Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по логопедии на тему

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_na_kray.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педагогов.

ФОРМИРОВАНИЕ  РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Физиолог А.А. Сметанкин сказал: «Дыхание – это так просто и привычно, оно такое само собой разумеющееся. Но, именно, то обстоятельство, что мы можем управлять дыханием, делает его своего рода инструментом, с помощью которого можно сознательно влиять на состояние организма».

Действительно, дыхание – основное условие жизни. Этот важнейший для жизни процесс обеспечивается слаженной,  гармоничной работой двух систем: респираторной (легкие, бронхи, альвеолы, дыхательные мышцы) и сердечно – сосудистой (сердце, кровеносные сосуды). Их работа всегда непрерывна и взаимосвязана, она гармонична. Нарушение гармонии в работе этих систем сигнализирует о неблагополучии в организме. В этом состоянии происходят сбои в дыхании человека.

Особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3 - 4 летнего возраста. У детей по мере физического развития формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудно-брюшной.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию. Дыхание в процессе речи – это речевое дыхание, которое имеет существенные отличия от физиологического.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию его речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии грудно-брюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые 3 – 4 словные фразы с общеупотребительной лексикой. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.


Следовательно,  диафрагмально-релаксационное дыхание – основа безусильной речи.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности.  Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Речевое дыхание у них развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Также отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а  речевой выдох укорочен. Произнесение отдельных слов происходит как в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Нарушения функции дыхания приводит к дефектному произнесению ряда звуков, голосовым нарушениям и  нарушениям темпа и ритма речи.

Учитывая то, что в настоящее время растет количество детей,  имеющих отклонения в развитии речи и обратив внимание на то, что занятия на тренажерах БОС – «Дыхание» на уроках здоровья по формированию диафрагмально – релаксационного типа дыхания способствуют более быстрой коррекции звукопроизношения,  мы пришли к выводу, что работа в данном направлении актуальна и требует более глубокого изучения.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель:

определить эффективные формы работы по  формированию диафрагмально – релаксационного типа дыхания как базы для речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями 5 – 6 лет.

Задача:

Развить объем легких детей с нарушениями речи и  обучить их диафрагмально – релаксационному типу дыхания как базы для формирования речевого дыхания.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия  по этим направлениям. Недочеты детского дыхания преодолеваются путем развития глубокого вдоха и более длительного выдоха и выработки у детей умения правильно дышать в процессе речи. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания мы проводим работу в определенной последовательности в 3 этапа:


1.Постановка диафрагмального типа дыхания и формирования длительного ротового выдоха.

2.Дифференциация ротового и носового выдоха.

3.Формирование речевого дыхания и направленной воздушной струи.

Работу по развитию дыхания мы начинаем с постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Для достижения результатов большая часть занятий  проводится в игровой форме, также используются модифицированные приемы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и дыхательная гимнастика по методу биологической обратной связи (БОС) А.А. Сметанкина. Такие упражнения как «Положи игрушку на животик и подними ее», «Покатай мишутку на качели», «Мой животик – воздушный шарик» и др., выполняемые в положении лежа, сидя и стоя способствуют формированию диафрагмального типа дыхания. В дальнейшем полученные навыки дыхания закрепляются на аппаратах, оснащенных биокомпьютерными играми (БОС).

При выполнении этих упражнений необходимо  следить за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались.

Об успешности занятий на тренажерах БОС - «Дыхание» можно судить по динамике показателей до и после курса занятий.

Упражнения 2 – го этапа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха проводятся  с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью  развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох. При их систематическом повторении ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ею регулировать. Проводимые упражнения «Вдох и выдох через нос», «Вдох через нос, выдох через рот», «Вдох через  рот, выдох через нос», «Вдох и выдох через рот» очень сложны для детей, плохо усваиваются ими, но они необходимы, так как  способствуют  тренировке ритма речевого дыхания.

3 этап – формирование речевого дыхания  проводится в следующей последовательности:


* игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи;

* дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков;

* дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков;

* дыхательно – голосовые игры и  упражнения на материале слогов;

* дыхательно – голосовые упражнения на материале слов,  предложений и фраз.

Цель данного этапа -  формирование длительного и плавного речевого выдоха при произнесении гласных, согласных звуков, с постепенным усложнением  и удлинением при произнесении слогов, слов, предложений и фраз.

