Главные вкладки

    Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»
    методическая разработка на тему

    Севастьянова Наталья Александровна

    Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzyka.docx31.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее

    эффективное и действенное средство воспитания детей.Дошкольный возраст является плодотворным периодом жизни человека. И нам педагогам, работающим с дошкольниками, важно в это время помочь ребенку раскрывать и развивать природные задатки для гармоничного формирования личности.

    В. М. Бехтерев, выдающийся ученый XX столетии в области психиатрии и неврологии считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние.

    Влияние музыки на здоровье человека – общепризнанный факт. Все элементы музыкальной выразительности (мелодия, ритм, гармония, тембр) отражающие содержание музыкального произведения, воспринимаются человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции и системы его организма. Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая, заставляет отбивать ритм ладонью, притопывать ногой или пуститься в пляс.

    Дети с первых дней своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные к ней чувства и настроения.

    Музыка может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повысить работоспособность, в зависимости от задач деятельности, возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение.

    По данным исследователей «танцы и танцевальные движения оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности суставов и развивают выносливость». Они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, плавности движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, память, умение ориентироваться во времени и в пространстве, координации движений.

    Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста.

    Проработав год музыкальным руководителем в д/с «Колокольчик», я пришла к выводу, что в наш век информационных технологий, интернета и других технических возможностей, музыкальные игры стали не только прерогативой музыкального руководителя, но и обычных воспитателей, не владеющих игрой на музыкальных инструментах. Музыкальное сопровождение игр вполне реально находить на просторах интернета и воспроизводить их на магнитофонах, музыкальных центрах и компьютерах.

     Какие цели и задачи я стараюсь реализовать при использовании музыкально-игровых занятий?Для себя выделила несколько:

    1.         Развитие музыкальности:

    • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
    • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
    • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
    • развитие музыкальной памяти.

    2.Развитие двигательных качеств и умений:

    • развитие ловкости, точности, координации движений;
    • развитие гибкости и пластичности;
    • воспитание выносливости, развитие силы;
    • формирование правильной осанки, красивой походки;
    • развитие умения ориентироваться в пространстве;
    • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

    3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    • развитие творческого воображения и фантазии;
    • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

    4.Развитие и тренировка психических процессов:

    • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
    • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

    5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
    • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

    Естественно, игры должны соответствовать возрастным критериям. Уже в младшем возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку,что выражается в мимике, жестах.Но движения ещё не точны и порой не согласованы с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребёнка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли.
        На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они ещё плохо ориентируются в пространстве,поэтому педагог учит их двигать в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов ( птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают и. т. д. )

        На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, чёткими, согласованные с началом и окончанием музыки. Дети исполняют более разнообразные движения и могут двигаться в соответствии с менее контрастным движением музыки.
       Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок. Детям доступно овладение разнообразными движениями.
       Таким образом, чтобы решать поставленные задачи воспитания и развития по средствам музыкальных игр, они должны чётко соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

    Работая с музыкальными играми,я для себя выделила несколько их видов:


     -игры с элементами танца
    -подвижные игры
    -игры средней подвижности                                                                                                      -музыкально-ритмические игры с пением
    -музыкально-дидактические игры.
    -игры с музыкальными инструментами.

