Главные вкладки

    Опыт работы за 2016 - 2018 г. по теме: "музыкально - дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"
    учебно-методический материал по музыке на тему

    Вилкова Светлана Дмитриевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx67.26 КБ

    Предварительный просмотр:

       Российская федерация

    Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    Учреждение муниципального образования город Нягань

    Детский сад №10 «ДУБРАВУШКА»

    Опыт работы на тему:

    Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальных способностей

    у детей дошкольного возраста

                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                  Вилкова Светлана

                                                                                2018 г.

          Значимость музыки в развитии творческой деятельности детей достаточно велико. Музыка, как и любое другое искусство, прекрасно может воздействовать на всестороннее развитие ребенка, подталкивает к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

        Дошкольное детство – время для наиболее оптимального становления и приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем несравнимое влияние на общее развитие: возникает эмоциональная сфера, совершенствуется речь и мышление, совершенствуются музыкальные способности.

        Ученые нашего времени занимаются такими исследованиями, где говорится о том что, развитие музыкальных способностей, формирование их основ обязательно нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – несомненно одна из самых главных задач музыкального воспитания детей.

    Восприятие музыки – сложный процесс, который требует от человека усидчивости, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому, обязательно нужно научить ребѐнка понимать особенности музыки как вида искусства, осмысленно делать акцент на его внимание, на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), разделять музыкальные произведения по жанру, характеру.

        Поэтому, именно с этой целью используются музыкально-дидактические игры и пособия, которые оказывают влияние на ребѐнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, таким образом, увеличивая музыкальное восприятие в целом.

    По результатам диагностики в 2015-2016 г. г. Было выявлено, что западает блок по развитию музыкально-сенсорного восприятия у дошкольников, который в свою очередь позволяет дошкольнику различать отдельные компоненты музыкальных звуков: динамику, тембр, длительность, силу.

    Именно поэтому в своей педагогической деятельности данная тема по развитию музыкальных способностей дошкольников средством музыкально – дидактических игр стала для меня приоритетным направлением.

    Цель:

    Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

     Цель работы определила и поставила следующие задачи:

    1) Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

    2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально - дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;

    3) Наработать вспомогательный музыкально - дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;

    4) Проанализировать полученные результаты.

    На первом этапе работы по теме самообразования, мною был изучен методический материал и в том числе литература известных авторов:

    К сожалению, на сегодняшнее время, формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется совсем  не много внимания. А ведь исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. подтверждают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

    Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы Н.А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.

         Однако, вместе с тем пришло понимание того, что развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, реализовываться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

         Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, анализировать, собирать, а затем самостоятельно создавать нужный мне методический материал для дальнейшей работы, для осуществления полученных знаний на практике. На этом этапе был наработан следующий материал:

    • картотека музыкально-дидактических игр;
    • перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию

    • посредством музыкально-дидактических игр; консультации для педагогов;

    • консультации, папки - передвижки для родителей.

    На третьем этапе работы по самообразованию я сделала анализ сравнительной диагностике по итогам 2016 – 2018 г.г.

    Мною был сделан вывод, в котором говорится о том, что за период 2016 – 2018 уч. г, мне удалось проследить положительную динамику моей целеноправленной  работы по теме самообразования.

    Исследуя тему развития музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально – дидактических игр, считаю, что смогла достичь главной цели, которая заключалось в том,  чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных способностей, помочь уметь различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительных методов музыкального воспитания.

    За период 2015-2018 уч. г.:

    • изучила методическую литературу;
    • создала картотеку музыкальных игр;
    • применила полученные знания на практике;
    • активно сотрудничала с педагогами и родителями;
    • значительно повысила свой профессиональный уровень.

    Перспектива дальнейшей работы:

    • продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
    • продолжать расширять и пополнять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;
    • использовать в своей работе инновационные технологии (проектная деятельность);
    • пополнять методическую библиотек вновь изданными пособиями по музыкальному воспитанию.

                                                 Список литературы

    1.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.

    2.Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

    3.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.

    4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

    5. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

    6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.

    7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.

    8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

    9. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

    10. интернет-источник: www.maam.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство развития речевых способностей у детей дошкольного возраста

    «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами»....

    Музыкально- дидактическая игра – как средство развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

    Очень важным в развитии ребенка является развитие музыкальных способностей, так как музыкальные способности одни из первых проявляются в жизни ребенка. Начинать музыкальное развитие детей можно еще в ...

    Отчет по теме: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

    Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как  и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эс...

    План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

    Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...