На наш взгляд, 3 этап работы по постановке речевого дыхания проходит более  активно со стороны детей, т.к. ими уже освоены навыки диафрагмального дыхания и приемы речевого дыхания. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, для данного типа работы была сделана подборка и систематизация игр и игровых упражнений, способствующих активизации детей на занятиях.

Такие игры как «Морские гонки», «Рисование блопенсами», «Бурлящая вода» и др. поводятся без участия голоса и развивают длительный плавный выдох и активизируют мышцы губ.

Одновременное произнесение гласных и согласных звуков на материале таких игр как «Эхо», «Ауканье» и др. способствуют отработке удлиненного выдоха через рот. А такая игра как  «Оркестр на лесной полянке» развивает еще и творческие способности детей.

На наш взгляд очень интересный вид работы – это громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании произнесение детьми слогов. Работая с не читающими детьми, в этом виде работы применяются карточки-заменители, которые развивают логическое мышление и зрительный гнозис. Отрабатывая длительность выдоха на материале слов, предложений и стихотворных текстов, развивается словарный запас детей и память. Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса, предохраняя его от переутомления.

Формирование речевого дыхания предполагает и выработку воздушной струи.


В связи с тем, что произнесение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости, и в ее образовании участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой артикуляционной моторики  поводится работа по формированию направленной воздушной струи для постановки ряда звуков.

Коррекционная работа над звукопроизношением  - это один из наиболее длительных и трудоемких видов деятельности, который предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация и дифференциация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.

Последовательность коррекционного процесса – главный принцип, которого необходимо придерживаться при подборе игр и игровых упражнений для выработки воздушной струи. Данный этап коррекционного процесса считается одним из наиболее значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

 

Таблица 1

Подготовительный этап

Направления коррекции

1. Формирование фонематического       слуха

2. Формирование речевого дыхания

3. Формирование артикуляционной моторики

 Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи  базируется  на выработке у детей с нарушениями того или иного звука следующих основных противопоставлений:

Таблица 2

ШИРОКАЯ

(при произнесении шипящих звуков)

УЗКАЯ

(при произнесении свистящих звуков)

ТЕПЛАЯ

(при произнесении шипящих звуков)

ХОЛОДНАЯ

(при произнесении свистящих звуков)

СЛАБАЯ

СИЛЬНАЯ

РАССЕЯННАЯ

НАПРАВЛЕННАЯ


При постановке группы свистящих звуков и аффрикат  используются такие упражнения, как «Подуй в бутылочку», «Ветряная мельница», «Султанчик», «Фокус», «Фасолевые гонки» и др.; при постановке группы шипящих звуков -  упражнения «Снегопад», «Сдуй ватку с носа», «Футбол», «Горох против ореха» и др.; при постановке звуков [Р], [Р'] используем упражнения «Дракончик», «Карандашик», «Новогодние трубочки – шутки», «Бумажный язычок» и др. (см. прил.3)

 Дети с радостью включаются в игру,  и сложный процесс постановки длительной и целенаправленной воздушной струи проходит более эффективно, что способствует успешности коррекционного процесса. Перед некоторыми играми ставится определенная задача, которая делает игру осмысленной, более интересной, познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания. Например, в игре «Кораблики» дети не просто дуют на парусный кораблик, а «путешествуют» из Вилючинска в Петропавловск – Камчатский.

 Такие игры как «Кто дальше сдует снежинку», «Футбольный матч», «Фасолевые гонки», «Кто больше надует шар» и др. носят  элементы соревнования и  способствуют личной заинтересованности ребенка в качественном выполнении поставленной задачи.

В настоящее время определенную часть от числа детей, посещающих логопункт составляют, дети, имеющие стертую форму дизартрии, при которой наряду с уровнем несформированости  общей, мелкой и артикуляционной моторики наблюдаются трудности произвольного расслабления мышц и произвольного дыхания с изменениями по речевой инструкции длительного вдоха и выдоха, направления воздушной струи то через рот, то через нос.

 Учитывая, что стертая дизартрия трудно поддается коррекции нарушений произносительной стороны речи и требует длительного воздействия, нами была разработана схема  постановки и развития навыков правильного дыхания для детей со стертой формой дизартрии, которая в своей основе имеет традиционный подход к данному вопросу, однако имеет некоторые особенности: работа начинается с постановки четырехфазного смешанно – диафрагмального дыхания.

