Невнимательность и ее коррекция
консультация по коррекционной педагогике на тему

Голубенко Светлана Васильевна

В помощь педагогам серия упражнений на развитие внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevnimatelnost_i_ee_korrektsiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1»

Консультация педагога-психолога

«Невнимательность и ее коррекция»

Педагог-психолог:

                                                                         Голубенко С.В.

г. Сосновоборск

Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях создавать эмоциональный настрой, условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный?» и т.д. Именно поэтому более эффективнопроводить эти упражнения с группой детей.

  •  «Стоп-упражнения». Ребенку предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри – отомри» и др.
  •  «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т.д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной договоренности) посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате, встать и пробежать по кругу и т.д.
  •  «Условные сигналы». Перед занятием ребенку задаются условные сигналы. Один хлопок – посмотреть вверх-вниз (направо-налево, выполнить «качалку»). Два хлопка – прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг). Три хлопка – закрыть глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку» «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание (около 10 секунд).

В другом варианте задается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) или упражнения («кошка» и «кобра»; пение и шипение; называние четных и нечетных чисел, растений и животных, красных и желтых объектов, предметов и действий и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен как можно быстрее переключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Например, встать, если до этого он сидел; зашипеть, если до этого он пел; вспомнить названия различных цветов, деревьев или фруктов, если до этого перечислял птиц, и т.д.

Повышению сосредоточенности, реактивности и развитию навыков быстрого реагирования способствуют также более сложные упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается не один, а два-четыре условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнить.

  •  «Хлопки». Ребенок свободно передвигается по комнате. На один ваш хлопок он должен присесть на корточки и произнести «гроздь», на два – сделать «ласточку» и произнести слово «звезда», на три – встать с поднятыми вверх прямыми руками и произнести «крендель».
  •  «Четыре стихии». Вы договариваетесь с ребенком, что если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею). На слово «вода» - вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать «водопад» и т.п.). На слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных и логтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, дровосека и т.п.).
  •  «Звонкая цифра». Вы с ребенком по порядку называете числа (буквы, цвета, животных и т.п.). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (птицы, красные фрукты, зимние месяцы). Вместо называния запретного числа (цвета и т.п.) ребенок должен хлопнуть в ладоши. Аналогично можно построить упражнение с запретным движением.
  •  «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названные животные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный – ребенок выбывает из игры. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт.
  •  «Муха». Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле как для «крестиков-ноликов» (размером 3х3 клетки), в центре которого сидит муха. В начале усвоения этого упражнения для наглядности поле можно и нужно нарисовать, а потом уже переходить к игре на воображаемом поле: сначала закрытыми глазами, а потом – высший пилотаж! – с открытыми. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный ходу предыдущего участника. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле.

Помните о пользе таких игр, как «крестики-нолики», «морской бой», шашки и шахматы, карты, «найди семь отличий», прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п. Важно, чтобы участники любой игры были заинтересованы в победе, вели борьбу «на интерес». Например, проигравший должен сделать что-то штрафное (вымыть посуду, вынести мусорное ведро, сократить время, проводимое у компьютера), а выигравший – непременно получить мини-приз.

Если ребенок – левша, то для повышения эффективности обучения «леворуких» детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении «леворукие» больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.),  а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для «леворуких» трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок невнимательный и гиперактивный? Буклет для родителей

Буклет для родителей - рекомендации по воспитанию  и развитию гиперактивных, невнимательных  детей....

МОЙ «НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ» РЕБЁНОК

В данной консультации рассматривается внимание, как психический процесс, описываются его свойства, взаимосвязь с другими процессами, а также предлагаются некоторые игры, с помощью которых можно развит...

Что делать, если ребенок невнимательный?

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000005306 StartFragment:0000000451 EndFragment:0000005290 Умение внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя присуще не всем детям: немало таких, кто не ...

Родительское собрание. Тема: Невнимательный ребёнок.

Конспект родительского собрания на тему невнимательности детей....

Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательным?

Портрет невнимательного ребенка. Причины недостаточного внимания. Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?...

Консультация для родителей "Внимание: невнимательный ребенок!"

Консультация для родителей "Внимание: невнимательный ребенок!"...

Невнимательный ребенок

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка...