Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми.
статья по коррекционной педагогике по теме

Кремницкая Светлана Андреевна

Статься, раскрывающая смысл игровой терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кремницкая Светлана Андреевна, воспитатель гр. №21

МБДОУ детский сад №3 «Снежинка», г. Пушкино

Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми.

В отечественной психологии уже давно доказана необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка, а так же коррекция и профилактика возникших нарушений.

Данная проблема затрагивает не только узких круг специалистов, но и педагогов, работающих с детьми, в том числе и воспитателей.

 Детский сад стал одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка, ведь многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. И от того какие качества будут заложены, зависит дальнейшее развитие ребенка.

 В настоящее время увеличилось количество тревожных детей.

Но, кто они и что из себя представляют? Как выявить тревожного ребенка и з общей массы?

Тревожные дети- это дети отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивые стремления и желания.

Подобные тревожные состоянию могут быть вызваны:

-противоречивыми требованиями, исходящими из разных источников.

-неадекватными требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка.

-негативными требованиями, которые могут поставить ребенка в униженное, зависимое состояние.

Все эти причины могут «выбить почву из под ног», заставить чувствовать «потерю опоры», неуверенность в окружающем мире.

Специфика развития тревожности у детей хорошо отражена в работе Л.В. Макшанцевой «ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

В ней прослеживаются следующие положения:

1. Ведущими факторами роста тревожности у дошкольников являются как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так и неблагоприятный итог социальных контактов и влияний окружающей среды, индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Смена социальных отношений при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение может вызвать у него высокую тревожность. У дошкольников 2,5 - 4 лет в период адаптации их к условиям детского сада возможно значительное повышение тревожности.

3. Устойчиво проявляющаяся в дошкольном возрасте высокая тревожность может приводить к негативным последствиям, например, к снижению результативности деятельности ребенка.

4. Принципиально важным для получения достоверных результатов в диагностике состояния тревожности дошкольников является комплексный подход, предполагающий применение психодиагностических методов исследования (в частности, проективных), а также анкет и опросников, по которым оценивается состояние ребенка родителями и воспитателями, учитывающий возрастные закономерности и особенности проявлений детской тревожности.

5. Для успешной психопрофилактики высокой тревожности у дошкольников необходимо своевременное принятие мер (консультирование родителей и воспитателей, индивидуальные и групповые занятия с детьми и др.) в ситуациях, которые могут стать или уже стали для ребенка стрессогенными.

Все это может привести к дезадаптации ребенка в детском саду, неуспеваемости, рассеянности, невротизации и ряду других последствий, ведущих за собой серьезные проблемы при социализации ребенка, становлении его как личности, к трудностям в общении с окружающими, к агрессии и замкнутости.

Наиболее эффективным методом коррекции уровня тревожности у детей, является игровая терапия.

Такие ученые как Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.С. Спиваковская подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Таковой, в данный возрастной период, является игровая деятельность.

В исследованиях многих ученых, в том числе А.М. Вейн, А.И. Захарова, раскрывается функциональная специализация больших полушарий головного мозга и отмечается возможность восстановления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

По определению Д.Б. Эльконина внутри игровой деятельности происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника, она определяет его отношение к окружающим людям, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Существует несколько видов игротерапии:

-недирективна

-директивная

-смешанная

Мне бы хотелось уделить особое внимание недириктивной игровой терапии, поскольку, на мой взгляд, данный вид является наиболее актуальным в работе воспитателя.

Недирективная игровая терапия-это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Цель недирективной игровой терапии, помочь ребенку:

-стать более ответственным в своих действиях и поступках

-развить более позитивную Я-концепцию

-стать более самоуправляемым

-выработать большую способность к самовосприятию

-овладеть чувством контроля

-развить сенситивность к процессу преодоления трудностей

-развить внутренний источник оценки

-обрести веру в себя

Обязательным условием является понимание и поддержка со стороны взрослого, возможность приобретения позитивного опыта, отсутствие навязчивых условий реализации игровой деятельности.

Существует три основные категории игрушек и материалов, необходимых для игротерапии:

-Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома и проч.)

-Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (солдатики, военные автомобили, игрушечные ружья и пистолеты и проч.)

-Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски, карандаши и проч.)

Не стоит, также забывать о четкой, постоянной системе ограничений, позволяющей ребенку овладеть собственным источником внутреннего контроля, тем самым снижая уровень тревожности.

Продолжительность недирективной игровой терапии зависит от индивидуальности каждого ребенка. Она состоит из сессий, которые включают в себя от 2-х до 5-ти занятий. Каждое занятие длится от 30 до 40 мин., и этого времени необходимо строго придерживаться.

В период сессий ребенок проходит путь от бессистемной игры, до преобладания игр, направленных на построение отношений с педагогом.

Завершение игровой терапии с ребенком необходимо проводить постепенно, вновь обращая внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка.

В завершении хотелось бы отметить, что игра для ребенка является способом самовыражения, порой в игре можно уловить, те внутренние переживания и эмоции, которые не видные на первый взгляд. В игре ребенок раскрывается, перенося свои мысли и тревоги на предметы, переживая те или иные ситуации уже в игровой форме. Вникнув в суть игры и проведя аналогию с реальностью воспитатель может понять мотивацию поведения ребенка и вовремя распознать возникший внутренний конфликт.

Не стоит пренебрегать значимостью игры и тогда она может стать общением, а игрушки в руках ребенка, могут стать не произнесенными вслух словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для работы с тревожными детьми ( рекомендации педагогам)

Представлен систематизированный набор игр для работы с тревожными детьми. Игры могут быть использованы во время режимных моментов в детском саду, или на переменке в школе, а также как релаксация ...

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...

Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...

Картотека игр для работы с тревожными детьми и детьми с ОВЗ

Материал содержит правила работы  с тревожными детьми, методы снятия детской тревожности, игры на снятия напряжения и повышения уверенности в себе....