Дыхательные фазы содержат равное количество секунд (от 3 – 7):


1-я фаза – вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз, воздух наполняет легкие, расширяя грудную клетку;

2-я фаза – задержка дыхания (пауза);

3-я фаза  - выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются;

4-я фаза – задержка дыхания (пауза).

Проводимая нами работа  по постановке дыхания, позволила прийти к выводу, что детям – дизартрикам  необходимо прививать навык совмещения дыхания с движениями и длительное время закреплять его.

Такие игровые упражнения как «Дровосек», «Насос», «Свеча», «Львенок греется», «Бамбук», а также применение графических изображений «Дорожек», «Волн», «Спирали», «Намотаем нитку на клубок» и др.  позволили увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, силы и постепенности. Систематическое использование специальных дыхательных упражнений на занятиях по коррекции речевых нарушений позволило нам отметить, что у детей улучшается не только речь, но и общее психофизиологическое состояние; процесс постановки дефектных звуков проходит в более короткие сроки, быстрее проходит этап автоматизации поставленных звуков.

Таким образом, работа по формированию диафрагмального и речевого типа дыхания убедила нас в том, что, чтобы научить ребенка овладеть правильной речью надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Работа показала, что дети, овладевшие навыком диафрагмального дыхания, быстрее обучаются речевому дыханию. У них быстрее проходит процесс коррекции дефектных звуков и их автоматизация. Они реже болеют простудными заболеваниями, легче проходит этап адаптации в любых новых условиях, повышается уровень концентрации внимания и, как следствие, повышается успеваемость.

На наш взгляд, новизна данной методической разработки заключается в том, что в ней,  наряду с традиционными методами и приемами работы по постановке речевого дыхания и коррекции звукопроизношения у детей  с ограниченными возможностями здоровья, применяется  технология БОС (биологическая обратная связь), которая  расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой работы.

Упражнения и приемы, описанные в данной методической  разработке, могут быть использованы в работе логопедов, а также воспитателей дошкольных групп и учителей начальных классов при проведении физкультминуток и физпауз. Они могут помочь преподавателям физкультуры при проведении дыхательных упражнений.


2. Тематическое планирование занятий с детьми 

На основе полученных данных нами было разработано примерное тематическое планирование   занятий по формированию речевого дыхания. Содержание занятий строится поэтапно:

1 этап  -  Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха с применением технологии БОС. Он включает в себя 5 теоретических занятий по ознакомлению детей с функциями дыхания  и 10 – 15 сеансов на практических тренажерах БОС – «Дыхание».

Форма организации занятий – подгрупповая (по 5-6 детей), индивидуальная (на тренажере БОС - «Дыхание»).

Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 20-25 мин. из них 7-10 мин. работа за компьютером (согласно нормам СанПина).

2  этап – Занятия по дифференциации ротового  и носового выдоха. Занятия проводятся индивидуально, т.к. требуют контроля со стороны педагога за качеством выполнения упражнений ребенком. Данный этап рассчитан на то, что ребенок в процессе тренировки сможет уловить разницу в направлениях воздушной струи и, в конечном счете, сможет ею регулировать.

3 этап -  Собственно формирование речевого дыхания и направленной воздушной струи. Упражнения поводятся как часть коррекционного занятия и проводятся как индивидуально, так и по подгруппам (5- 6 детей).

 На наш взгляд, систематическое и последовательное использование предлагаемого материала способствует формированию у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями диафрагмально – релаксационного  типа дыхания и как базы для речевого дыхания.


Тематическое планирование занятий с детьми 

(поэтапное)

 1 этап

(5  теоретических уроков),    

(10-15 сеансов практических  на тренажерах БОС -  «Дыхание»)

Тема занятия

Цель занятия

План занятия

Форма работы

1.«Путешествие в страну Здоровейка». Значение воздуха и дыхания для жизни, здоровья и красивой речи

Ознакомить детей со здоровым образом жизни (питание, закаливание, режим дня, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом),

значение воздуха, дыхания, функции носа.

Вступительная беседа о важности здорового образа жизни, красивой речи.

Беседа в форме вопросов и ответов. Вопросы о необходимости воздуха, о важности дыхания, о дыхании через нос.

Изучить особенности воздуха.

Научить правильно дышать через нос.

Тесты – «опыты»: свойства воздуха, особенности носового дыхания

Информация в виде памяток на стенде, плакатов.

2. «Путешествие в увлекательный мир дыхания».

Правильное дыхание через нос полезны для здоровья и красивой речи.

