условия социальной

ситуации развития и психолого-

педагогические условия

Вводная часть

(Организационный и мотивационный момент)

Основная часть

Загадка

Песочная терапия

(игры в песке)

Мульт-терапия

Релакс-терапия

Песочная терапия

Составление рассказов (презентации)

Д/И. «Настроение чашки»

Заключительная часть

Рефлексия

Дети входят в групповую комнату, встают по кругу

Дети стоят по кругу

Дети перестраиваются в два круга

Дети стоят по кругу

Дети подходят к столу с кинетическим песком

Дети садятся на стульчики перед экраном

Звучит спокойная музыка.

Включается  проектор «Звездное небо»

Продолжает звучать спокойная музыка.

Все подходят к столам с цветным песком садятся на стульчики

Дети сидят за столом

Все проходят на ковер

Дети сидят на ковре

Педагог предлагает поприветствовать друг друга, читает текст:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
  - Доброе утро!

Педагог обращается к детям:

- Ребята, вы хорошо себя знаете? Можете похвалить себя или похвастаться чем то?

- Хотите это сделать? Давайте попробуем. Будем передавать мячик друг другу, и произносить хором: - «На друзей ты посмотри,  что умеешь, расскажи» 

- У кого окажется в руках мячик, тот выходит на середину и громко произносит: -  «Я лучше всех умею (называет действия)» 

- Молодцы, себя умеете хвалить!

- А  друзей можете похвалить?  Встаньте в два круга, парами. Пока играет музыка, вы идете по кругу, в разных направлениях,  как только музыка замолкает, вы останавливаетесь и хвалите соседа.

Педагог задает детям вопрос

- Что легче, себя хвалить или друга?

Педагог обращается к детям:

- Играете вы здорово, молодцы! А загадку отгадаете? Слушайте

Чистый, жёлтый и сырой

он бывает и речной

Можешь строить

Можешь рыть

Можешь куличи лепить

 - Что это? (песок)

- Подойдите к столу. Положите ладошки на песок. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Возьмите горсть, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите.

- Посмотрите песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его.

- Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается? - Этот песок отлично держит форму, поэтому можно использовать формочки и делать разные поделки.

- Еще ему нравится, когда на нем оставляют разные отпечатки. Можете попробовать это сделать, выложите формочками фигуру из песка.

-  Но самое главное этот песок любит рассказывать сказки.

- Хотите послушать одну. Присаживайтесь на стульчики.

Педагог показывает  сказку «Две чашки»

-Что необычного в этой истории?

- Чашки живые они разговаривают, спорят, чувствуют

- Давайте пофантазируем и представим что вы - чашки: Ты-чашка,  ты-чашка, и ты-чашка… Вот сколько много чашек, все такие разные!.

- Располагайтесь удобно на ковре, закройте глазки

Педагог зачитывает текст:

- Представь, что ты - чашка,  Какая ты чашка   по форме круглая, а может квадратная, мелкая или глубокая?  Из какого материала сделана: из стекла, фарфора, а может быть ты пластиковая? Какая ты цветом - одного цвета или  разноцветная? Есть ли ручка у тебя? Какая она по форме? Если тебя потрогать, то какая ты чашка на ощупь: гладкая или шершавая, теплая или холодная? Тяжелая или легкая? Чья ты чашка, кому нравишься, где стоишь: в буфете, на праздничном столе, а может в посудном магазине? Кто может пить из чашки, а кто не имеет такого права? Что случиться если тебя возьмет кто- то чужой?

Что наливают в чашку?  Зачем? Кто заботится о том, чтобы ты дольше служила?  

- Откройте  глазки, сядьте, посмотрите друг на друга. Увидели себя чашкой?

Педагог обращается к детям:

-  Хотите нарисовать чашку? В этом нам поможет разноцветный  песок,

- Выберите цвет,  возьмите горстку песка и попробуйте нарисовать чашку,  ту  которую представили себе. Какая ты чашка?

- Кто расскажет  о себе «Я чашка»

Педагог корректирует рассказ ребенка наводящими вопросами, хвалит детей

- Давайте теперь поиграем! Перед вами смайлики-солнышки (Грусть, Радость, Страх, Веселье, Удивление) Покажите выражением лица эмоции всем нам.

- Я буду вам предлагать разные истории, вы представьте, что почувствовала при этом чашка? Подберите нужный смайлик

 Педагог читает проблемные ситуации,

  1. Папа налил в чашку горячий кофе…
  2. Рыжий кот прыгнул на стол и стал лакать молоко из чашки…
  3. Мальчик грязными руками взял чашку в руки …
  4. Мама положила кусок торта на блюдце и поставила рядом с чашкой…  
  5. Щенок потянул зубами скатерть, и чашка оказалась на самом краю стола…
  6. Бабушка помыла чашку приятным моющим средством и насухо ее вытерла полотенцем…

- Какое разное настроение бывает у чашек.

Педагог обращается к детям:

- Вы, большие молодцы, мне очень приятно, было с вами пообщаться. Вы такие отзывчивые, добрые, веселые и умные ребята.

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- А какое у вас сейчас настроение? Покажите мимикой его  всем.

- Спасибо вам большое. Мне очень понравилось с вами общаться, До новых встреч!

