Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»
консультация

Вишнякова Юлия Рафаильевна

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.

Песочная терапия — это эффективный и легкий метод работы с детьми, дающий положительную динамику в развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_pesochnaya_terapiya.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми»

Краткое описание: Консультация для воспитателей на тему "Песочная терапия, как метод работы с детьми" предназначена для ознакомления педагогов ДОО с новым нетрадиционным методом работы.

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.

Песочная терапия — это эффективный и легкий метод работы с детьми, дающий положительную динамику в развитии дошкольников.

Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми.

Задачи:

·        Познакомить воспитателей с новым методом работы с детьми;

·        Развивать творческие (креативные) способности педагога;

·        Развивать нетрадиционный подход в работе с детьми.

 

«Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно»

Карл Густав Юнг

 

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.

Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи пескотерапии:

1.     рекласация, снятие мышечной  напряженности;

2.     развитие зрительно – пространственной  ориентировки;

3.     концентрация  внимания, памяти;

4.     развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

5.     стабилизация эмоционального  состояния, поглощая негативную энергию;

6.     способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;

7.     развитие творческих (креативные) способностей;

8.     формирование позитивной коммуникации

Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет.  Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных), в динамических и статических позах;

- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (домашние, дикие, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

 

Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).

 

Чем полезны игры с песком?

·        Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

·        Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

·        Развивают мелкую моторику, глазомер.

·        Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

·        Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.

·        Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Эффект песочной терапии:Хочу такой сайт

·        Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

·        Положительная динамика в развитии:

      - образного мышления;

      - тактильной чувствительности;

      - зрительно – моторной координации;

      - ориентировки в пространстве;

      - сенсомоторного восприятия.

Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:

1.     Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.

2.     Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.

3.     Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных детей нет в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Советы по организации занятий 


               Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно 
соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей. 
       В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. 
Итак, некоторые рекомендации: 

·        Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. 

·        Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный). 

·        Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком. 

·        Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. 

·        Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке. 

·        С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. 

·        Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка. 

·        Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. 

·        Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора. 

·        Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. 

·        Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы. 

·        Периодически лоток нужно пополнять песком. 

·        Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям. 

·        Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении. 

·        После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

 

                                      

 

Список используемой литературы:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. —— СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

Интернет источники:

4. Инновационная образовательная сеть «Профессионалы» [Электронный ресурс]: Электронное СМИ в сфере образования: URL: http://www.s-p-profi.ru/publ/laboratorija_pedagogicheskogo_masterstva/razvitie_melkoj_motoriki/peskoterapija_kak_zdorovesberegajushhij_komponent_v_korrekcionnoj_rabote_s_detmi/30-1-0-614

5.В17.ru  [Электронный ресурс]:   сайт психологов №1: URL: https://www.b17.ru/article/55315/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

                Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физически...

Консультация для воспитателей "Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей об индивидуальном подходе в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему:«Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»...

Арт-терапия как метод работы с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию наиболее удобным для него способо...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...

Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...