Ознакомить детей с отрицательным влиянием дыхания через рот на здоровье

Вступительная беседа о значении воздуха и  дыхания для здоровья и красивой речи

Тесты – «опыты»: значение правильного дыхания через нос для здоровья и речи.

Научить правильно делать вдох  носом.

3.«Органы дыхания».

Положение и значение легких и диафрагмы. Глубокое и экономное дыхание

Ознакомить детей с положением легких и диафрагмы. (Дать понятие о носоглотке, гортани, трахее, бронхах, диафрагме).

Изучить движение воздуха при дыхании и движения живота (диафрагмы) при дыхании.

Тесты: положение и значение легких и диафрагмы (процесс газообмена), правильное и неправильное дыхание (плакаты)

Тесты – «опыты»: правильное дыхание животом (диафрагмой), тихое дыхание через нос, о положении и значении легких, о диафрагме, о правильном и неправильном дыхании.

Научить детей правильному дыханию животом (диафрагмой).

Закрепить знания, полученные на занятии 1 и 2.

Нарисовать дыхание        (аналогично плакату)

4.«Правильное дыхание».

Ознакомить детей с принципами диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Вступительная беседа о значении диафрагмального типа дыхания для здоровья и красивой речи.

Вопросы о положении и значении легких и диафрагмы

Закрепить знания о значении правильного  дыхания для здоровья, речи, о значении диафрагмального дыхания и навыка применения этого способа дыхания.

Тесты- «опыты»: выполнение правильного диафрагмального дыхания – дыхания животом

(в положении стоя, сидя, лёжа)

5. «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья».

Познакомить детей с технологией БОС. Дать представление о приборе БОС, о его значении.

Тесты: значение легких и диафрагмы, правильное и неправильное дыхание, питание, влияние этого на здоровье и функцию дыхания, теплообмена и речь.

Выполнение правильного диафрагмального дыхания животом (сидя, лёжа)

6. 10-15 сеансов на тренажерах БОС- «Дыхание»

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного  типа дыхания с использованием приборов БОС (биологической обратной связи)

Шаблоны: «Столбик», «Забор», «Бабочка», «Пчелка», «Окно» Дополнительные сеансы: «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Спорт»,«Животные», «Транспорт», «Птицы», «Рыбы», «Профессии», «Явления природы».

Выполнение правильного вдоха (короткого через нос) и удлиненного плавного выдоха ртом.

2 этап

7.Дифференциация ротового и носового дыхания

Развитие умения осуществлять короткий легкий вдох и плавный длительный выдох.

Учить ощущать разницу в направлениях воздушной струи и правильно ею регулировать.

Показать разницу в направлении воздушной струи.

Выполнение глубокого вдоха и длительного выдоха (нос, нос-рот, рот-нос, рот)


3 этап

8.Тренировка речевого дыхания

 Развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ.

Ознакомить детей:

  • С правилами дыхания
  • с правилами тренировки дыхания с сопротивлением.

Вступление – рассказать о важности правильного дыхания при разговоре

Беседа о правилах дыхания.

Вопросы о правильном диафрагмальном дыхании.

Научить детей:

  • правильному дыханию (плавному выдоху) при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания без участия речи.
  • дыханию с сопротивлением

(через трубочку в стакан с водой);

Тесты – показать правильное выполнение дыхания во время упражнений на развитие речевого дыхания без участия речи

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

9.Тренировка трехфазного речевого дыхания.

Ознакомить детей с правильным выполнением пауз в дыхании после выдоха.

Вступление – обсудить значение паузы в дыхании как форму «отдыха» для организма

Научить детей выполнять паузы в дыхании.

Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Тесты – показать правильное выполнение дыхания во время дыхательно-голосовых игр и упражнений на материале гласных звуков.

Тесты – практика выполнения пауз после выдоха. Вдох через нос - быстрый, пауза. выдох медленный одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.


Отработка выдоха через рот с одновременным произношением согласных.

Вступление - объяснение правил выполнения пауз после удлиненного выдоха через рот  с одновременным  произношением согласных звуков

Произношение согласных идет на одном выдохе,  сначала с беззвучной артикуляцией, затем громко на одном выдохе.


Научить детей выполнению пауз в дыхании во время движения.

Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных и согласных звуков, проговаривания слогов.

Вступление – Объяснение удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Произношение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, затем два, три и т.д.

Выполнение дыхательно- голосовых игр и упражнений на материале согласных звуков.

Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов, фраз с изменением силы и высоты голоса

Вступление- объяснение произнесения слов на одном удлиненном выдохе.

