Главные вкладки

    Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Корельская Анастасия Дмитриевна

    В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.

    На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведением.

    Главной задачей для корректирования поведения детей является снятие острого эмоционального состояния. С этой задачей нам помогает справиться песочная терапия.

    Песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Корельская А.Д.
    педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 113 «Ветерок»
    Россия, г. Архангельск

    Аннотация: В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.

    На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведением.

    Главной задачей для корректирования поведения детей является снятие острого эмоционального состояния. С этой задачей нам помогает справиться песочная терапия.

    Песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми.

    Ключевые слова: агрессивность, песочная терапия.

    Abstract: This article discusses the use of sand therapy in working with children of aggressive behavior.

    To date, almost every group of kindergarten meets a child with aggressive behavior.

    The main task for correcting the behavior of children is the removal of acute emotional state. Sand therapy helps us to cope with this task.

    Sand therapy is an effective method of working with aggressive children, especially primary school age

    Key words: aggressiveness, sand therapy.

    На сегодняшний день ребенка с признаками агрессивного поведения можно наблюдать практически в каждой группе детского сада. В поведении такого ребенка наблюдаются яркие вспышки гнева, он накидывается на сверстников, дерётся, отнимает и портит игрушки, употребляет неприемлемые выражения.  

    «Агрессия» с латинского обозначает «нападение», «приступ».

    Агрессия – это деструктивное поведение, которое не соответствует нормам и правилам в обществе, причиняет вред объектам нападения, порождает физический и моральный ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт.

    Агрессивный ребенок часто ощущает себя одиноким, никому не нужным. Он ищет способы для привлечения к себе внимания со стороны взрослых и сверстников.

    Н.Л. Кряжева отображает поведение таких детей следующим образом: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, … стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» [3].

    Такие дети нередко не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что создают в окружающих страх и беспокойство, наоборот, им кажется, что все желают обидеть их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

    Эмоциональный мир агрессивных детей скуден, в основном преобладают мрачные тона чувств. Они не способны посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

    Причины возникновения агрессивного поведения у детей могут быть разного рода. Например, соматические заболевания, особенности воспитания в семье. Существует множество исследований, в которых доказано, что агрессивность может сформироваться, когда ребенка резко отлучают от груди, сводят к минимуму общение с матерью.

    Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не развиваются.

    Огромное влияние на формирование агрессии у детей оказывает характер наказаний, которые используют родители в ответ на проявление гнева у своих детей. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Зачастую агрессивные дети встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

    Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, не устраняют это качество, а, напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы, т.е агрессия порождает агрессию.

    Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение приемлемо, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

    Родители, адекватно реагирующие на данное поведение ребенка, могут научить своих детей справляться с агрессией.

    Детям с признаками агрессивного поведения необходима своевременная помощь и поддержка. Следовательно, довольно часто клиентами детского психолога являются именно агрессивные дети.

    Главной особенностью работы с категорией таких детей является то, что необходимо снятие острого эмоционального состояния. Их поведенческие проблемы определяются высоким уровнем эмоциональной фрустрации,  сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно изменить поведение. Поэтому первый шаг в работе — гармонизация эмоциональной сферы.

    Метод песочной терапии дает возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания.

    Данное направление включает в себя мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице с влажным или сухим песком ребенок раскладывает небольшие фигурки и создает образы. Через контакт с песком он переводит в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия является практическим методом, который формирует мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным. Песочница является местом, где можно создать собственный мир и изменить существующий. Ребенок, который играет в песочнице, может изменить ситуацию или присущее ему состояние, олицетворяя фигуру Волшебника. В волшебной песочнице всплывает внутренний мир ребенка, который можно рассмотреть, ощутить, изменит. Отражение бессознательного материала ведет к объединению и перемещению опыта в реальную действительность.

    Таким образом, песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми, благодаря которому они могут в безопасной форме проявить свою агрессию, выразить гнев и проработать негативные эмоции. Он проживает и приобретает опыт объективного и безусловного принятия его самого и его действий, что поднимает самооценку и дает ощущение собственной значимости.

    Список литературы:

    1. Журнал «Вестник практического психолога образования» № 1, 2006 г.
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии» СПб.: Питер, 2002 г.
    3. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
    4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» изд. «Речь», СПб.: Питер, 2003 г.
    5. Практикум по арт-терапии/ под ред. А.И. Копытина/ СПб.: Питер, 2001.
    6. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1997 – 440 с.
    7. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» Москва, 2002 г.
    8. Романов А.А. «Направленная игровая терапия агрессивности у детей» Москва, 2004 г.
    9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
    10. Штейнхард Л.«Юнгианская песочная психотерапия» С-П., 2001 г.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.

    Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....

    Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

    Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

    Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

    Презентация на тему "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализацииФГОС"...

    Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

    Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...

    Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

    Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВ...

    Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"

    Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...

    Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

    Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...