    Очень часто в какой-нибудь конкретной игре могут совмещаться сразу  несколько категорий игр. К этой теме мы ещё вернёмся, а сейчас мне хотелось поподробнее остановиться на каждом из видов.
    Итак,
    игры с элементами танца. Здесь присутствует и игра, и танец, пляска. К таким играм можно отнести, например, известную всем воспитателям и музыкальным руководителям игру  «Шёл козёл по лесу» либо «Танец-приглашение».  В таких играх-  танцах дети раскрепощаются, даже самые робкие из них вовлекаются в процесс, с удовольствием танцуют, приглашают других детей на танец. Мне хотелось бы предложить ещё один вариант игры с элементами танца. Называется игра «Найди себе пару» Описание:Дети сидят вдоль боковой стены.У каждого ребёнка в руке цветной платочек (3-4 цвета платочков одного какого-либо цвета нечётное число). Если количество детей чётное, в игру включается воспитатель. В первой части под музыкальное сопровождение дети танцуют, используя знакомые танцевальные движения. Музыка может быть разной, она может быть и лиричной, где дети будут совершать плавные танцевальные движения, а может быть и быстрой, весёлой. Когда музыка внезапно обрывается, каждый ребёнок встаёт в пару с  другим, имеющим платочек такого же цвета. Таким образом, один ребёнок остаётся без пары. Игру можно повторять, поменявшись платочками. Применять  такую игру можно начиная со средней группы.
    Следующий вид-это
    подвижные игры. В принципе, практически любую подвижную игру можно сопроводить музыкой, она станет более яркой, насыщенной, весёлой. Музыкальное сопровождение нужно подбирать в зависимости от характера игры.Детям гораздо больше нравится играть в подвижные игры с музыкальным сопровождением, нежели без неё. Вот вариант подвижной игры для младшей группы «Зайцы и волк». Назначенный волком ребёнок прячется в своём «логове», зайцы в «домике» за чертой. На слова:
                              Зайцы скачут- скок, скок, скок,
                              На зелёный на лужок.
                              Травку щиплют, кушают,
                              Осторожно слушают,
                              Не идёт ли волк,
    дети прыгают по площадке и «щиплют травку». После этого «волк» выбегает и ловит  «зайцев», те бегут в домик. На момент, когда «зайцы» убегают к себе в домик, можно включить весёлую, задорную музыку.
        Далее,
    игры средней подвижности. В таких играх как правило отсутствует бег, либо это бег не быстрый  на носочках. К такой игре можно  отнести, например, такую всем воспитателям известную игру «Воротики», когда воспитатель и ребёнок делают из рук воротики, а остальные дети, выстроившись в цепочку, гуськом пробегают под ними под музыку. В тот момент, когда музыка останавливается, воротики опускаются и ловят детей, которые в тот момент проходили под воротами. Пойманные дети присоединяются к воротикам, игра продолжается, пока не будут пойманы все дети.Думаю,у каждого воспитателя есть свой вариант «Воротиков».А теперь хочу предложить ещё два варианта такого вида игр.
        1. «Догони меня». Дети встают в круг, на одну сторону круга ребёнку дают игрушку волка либо лисы, на другую сторону игрушку зайца. Включается весёлая, задорная музыка, и дети по кругу начинают предавать игрушки. Смысл в том, что лиса должна догнать зайца. Всегда во время этой игры много шума, смеха, дети очень эмоционально  на неё реагируют.Играют в неё, пока дети не устанут,  либо лиса не догонит зайца.
      2. «Попрыгунчики». Дети встают в круг, включается энергичная, ритмичная музыка. Один ребёнок, как правило, выбранный считалкой, прыжками пересекает круг, останавливаясь у какого-либо участника игры, встаёт на его место, выбранный ребёнок повторяет действия первого участника, игра продолжается, пока детям не надоест. Эта  музыкальная игра очень нравится детям. Можно усложнять задачу, предложив,  например, перепрыгивать круг на одной ноге либо подскоками.
    Музыкально-ритмические игры с пением. Музыкально – ритмические движения  - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и пения, ее характер, образы передаются в движениях. Примером такой игры может послужить опять же всем хорошо известная игра «Плетень», где дети выполняют те движения, которые есть в тексте песни. Конечно, с таким видом игр могут возникнуть трудности в плане подбора музыкального сопровождения,так как музыка должна соответствовать словам текста, но с наличием интернета эта проблема вполне решаема. Музыкально-ритмические игры с пением очень любят дети младшего дошкольного возраста, и я хотела бы предложить пару вариантов этого вида игры именно для малышей. Очень любимая всеми малышками игра «Где же наши ручки?». Дети сидят на стульчиках либо на скамейке в ряд.
                      Где же, где же наши ручки? Где же наши ручки?
                      (дети показывают «фонарики» руками)
                       Нету, нету наших ручек. Нету наших ручек!
                            (дети прячут ручки за спину)
                       Вот, вот наши ручки, вот наши ручки!  
                       Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!  
                       (дети выбрасывают ручки вперёд и делают «фонарики»)
    Второй куплет поётся о ножках, ножки прячутся под лавку, а когда им нужно плясать- топают об пол. Третий куплет о глазках, глазки прячутся под ладошками, конечная фраза поётся по- другому : «Смотрят, смотрят наши глазки, смотрят наши глазки» и во время этого дети хлопают в ладоши.
       Ещё один вариант такой игры для малышей: «Да, да, да, да». Дети повторяют движения и текст за воспитателем.
                   Ручками мы хлопаем-да,да,да,да!
                   Ножками мы топаем-да,да,да,да!
                   Ручками помашем-да,да,да,да!
                   А потом запляшем-да,да,да,да!
    Такие игры не только развивают  двигательную активность ребёнка, но и выполняют так же логопедическую функцию.
    Ещё один вид -
    музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действиярегулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Вот пример музыкально-дидактической игры «Кто поет?» 
    Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)
    Дидактический  материал:Карточки с изображением мамы, папы, сына.
    Методика организации игры:
    Педагог рассказывает о музыкальной  семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят  музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким , высоким.
    Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песенка» (мама поет сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует).
    После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают ее, объясняя свой выбор.
      Вот ещё один вариант игры на развитие музыкального слуха. Дети закрывают глаза, а руководитель звенит  колокольчиком в разных местах зала или группы.Дети показывают рукой, в каком направлении звенит колокольчик.
      Либо вот ещё одна игра на определение лада музыки, то есть её настроения. На листах рисуются рожицы, первая изображает  радость, вторая грусть, третья  изображает спокойное выражение лица. Педагог  включает различную музыку, а дети показывают картинку с рожицей, которой соответствует характер музыки. Если музыка весёлая, то и рожица весёлая.
      И последний вид игр в моей классификации-
     игры с музыкальными инструментами. Самый простой  и доступный вид музыкального инструмента в детском саду это погремушка. Чем старше становятся дети, тем более сложными могут  инструменты: трещётки,  треугольники, барабаны и т.д. Играя  на простейших музыкальных инструментах, у детей появляется интерес к овладению более сложными инструментами в дальнейшем. Вот примеры таких игр. Вариант игры «Лишний». На стульчиках, стоящих по кругу, погремушки, трещётки и другие простейшие муз. инструменты. Детей больше, чем игрушек на одного. Включается весёлая музыка, а дети ходят по кругу вокруг стульчиков. Когда музыка останавливается, дети берут муз. инструмент и играют им. Тому, кому не хватило инструмента, выбывает из игры.
    Ещё один вариант игра «Карусель». В такой игре дети учатся различать темпоритм. На слова: Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
                                        А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
                                        Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
                                        Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!
    дети начинают по очереди играть на инструментах сначала медленно,постепенно убыстряя темп к середине стиха, затем постепенно замедляя его.
      Как я уже говорила, есть масса музыкальных игр, которые сочетают в себе разные виды игровых упражнений. Примером может служить всё та же игра «Плетень», в которой переплетается и ритмика, и пение, и подвижная игра и даже элементы танца. Таких игр много и это хорошо, т.к. в одной игре ребёнок  успевает и потанцевать, и попеть, и побегать, развить сенсорику и умственные возможности.