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом, улыбаются, приветствуют друг друга

 

Дети передают мячик друг другу, хвалятся умениями

Дети выполняют инструкцию педагога,

хвалят друг друга

Дети отвечают на вопрос педагога.

Дети дают ответы

Дети  выполняют действия с песком (трогают песок, пересыпают из ладошки в ладошку и т.д.)

Дети делают отпечатки, выкладывают фигуры на песке формочками

Дети смотрят мультфильм, в конце отвечают на вопрос педагога.

Дети располагаются на ковре, закрывают глаза и представляют.

Дети отвечают на вопрос педагога

Дети рисуют чашку  (песком на стекле), украшают мелкими предметами

Дети рассказывают о себе, от лица чашки

Дети демонстрируют мимикой лица эмоции

Дети подбирают смайлики-эмоции и показывают.

Дети дают свою оценку

Условия для создания эмоционального настроя, активизации внимания.

Условия для самостоятельной активности и принятия решения

Условия для проявления умственной активности 

Условия для создания эмоционального отклика

Условия для выражения детьми своих тактильных чувств.

Создание условий для эмоционального погружения в действительность.

Условия для воображаемого погружения, для мышечного расслабления и  снятия эмоционального напряжения.

Условия для творческой деятельности

Условия для речевого выражения внутреннего эмоционального состояния.

Условия для принятия решения  и демонстрации эмоций

Условия для выражения отношения к  мероприятию и подведение итогов

Самоанализ педагога-психолога образовательного события

с детьми подготовительной группы

Детям дошкольного возраста сложно справляться со своими эмоциями, часто они не умеют выражать свои чувства и не всегда понимают, какие переживания их побуждают к тем или иным действиям. При этом часть детей уже способны осознать и выразить свои эмоции. Настроение дошкольников подвержено резким перепадам.

Эмоциональный опыт ребенка оказывает большое влияние на его общее развитие, поэтому я разработала занятие, посвященное работе с чувствами. Главная задача моего занятия — научить их осознавать свои чувства и понимать чувства других людей, учить выражать эмоции через творческую деятельность.

Занятие проводилось с детьми ОНР (коррекционная группа).  У ребят этой группы проявляются упрямство, внутренние переживания, повышенная тревожность, ранимость, обидчивость.

Возраст детей 6 лет. На занятии присутствовало 6 детей: 3девочки и 3мальчика.

Тема занятия «Я чашка»

Цель: создание социальной ситуации для развития эмоциональной сферы детей в процессе творческой активности.

Задачи:

  1. - создавать условия для выражения детьми своего мнения;
  2. - развивать умение выражать свои эмоции и чувства посредством творчества;
  3. - способствовать снятию психомышечного напряжения и тревоги.

На занятии были использованы следующие методы и приёмы:

  • Вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, сюрпризный момент.
  • Повышающие познавательную активность: приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
  • Психологические: анализ продуктов деятельности, беседа.

Техническое оснащение:

Мультимедийная установка, ноутбук, активная колонка.

Материалы: Кинетический песок, цветной кварцевый песок, столы для рисования песком, мелкие предметы для украшения, салфетки.

Педагогические технологии:

  • Телесно-ориентированная технология;
  • Техника направленной визуализации;
  • Проективные методики.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Динамическая пауза;
  • Песочная терапия
  • Арт-терапия (рисование песком на стекле);
  • Релакс-терапия

В течении занятия была проведена индивидуальная работа:

  • Оказание помощи в действиях с песком;
  • Беседа с детьми во время презентаций чашек, во время подбора смайлика – эмоций;
  • При обсуждении социальных ситуаций.  

Результат проведенного занятия:

Занятие соответствовало возрастным особенностям, прошло интересно.

Структура занятия последовательна, части занятия взаимосвязаны по смыслу, выдержаны по времени.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: воображаемая ситуация, интонирование речи, эмоциональная выразительность. Детям была предоставлена возможность выбора материала, а так же возможность для самостоятельной творческой деятельности. Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете?», «как правильно?». Учитывались речевые и индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, принимали участие в решении поставленных задач. А так же были эмоционально- отзывчивыми, испытывали большой интерес к занятию, проявляли творческие способности.

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Занятие прошло, как я и планировала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательного события в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Сценарий образовательного события в средней группе «Путешествие в осенний лес»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕЧИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ "ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТАРЕЛКИ"

Образовательное событие в средней группе по познавательному и художественно-эстетическому развитию на тему "История появления тарелки" с использованием современных технологий...

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ в старшей группе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Культура поведения»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Программные задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "МАСТЕРА- СТРОИТЕЛИ"

Цель: обобщение знаний о профессии СТРОИТЕЛЬ в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Задачи: Воспитательные: Воспитывать ...

Конспект образовательного события в подготовительной группе «Балма Баабгай хоер. 5-хи хэшээл»

1.     Совершенствование лексических и речевых навыков, умения узнать информацию, используя специальный вопрос. Знакомство с новыми словами: шубуун, хэрмэн, эндэ, байха.2....

План образовательного события в разновозрастной группе по теме: «Часы»

Цель данного события: Познакомить дошкольников с понятием время, учить назначению минутной, секундной, часовой стрелок, познакомить с разными видами часов. Познакомить детей с понятиями «вч...