Главные вкладки

    Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
    опыты и эксперименты на тему

    Наталья Сергеевна Кольцова


    Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema.docx18.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

            Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников.

    Задачи:

    1.Дать определение песочной терапии.

    2.Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.

    3.Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

            Материал: Песочница, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.

            Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

    А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

    Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

            В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

            Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

            Песочные игры бывают трёх видов:

    - Обучающие игры:

            *моделирование игр-сказок,

            *игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .

            *игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

    - Познавательные игры.

            *игры на знакомство с окружающим миром.

            *географические игры.

            *фантастические игры.

            *исторические игры.

            *игры-экскурсии по городу.

    - Проективные игры используют психологи и психотерапевты. Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

            В своей работе я уделяю большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях активно использую песочные игры, которые разделила на несколько групп.

       - Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

    Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

            Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

             Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

             Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

    Просто сыграем, как делают дети,

    Что «вне игры», то для них – мишура,

    Это сладчайшее дело на свете –

    Общая наша игра!

            Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.

    1. Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
    2. Пропустите песок между ладоней.
    3. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

     Подобные упражнения рекомендуется использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность детей.

           Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.

            В этом мы сейчас с вами убедимся.

    1. Упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.

    Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.

            Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).

            На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

            Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»

    По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, я предлагаю вам пройти через «сухой душ»

    - Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.  Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесной игре пусть сохранится в вас надолго.

    Спасибо за участие в игре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

    Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

    Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

    Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...

    Консультация для родителей: «Совместная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста».

    Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка....

    Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

    Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВ...

    Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"

    Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...

    Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

    В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...