        Таким образом,можно сделать вывод, что музыкальные игры занимают важное место в жизни дошкольников как средство развития творчества и помогают решению различных задач, поставленных педагогом. Музыкально-игровая деятельность является одним из ведущих средств  при развитии у детей творческих способностей (как наиболее близкая ребенку).
       Я надеюсь, что моя методическая разработка музыкальной игры на примере показала, что в музыкальные игры с детьми можно и нужно играть не только музыкальным руководителям, но и воспитателям всех возрастных групп.

                                                  ЛИТЕРАТУРА:
    «Подвижные игры с песнями в детском саду» Н. Н. Доломанова.
    «Музыкальные игры и этюды в детском саду» А. Н. Зимина.
    «Музыка и движение» С. И. Бекина.
    «Праздник каждый день» И. Каплунова, И, Новоскольцева.

    Филиал МБОУ «Рочегодская средняя школа»

    детский сад № 10 «Колокольчик»

    Методическая разработка на тему:

    «Музыкальная игра как один из

    ведущих видов деятельности детей

    дошкольного возраста.»

    Подготовила: воспитатель
                                               Севастьянова Наталья
                                                    Александровна.
                                                           

    2016 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра - как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве

        Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к ш...

    Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

    Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

    Характеристика ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста

    Памятка для воспитателей. Необходимо руководствоваться для успешного выполнения ООП....

    Деловая игра для родителейна тему: «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: создание условий для передачи педагогического опыта по теме «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», используя различные методы работы с детьми....

    Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

    Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как  и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...

    План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

    Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...