Этапы формирования речевого дыхания
материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Данный материал познакомит  педагогов с этапами работы  по  развитию речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_nad_formirovaniem_rechevogo_dyhaniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1.ЭТАП: выработка правильного диафрагмального дыхания

  • Исходное положение: встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую – на ребра. Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2,3, 4,5(считать в слух)
  • И.П., как в упр.1. глубокий вдох на счет 1-2, задержка дыхания на счет 1, 2,3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5
  • И.П. как в упр 1. глубокий вдох на счет 1,2, задержка дыхания на счет «раз», плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4 (вслух, затем добрать воздух и продолжать считать до 8 - 10)
  • Левую руку положить на живот, правую – на нижнюю часть груди. Сделать глубокий вдох через нос, произвести свободный плавный выдох через нос
  • Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две три сек. Воздух в легких, затем медленно и плавно выдохнуть через рот.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: произнесение слогов и звукоподражаний

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

  • ЭХО-заблудились мы в лесу, закричали мы «АУ!»;
  • Несли тяжелую веешь, поставили на место: «УХ! УХ! УХ!»;
  • Кто как голос подает-(кукушка: «ку-ку, ку-ку». Лошадка: «иго-го-о-о». кошка: «мяууу». Собака: «гавввв», «аффффф». Курочка: «ко-ко-ко-ко». Позовем голубей-«гули-гули-гули». Петух «ку-ка-ре-ку» );
  • Разговор инопланетян- вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы;
  • Лепим комок- па-пы-по-пу;
  • Катаем снежную бабу- бу-ба-бы-бо;
  • Забиваем гвозди молотком- та-да-та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до-то-до, так –ток-тук;
  • Радисты- та-да-та-да, то-до-то-до;
  • Жонглеры-подбрасываем мяч- пип!пып!пуп!пап!
  • Играем в теннис- ба-ба-ба-ба!бы-бы-бы-бы!бо-бо-бо-бо!би-би-би-би!
  • Разговор шмеля с жуком- ш-ж-ш-ж-ш-ж-ш.

ВТОРОЙ ЭТАП: статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха

   Обучение  спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • дутье на полоски, листочки ( «дуют ветры сильные, дуют ветры слабые»);
  • дутье на подвешенные бумажные игрушки – жуков, бабочек, птичек;
  • катание по столу легких предметов;
  • надувание мыльных пузырей;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • дутье в трубочки, вставленные в воду;
  • игра с воздушными шарами («чей шар поднимется выше?»);
  • надувание резиновых игрушек, шаров;
  • катание по столу маленьких машинок («чья машинка уедет дальше?»);
  • погаси свечу;
  • футболисты;
  • забей мяч в ворота;
  • горячий чаq

ПЯТЫЙ ЭТАП: формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов или фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

  1. глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (1,2,3,4,), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка);
  2. глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания,  произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на одном выдохе, например «Лола мыла куклу Милу».;
  3. глубокий вдох на счет 1,2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: «Мама Милу мылом мыла (вдох) Мила мыла не любила». 

3 ЭТАП: обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков(проводятся одновременно с развитием артикуляции звуков).

  1. громкое идлительное произнесение гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет «раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «раз» и произвести протяжный плавный выдох с  произнесением одного из гласных звуков- а,о,у,э,и.
  2. длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетание звуков: аа –ууууу, ааа-иии-ууу, ООО-иии-ааа-ууу 
  3. произнесение согласных звуков Ф, Х, по мере появления звуков используются согласные звуки – С, З, Ж, Ш. 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • погреем ручки(произносится ххх);
  • проколотый мяч(произносится звук С или Ш);
  • Комары и комарики (ЗВУК – З)
  • Большие и маленькие жуки(звук Ж)

Насос (звук - С)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Этапы развития речевого дыхания

В данной теме я опишу этапы по развитию дыхания от грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания и до речевого дыхания в процессе произнесения текста....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....