Инновационные технологии в логопедической практике (из опыта работы)
презентация по коррекционной педагогике на тему

Сидорова Инна Николаевна
Концепция модернизации российского образования ставит перед современными образовательными учреждениями задачу достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. И для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных программ и педагогических технологий. В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Между тем внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе. И новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы для устранения недостатков речи. Хочу представить вашему вниманию инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю. Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в логопедической практике.

Слайд 1.

Концепция модернизации российского образования ставит перед современными образовательными учреждениями задачу достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. И для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных программ и педагогических технологий.

В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Между тем внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

И новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы для устранения недостатков речи.

Хочу представить вашему вниманию инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю.  

Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий.

Слайд 2.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие).

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

В итоге, пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.

Слайд 3.

Я сделала акцент на четырех видах инновационных технологий: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, технологии сенсорного воспитания, информационные).

Слайд 4.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Раскрою немного каждую технологию: музыкотерапию применяем в логопедии для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков

Изотерапия – метод психо-коррекционной работы с детьми – логопатами. Виды изотерапии:

  • техника «кляксография»;

• пальцевая живопись;

• рисование мягкой бумагой;

• рисование ладонями;

•  на стекле;

• ниткография;

• рисование на манке и т.д.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия – способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы.

Здоровьесберегающие технологии.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушением речи, т.к. они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К пальцевому массажу относятся: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж, массаж орехами, каштанами, массаж шестигранными карандашами, массаж чётками, травяными мешочками, камнями, зондами, приборами су-джок терапии.

Нейропсихологическая коррекция способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта.

Развитие речевого дыхания имеет большую роль в воспитании правильной речи, и здесь на помощь приходит дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой.

Сочетание таких упражнений как пальчиковая гимнастика, су-джок терапия, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – логопедической образовательной деятельности, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Метод БОС (биологическая обратная связь) – уникальный метод формирования речевого дыхания, в основе которого лежит возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.

Научить ребенка диафрагмальному дыханию – это еще не все. Методика предполагает не только дыхание животом, но и контроль, над гармонией дыхания и сердца, управление пульсом через дыхание.

Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма.

Слайд 5.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт (здесь особую роль играют блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, домики Монтессори).

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Слайд 6.

Возможности использования информационных технологий в логопедической практике:

1.Повышение мотивации к логопедической непосредственно образовательной деятельности;

2.Организация объективного контроля развития и деятельности детей;

3.Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

4.Возможность быстрого создания собственного дидактического материала и апробировать на дошкольниках;

5.Визуализация акустических компонентов речи;

6.Расширение спектра невербальных заданий.

Слайд 7.

ДЕЛЬФА – 142 – логопедический тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико – грамматической стороны речи

ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ – компьютерная логопедическая программа, предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры для Тигры содержат:

- упражнения на дыхание – выработку длительности и силы воздушной струи;

- уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

- занятия по модуляции голоса (управление громкостью и высотой);

- упражнения на звуковой анализ и синтез;

- лексические упражнения.

Логопедические сайты – очень разнообразны по своей структуре, на некоторых сайтах вы найдете помощь в написании проектов, конспектов,  в некоторых непосредственно работу с детьми, различные развивающие игры
(сайт «Болтунишка», «Мерсибо», «Логобург» и т.д.).

Метод БОС – это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме.

PowerPoint-  педагогическое творчество с помощью данной программы, создание различных презентаций, от физминуток до автоматизации звуков.

Слайд 8.

В своей логопедической практике я стараюсь использовать как классические коррекционные методики, так и нетрадиционные.

Хорошо зарекомендовал себя метод сказкотерапии с элементами музыкотерапии. Были проведены занятия в средней, старшей, подготовительной к школе группах, целью этих занятий были создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

совершенствование лексико-грамматических средств языка; звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Слайд 9.

В ходе занятий по логоритмике я отметила, что помимо коррекции речи и неречевых функций, дети меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми, сильными.

Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням. Логоритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Слайд 10.

Очень эффективным в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами я считаю метод проектной деятельности. Это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Совместно с воспитателями старших и подготовительных групп были проведены проекты: «День космонавтики», «Осень к нам пришла», «Покормите птиц зимой», «Профессии», «Мамочка моя». В ходе логопедических занятий воспитанники участвовали в проекте «Моя любимая буква», «Слова-наоборот», «Волшебный мир сказок», «Пальцы помогают говорить». Главные преимущества метода проектов в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление воспитаннику возможности самостоятельности, сотрудничества, привлечение к совместной работе родителей, повышение интереса к логопедическим занятиям.

Опыт работы показал, что использование современных и нетрадиционных методов работы в логопедической практике дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- дети чувствуют себя более успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- лучше формируются навыки чтения и письма.

Главным в работе коррекционного педагога по прежнему остается индивидуальный подход. Об этом следуем помнить, выбирая способы, методы и формы работы.

Слайд 11.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Сидорова Инна Николаевна Учитель-логопед ГБОУ Школа № 1015

Слайд 2

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

Слайд 3

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ

Слайд 4

Арт-терапия Здоровьесберегающие технологии

Слайд 5

Технологии сенсорного воспитания Информационные технологии обучения Это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, видео, аудиосредства, мультимедийный проектор, компьютер, телекоммуникативные сети) для работы с информацией.

Слайд 6

ИКТ-технологии Компьютеризированные формы работы позволяют: Активизировать непроизвольное внимание детей; Повысить интерес детей к обучению; Расширить возможности работы с наглядным материалом; Повысить мотивацию детей к занятиям; Эффективно взаимодействовать с родителями; Повысить результативность обучения; Ускорить процесс преодоления речевых нарушений. Результаты применения компьютерных новинок: Делают сами занятия более интересными, современными, эмоциональными; Позволяют формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи, совершенствовать лексико-грамматические средства языка; Является непременным условием ранней социализации детей.

Слайд 7

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 8

Сказкотерапия Метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Слайд 9

Логоритмика Цель применения: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников - логопатов в сочетании со словом, музыкой, движением.

Слайд 10

Метод проектов Цель применения: совершенствование всех сторон речи, активизация речевой активности. Развитие таких качеств, как: самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, ребенком, родителями. Формирование творческой личности, самоконтроля правильной речи. Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе (коллективе), позволяет ребенку развивать речевые коммуникации, дает новые знания об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 1.

Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины,  логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...

Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 2.

Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины,  логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...

Презентация "Инновационные технологии в логопедической практике"

Презентация "Инновационные технологии в логопедической практике" в двух частях....

Буклет "Инновационные технологии в логопедической практике"

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования р...

«Инновационные технологии в логопедической практике»

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста её актуальности является высокий процент новорожде...

Презентация и доклад на тему: "Инновационные технологии в логопедической практике"

В презентации представлены технологии повышения эффективности коррекционной работы в условиях логопедического пункта....

Цифровой образовательный ресурс "Инновационные технологии в логопедической практике"

Возможности использования ИКТ в логопедии:повышение мотивации к логопедическим занятиям;организация объективного контроля развития и деятельности детей;расширение сюжетного наполнения традиционно...