Произнесение слов одного ряда на одном выдохе.

Постепенное наращивание слов в предложениях, фразах, стихах на одном выдохе.


3. Этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

I Этап .

Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

При этом типе дыхания полностью расширяется грудная полость, максимально вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих, что в свою очередь опосредованно снижает утечку воздуха через нос.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный выдох.

 Длительность каждого упражнения 4-5 минут. Первый этап предполагает 5 теоретических и 10 – 15  практических занятий на тренажере БОС – «Дыхание», но может длиться столько времени, сколько необходимо для развития  данного типа дыхания. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя, стоя.

В работе используются модифицированные приемы парадоксальной дыхательной  гимнастики А.Н.Стрельниковой и дыхательная гимнастика по  методу биологической обратной связи (БОС) А.А. Сметанкина.

 Упражнение 1

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

«Положи игрушку (мишку, зайку) на живот и посмотри, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда делаешь выдох, как на качелях». Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Выдыхай воздух через рот трубочкой как можно дольше, пока я считаю: раз, два, три. Смотри как мишка рад! Покатай его три раза. А завтра покатаем зайку. Также, ребенку предлагается положить ладонь на область диафрагмы и ощутить тактильно работу диафрагмы.

Упражнение 2

Ребенок, находится в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. В данном упражнении работа диафрагмы также контролируется зрительно и тактильно. Вдыхай воздух через нос, а выдыхай через рот трубочкой (всего 3 раза). Представь, что ты ветер.

Как только ребенок усвоил впервые навыки диафрагмального дыхания, необходимо переходить к тренировке с использованием приборов БОС- «Дыхание» по методике А.А. Сметанкина.  

Каждое занятие состоит из чередующихся периодов БОС-тренинга и периодов отдыха. Занятия включают 10-15 сеансов продолжительностью 20 минут из них 7-10 минут (работа за компьютером) и проводятся 3 раза в неделю с каждым ребенком.

Цель: сформировать навык диафрагмального типа дыхания и выработать длинный плавный выдох.

Ребенок подключается к приборам БОС с помощью датчиков, которые снимают показания работы частоты сердечных сокращений. Для контроля правильного выполнения упражнений ребенок кладет одну руку на живот, другую на грудную клетку. При правильном выполнении двигается только рука, лежащая на животе.

Начинается каждый сеанс с минутного периода отдыха, что дает возможность ребенку настроиться. Далее ребенок дышит с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, одновременно наблюдая за игровым сюжетом на экране монитора.

Работая с шаблоном «Столбик» при плавном вдохе столбик наливается водичкой, при длинном плавном выдохе – сливается. Аналогичная работа проводится с шаблонами «Забор», «Окошко», «Пчелка» и др. Это сигнал зрительной обратной связи. Ребенок старается синхронизировать фазы дыхательного цикла с помощью игры, тем самым формирует навык диафрагмального дыхания и выработку длинного плавного выдоха.

             


II Этап.

  Дифференциация ротового и носового дыхания.

Цель: развитие умения осуществлять короткий лёгкий вдох и плавный длительный выдох;

уметь ощущать разницу в направлениях воздушной струи и правильно ее регулировать.

  1. Вдох - глубокий, выдох – длительный, плавный.

а). закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох, выдох через другую.

б). вдох толчками – выдох обычный.

в). вдох толчками, выдох толчками.

г). вдох обычный – выдох с усилением в конце.

     2. Вдох через нос, выдох через рот.

а). вдох через одну ноздрю – выдох обычный.

б). вдох толчками, выдох – выдох обычный.

в). вдох обычный, выдох – толчками.

г). вдох толчками, выдох – толчками.

    3. Вдох через рот, выдох через нос.

а). вдох обычный – выдох через одну ноздрю.

б). вдох обычный – выдох толчками.

в). вдох точками – выдох толчками.

г). вдох быстрый – выдох медленный.

   4. Вдох и выдох через рот

а). вдох толчками – выдох обычный.

б). вдох обычный – выдох толчками.

в). вдох толчками – выдох толчками.

г). вдох обычный – выдох с усилением в конце.

При  систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ею регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей строгой последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.


III Этап

 Формирование речевого дыхания.

Цель: развитие собственного речевого дыхания.

1).Выработка целенаправленной воздушной струи для  постановки определенных звуков.

