Игра - как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Схулухия Нана Григорьевна


    Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию его психики, личностных черт, интеллекта.
     Представители почти всех направлений в зарубежной психологии пытались объяснить игру детей (З.Фрейд, Ж.Пиаже). Но все они рассматривали ребенка изолированно от общества, в котором он живет и частью которого является. Ребенок и взрослый, развитие их отношений, изменение места ребенка в обществе совершенно выпали из поля зрения исследователей. Более того, эти отношения рассматривались как не имеющие прямой связи с психическим развитием.
     К отечественным ученым, которые занимались разработкой рассматриваемой проблемы, можно отнести К.Д.Ушинского, А.Н.Сикорского,  Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльклнина и др. Л.С.Выготский обращался к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывал гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. С.Л.Рубинштейн рассматривал игру как особый тип деятельности – выражение определенного отношения личности к окружающей действительности.
     Д.Б.Эльконин занимался углублением и разработкой основных положений теории Л.С.Выготского. Согласно его концепции детской игры, ролевая игра – проявление возрастающей связи ребенка с обществом, особая связь, характерная для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для него.
     Концепция игры выдающегося психолога Д.Б.Эльконина занимает центральное место в современной отечественной детской психологии и служит ориентиром для большинства исследователей сюжетно-ролевой игры.
     Структура игровой деятельности включает в себя следующие компоненты: игровые действия, сюжет и содержание игры, воображаемую ситуацию, правила и роль, которую принимает на себя ребенок. Роль является, по мнению Д.Б.Эльконина, центральным компонентом игры и одновременно ее структурной единицей, Объединяющей в себе нормы, правила, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения.
     Ролевая игра в своей развитой, развернутой форме строится на моделировании отношений между людьми. Эти отношения ребенок познает и осваивает через принятие роли взрослого, что подтверждает положение Д.Б.Эльконина о роли как единице игровой деятельности.
     Тема игры задается ее сюжетом, т.е. сферой действительности, которая моделируется в игре. Игры, в которых дети принимают на себя роль, называют сюжетными, что подчеркивает наличие некоторых событий, которые постепенно разворачиваются в действиях и приводят к закономерному разрешению ситуации. Сюжет детских игр, как правило, очень прихотлив и не всегда последователен. Дошкольники не представляют себе в деталях, как будут разворачиваться события, и одна игра никогда не повторяет полностью другую. Сюжет строится ребенком, исходя из имеющихся у него знаний, и отражает создаваемую в игре воображаемую ситуацию. Лучше всего дети знакомы с семейными ролями и действиями, связанные с бытовыми ситуациями, - поэтому игры в семью являются неизменно популярными среди старших и младших дошкольников. Часто темой сюжетов становятся понравившийся фильм или мультфильм, где эмоционально и одновременно понятно обозначены действия героев. Такие действия можно проигрывать, дополняя собственными идеями. В играх могут причудливо переплетаться реальные и сказочные сюжеты, но возрастная логика развития сюжетов подчиняется следующей закономерности: бытовые сюжеты дополняются профессиональными, а затем социальными.
     Конечно, сюжеты игр не сводятся только к профессиональным или социальным ролям окружающих их взрослых. Дошкольники не только «репетируют» свои будущие социальные роли мамы, папы, учителя и пожарника, но разыгрывают вымышленные ситуации, превращаясь в нереальных персонажей. Старшие дошкольники легко перевоплощаются в пиратов и суперменов, животных, предметы или даже пищу. С одинаковой живостью они путешествуют в прошлом и будущем, воплощая приключения, которых никогда не было.
     В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. В.В.Зеньковский считал, что эта проблема стоит перед человеком всю жизнь. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. Он устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни.
     Удивительно, насколько дети консервативны в выборе сюжетов для игр! Каждое поколение детей играет в одни и те же игры. Это еще одна тайна  детской игры. Вероятно, такие вековые сюжеты, как старые дороги, должны быть пройдены каждым из нас. Может быть в этих играх с вечной тематикой отражена суть нашей жизни!
     Нам кажется, что сюжет не оригинален. А действие не отличаются разнообразием. Но ребенок вновь и вновь воспроизводит понравившиеся сюжеты. Почти ничего не меняя. Старые темы вновь оживают.
     Ролевая игра не требует участия большого количества детей. Она стихийно развивается в небольших группах по 2-3 ребенка, иногда по 5-6 детей. Пусковым механизмом игры могут является интересные события. внутренние переживания. Подходящие вещи или дружелюбный партнер. Когда дети обнаруживают, что им никто не мешает, они погружаются в свой мир. Живут сами по себе. Понимая друг друга почти без слов. Игры разворачиваются с большим размахом в условиях семьи. Но и в детском саду дети используют для них каждую свободную минуту.
     В группе воспитатель помогает детям организовывать игровую деятельность. Учит детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Побуждает детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). Способствует творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы. Развивает творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формирует отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывает доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением друзей по игре, справедливо решать споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, описаны различные взягляды ведущих педагогов на ценность детских игр для развития до...

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности....

Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».

Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"

Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"...