Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Блохина Любовь Сергеевна

Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).

Количество занятий -  7.

Цель – помочь тревожному ребенку адаптироваться в коллективе.

Задачи:

1. помочь ребенку выразить свои переживания и страхи;

2. освободиться от внутреннего напряжения;

3. развить свои коммуникативные навыки;

4. развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_trevozhnymi_detimi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стадии песочной терапии:

Стадия 1. Создание мира.

Ребенок создает мир в подносе с песком. Психолог является свидетелем, уважая процесс, не вмешивается и не интерпретирует. Ребенок строит мир, используя воду или без нее. Психолог остается тихим и внимательным.

Стадия 2. Переживание и реконструкция.

Переживание – предоставьте ребенку возможность погрузиться в свой мир.

Реконструкция – сообщите ребенку, что он может оставить мир таким, какой он есть, или сделать изменения. Предоставьте ребенку время поразмышлять над измененным миром.

Стадия 3. Терапия.

Экскурсия по миру – присоединитесь к ребенку на его стороне подноса и предложите путешествие по его миру. Проявите внимание к языку и невербальным стимулам ребенка.

Терапевтическое вмешательство – задайте вопросы о мире, отражая только то, что ребенок сказал. Удерживайте внимание на объектах мира ребенка.

Стадия 4. Документация.

Фотографирование: психолог фотографирует мир созданный ребенком с его разрешения (о фотографировании необходимо договариваться перед началом создания мира).

Стадия 5. Переход.

Помогите ребенку разобраться и понять информацию, пришедшую через песочную терапию. Спросите ребенка, как события в подносе отражают его жизнь. Помогите ему понять смыслы его песочного мира.

Стадия 6. Демонтаж мира.

Если ребенок сам не демонтирует мир, то психолог делает это только после того, как ребенок ушел.

Уборка – разместите использованные объекты на их обычные места. Закончите свои записи.

Содержание занятий:

Занятие № 1 «Мой волшебный мир» (вводное)

Задача: освободиться от внутреннего напряжения, выразить свои переживания и страхи.

Задание: Психолог предлагает ребенку поиграть «в песочнице» и построить свой мир. Конкретных правил нет. Ребенок может использовать различные, предложенные ему объекты и размещать их в подносе с песком. Объектов может быть много, а может быть всего несколько.

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).

Занятие № 2 «Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами»

Задача: развить воображение.

Задание: Психолог предлагает ребенку воспользоваться многоцелевым материалом (пластилин, глина и т.д.) и сделать из него инопланетянина. Затем поместить его в поднос с песком, добавить недостающие объекты и после этого придумать и рассказать историю называющуюся «Космическое путешествие».

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).

Занятие № 3 «История»

Задача: развить коммуникативные навыки и воображение.

Задание: Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. Затем ребенок должен начать придумывать историю, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов. В конце можно придумать название этой истории.

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).

Занятие № 4 «Моя семья»

Задача: выразить свои переживания, улучшить взаимоотношений с родственниками.

Задание: Психолог предлагает ребенку изобразить в подносе с песком свою семью и рассказать о ней. Между фигурами изображающими родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, его самого можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).

Занятие № 5 «Песочная школа»

Задача: выразить свои переживания и страхи.

Задание: Психолог предлагает ребенку изобразить в подносе с песком свою школу и рассказать, что он изобразил. Между фигурами изображающими учителя, одноклассников, самого ребенка можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).

Занятие № 6 «Я и мои друзья»

Задача: развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Задание: Психолог предлагает ребенку изобразить в подносе себя и своих друзей (друзья могут быть разные – это могут быть и вымышленные друзья, и книги, и игрушки, и др.).

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).

Занятие № 7 «Песочная сказка» (заключительное)

Задача: развить самооценку, развить воображение и коммуникативные навыки.

Задание: Психолог предлагает ребенку сочинить сказку и изобразить ее в подносе с песком. Затем ребенок придумывает название своей сказке рассказывает ее психологу.

Диагностика производится по стадиям песочной терапии, перечисленным выше (6 стадий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...

Специфика работы с тревожными детьми дошкольного возраста

Тревожные дети– это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют...

Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...