2).Формирование планирования речевого высказывания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполняются 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать, живот подать вперед. Выдох должен быть длительным, плавным, живот сдуть. Обязательно следить, чтобы не надувались щеки. Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони. Надувать воздушные шары и резиновые игрушки можно только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха.

Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому после каждого упражнения необходим отдых.

 

После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые  упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

Список литературы

1.Архипова Е.Ф.  Стертая дизартрия у детей М., 2006г.

2.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.  Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004г.

3.Бреслав И.С.  Как управляется дыхание человека. Л., 1985г.

4.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. С. – П., 2000г.

5.Дуплинская А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией.                   ж\л «Дошкольное воспитание» №3, 2008г.

6.Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. М., 2007г.

7.Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. М., 2007г.

8.Краузе Е. Н. Логопедическое пособие для логопедов и родителей. С. – П., 2003г.

9.Новиковская О.А.  Развитие звуковой культуры речи у дошкольников С. – П., 2002г.

10.Онучин Н.А.  Дыхательная гимнастика для детей. М., 2005г.

11.Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. СПб., 2005г.

12.Соломатина Г.М. нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба.,  ж\л «Логопед» № 1, 2004г.

13.Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1996г.


Особенности физиологического дыхания детей с речевыми нарушениями


Верхнереберного типа




Этапы работы над дыханием


РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ

Постановка

 диафрагмально – реберного

типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха

Дифференциация носового и ротового выдоха

Формирование речевого дыхания

        

Формирование фиксированного выдоха

Формирование форсированного выдоха

Распределение выдоха в процессе речи

        

Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи

Добор воздуха в процессе речи


Дыхательные упражнения, используемые при постановке различных звуков              


Свистящие звуки и аффрикаты:


[С], [С'], [З],[З'], [Ц]


Шипящие звуки и аффрикаты:


[Ш], [Ж] , [Щ], [Ч]


Звуки:


[Р], [Р'],


Звуки:


[Л], [Л']

  1. «Подуй в бутылочку».

Выдыхать плавно воздух в пузырек, поднесенный ко рту. Кончик языка слегка высунуть.

  1. «Ветряная мельница»

Подуть на вертушку из бумаги. Губы слегка вытянуты вперед. Щеки не надувать.

  1. «Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек»

Губы слегка вытянуты трубочкой. Щеки не надувать.

  1. «Листопад»,  «Снежинки», «Чья фигурка дальше улетит», «Бабочки», «Рыбки», «Снеговички».

Посередине языка, вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные фигурки.

  1. «Чей пароход гудит лучше»

Губы слегка вытянуты, расслабленный язык лежит на нижней губе. Щеки не надувать.

  1. «Фасолевые гонки»

Дуя в трубочку, стараться сильной непрерывной воздушной струёй стараться передвигать  фасолину с места.

  1. «Фокус», «Парашютик», «Сдуй ватку с носа», «Подуй на челку», «Развесели султанчик»

Рот приоткрыть, язык «чашечкой», выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на  легкий предмет, лежащий на кончике носа.

  1. «Задуй свечу», «Погрей руки»

Выдохнуть на ладони теплый воздух с длительным звуком «Х – Х – Х»

  1. «Мыльные пузыри»

Сделать плавный длительный выдох, направив воздух в колечко.

  1. «Карандашик»

Поднять язык к альвеолам, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть воздух через рот, пытаясь прокатить по гладкой поверхности карандаш.

  1. «Пропеллер»

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный, чистый палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.




  1. «Дракончик»

Положить на кончик языка полоску тонкой бумаги. На выдохе так дуть на полоску, чтобы она завибрировала.

      4. «Сплюнь бумагу»

На кончик высунутого языка положить маленький кусочек бумаги. На выдохе сильно сплюнуть его, стараясь, чтобы он отлетел как можно дальше.

  1. «Идет охотник по болоту»

Губы растянуть в улыбке, язык поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

 


Игры и игровые упражнения

для развития речевого дыхания без участия голоса.

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизации мышц губ.

 1. «Одуванчик»- Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков.        Сорвать одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки.

    2. «Цветочек»- Сделать вдох, и задержав дыхание, понюхать цветок (вдохнуть аромат)

    3. «Хомячок» - Сделать вдох и задержав дыхание, пошмыгать носом (рот закрыт)

    4. «Свеча» - Сделать вдох, по сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, а не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

    5. «Костер» - Логопед кладет картинку костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

    6. «Морские гонки»- Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие на

 воде.

 

    7. «Погрей руки»- Дети вдыхают через рот и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

    8. «Султанчик»- Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок цветной бумаги.

    9. «Листопад»- Детям предлагаются листья, вырезанные из цветной бумаги желтого, зеленого, красного цветов. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

    10. «Флажок»- Детям предлагается дунуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

    11. «Покатай карандаш»- Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш, для усложнения затем ребристый.

    12. «Бурлящая вода»- Детям предлагают подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

    13. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

    14. «Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?

    15. «Трубочка»- Подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты, катушку от ниток и др. предметы, дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.

    16. «Снегопад»- Сделать из ваты (рыхлые комочки). Предложить ребенку устроить снегопад. Положить «снежинку» на ладошку ребенку и правильно сдуть ее.

    17. «Бабочки»- Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикрепляются к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу « желтая бабочка полетела» дети дуют на бабочек желтого цвета и т. д.

    18. «Футбол»- Дети задувают мячи – шарики из ваты в футбольные ворота.

    19. «Ветряная мельница». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги.

    20. «Надуй шарик, игрушку»- Детям предлагается надуть воздушный шар, резиновые игрушки, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот в отверстие шарика.

     21. «Чей пароход гудит дольше?»- Каждому ребенку дать чистый пузырек. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной.

    22. «Духовые инструменты»- Детям предлагается правильно подуть в колпачки от старых ручек и фломастеров, эти предметы издадут разные звуки.

    23. «Дракончик»- Детям предлагается положить на кончик языка полоску тонкой бумаги. Дуть на полоску на выдохе так, чтобы она завибрировала.

    24. «Сдуй ватку с носа», « Фокус». Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслабленным), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

    25. «Пропеллер»- Слегка растянуть губы в улыбке, указательный чистый палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким

  образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

26. «Горох против ореха»- Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки»  - трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» - (2 – 3 горошины и 2 – 3 ореха) предварительно разбросаны по сему полю.

27. «Трубочки – шутки». Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

28. «Фасолевые гонки». Коробка из – под конфет оборудована, как дорожки для бегунов – «фасолинок».  Начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее додует своего «бегуна» до финиша.

29. «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.

Дыхательно-голосовые игры

и упражнения

на материале гласных звуков

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременных произношением гласных звуков.

Инструкция:

Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза):

а,  о,  у,   ы,    э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза):
 а-э,   о-у,  и-ы,  э-и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе(2-4 раза):
а
-э-о, о-у-и, о-у-а, о-э-ы,  а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у, а-о-у-э, о-у-а-и,  а-о-у-э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на отдельном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам –

 труба гудит:         у-у-у-у-у: 

 предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; 

 пароход гудит: у-у-у-у-у; 

 животным – медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у;

 явлениям природы – ветер (вьюга) воет: у-у-у; 

 людям – девочка плачет: а-а-а. 

8. «Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки [а, о, у] или сочетания гласных (ау,   уа,  оа,    уи).

Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

9. «Вьюга». Перед детьми – сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

10. «В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!».

Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.)

Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!».

 Давайте поможем Пете. (Дети повторяют).

Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют).

11. «Ауканье». Логопед говорит детям: «Представьте, что вы пришли в лес собирать цветы. Некоторые ушли далеко. Надо позвать их, поаукать (складывает руки рупором и произносит слово «ау»)». Логопед делит детей на две группы. Первая группа произносит ау тихо, а вторая, находящаяся далеко, - громко, протяжно.

12. «Оркестр на лесной полянке». Дети надевают маски и повторяют песенки зверей на выдохе, изменяя силу и высоту голоса:

лисонька запела – а – а – а

волк – у – у – у

мишка – ы – ы – ы

белочка – и – и – и

ёжик – э – э – э 


Дыхательно-голосовые игры

и упражнения

на материале согласных звуков

Цель: отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков (можно сочетать с движениями рук).

Инструкция: произношение согласных идет на обнос выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем  - громко.

1.Произношение согласных в звукоподражаниях предметам

зазвонил телефон, комар летит:           з-з-з-з; 

ревет трактор, тигр рычит:                   р-р-р-р;  

качает насос, из крана течет вода:      с-с-с-с;

сдувается шарик, мышонок шуршит, змея шипит, лес шумит: ш-ш-ш-ш

жук жужжит:           ж-ж-ж-ж

воет вьюга (ветер):       в-в-в-в

людям («не шумите»):      тс-с-с-с

ежик:             ф-ф-ф-ф

лыжник:     м-м-м-м

2. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Выпячивая живот - вдох, выпячивая – выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф.

3. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с

4. «Шар лопнул». Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш.

5. «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок  - это звено молодого бамбука. Одновременно произносим звук «м», как бы посылая его в каждый позвонок-звено.


Дыхательно - голосовые игры

и упражнения

на материале слогов

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением слогов.

Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

1.Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па – па – пап – пап – апа - апа

2.Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными:
та - па,  то - по,       та – па - ва,       та – па – ва - ка.

3.Повторение слогов с разными гласными и разными согласными:
 па – па - та,    па – па - ту,   па – то – ту - пи,    па – то – ту - пу.

4. Произнесение слогов в звукоподражаниях:

музыкальныи инструментам (колокольчик: динь-динь, дудочка: ду-ду-ду); 

предметам (стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би, идут часы: тик-так,тик-так);  

животным (кошка: мяу-мяу, курица: ко-ко-ко)

явлениям природы (капает водичка: буль-буль)

5. «Часики». Стоя ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

6.«Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку

7. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Понять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х

8. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у

9. «Разные звуки». Логопед читает стихотворение Э.Нийти «Разные звуки», а дети слушают и произносят разные звуки на длительном выдохе:

Где-то собаки рычали – Р – р – р!

В стойле коровы мычали – Мммуу!

В комнате мухи жужжали – Жжж! Жжж!

Мимо машины бежали - Тррр! Трр!

Гудели от ветра все провода – Зззнь! Зззнь!

Капала в кухне из крана вода – Динь! Динь!

Перекликались в ночи поезда – Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели – Тсс! Тсс!

Змеи в лесу шипели - Шшш! Шшш! 

А комары все пели – Ззз! Ззз!

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоиться не хочет – Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели! – Кхх! Кхх!


Дыхательно-голосовые упражнения

на материале слов

Цель: Тренировка удлиненного выдоха с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция:

Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.

 1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, пока, кипа, пика и т.д.

 2. Перечисление дней недели (каждую строчку произносить на выдохе) - понедельник;

понедельник, вторник;

понедельник, вторник, среда;

понедельник, вторник, среда, четверг;

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница;

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота;

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

3. Перечисление названий месяцев:

 январь;

 январь, февраль;

 январь, февраль, март и т.д.

4. Перечисление времен года:

 зима;

 зима, весна;

 зима, весна, лето

 зима, весна, лето, осень.

5. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая:

1-й этаж, и 2-й этаж,

1-й этаж, и 2-й этаж, и 3-й этаж» и т.д.


Дыхательно-голосовые упражнения

на материале

предложений, фраз.

Цель: Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция:

Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе.

  1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

Логопед произносит короткую фразу: «Аня любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Аня любит куклу». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет: «Аня любит куклу и мяч» и т.д.

2.Ответы на вопросы (Полные ответы произносятся на одном выдохе)

Какой сегодня день недели? (Сегодня…)

Какой завтра день недели? (Завтра…)

Какой день недели был вчера? (Вчера…)

Сколько дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник,..) и т.д.

3.Наращивание слов в предложении.

Падает снег.(вдох)

Тихо падает снег. (вдох)

Тихо падает белый снег.(вдох)

Тихо падает белый пушистый снег.(вдох).


Игровые приемы,

используемые для формирования

длительной и плавной воздушной струи.

1.«Тактильный контроль». Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

 

2.«Намотаем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.

3.Графическое изображение «Волн», «Горок», «Дорожек». 

В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.

4.Графическое изображение «Спирали». 

В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.


Правила проведения работы по нормализации дыхания.

 

1.Заниматься только в проветренном помещении, до еды или спустя час после еды.

2. Не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании занятия отменить.

3. Не делать слишком большой вдох.

4. Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею, при вдохе не надувал щеки.

5. Ребёнок должен ощущать движения диафрагмы, межрёберные мышцы, мышцы нижней части живота.

6. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.

7. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

         Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...

Методическая разработка: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методическая разработка по развитию речи; Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.Мнемотаблицы особенно эффективны при ...

Методическая разработка для педагогов детского сада по теме: "Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет

Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3 - 7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем..Су - Джок терапию мож...

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ...

Методическая разработка для педагогов и родителей:"Игры и упражнения по формированию у детей дошкольного возраста грамматического строя речи"

Методическая разработка учителя-логопеда на тему: "Игры и упражнения по формированию у детей  дошкольного возраста грамматического строя речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 ...