Логопедическое обследование детей 4 -7 лет
материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Данный протокол позволит провести комплексное обследование детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_obsledovanie_detey_4.doc_novoe.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование детей 4 – 7 лет

!.Ф.И. РЕБЕНКА____________________________________________________________________________

ВОЗРАСТ__________________________________________________________________________________

Д/А________________________________________________________________________________________

ГРУППА___________________________________________________________________________________ЖАЛОБЫ РОДИТЕЛЕЙ_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

2. АНАМНЕЗ

От какой беременности ребенок_______________________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)_________-

__________________________________________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоживание, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений)_______________________________________________________________

Когда закричал____________________________________________________________________________

Асфиксия_________________________________________________________________________________

Резус – фактор_____________________________________________________________________________

Когда принесли кормить(грудное или искусственное)____________________________________________

Выписали из роддома на____день, если задержали, то почему_____________________________________

__________________________________________________________________________________________

3.РАННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Начал держать голову____________(N к 2 мес.)                             сидеть___________(N к 6 мес.)

Стоять с помощью опоры__________(N к 8 – 9 мес.)                        ходить___________(N к году)

Гуление____________ (N 2 – 3 мес.)                                               лепет______________(N 5 – 6 мес.)

Первые слова_____________(N к году)                                          первые фразы__________(N 1,5 – 2 годам)

Фразовая речь________________(N к 3 годам)

Перенесенные заболевания:

До 1 года_________________________________________________________________________________

После одного года__________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы______________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие_____________________________________________________________

4.РЕЧЕВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения______________________________________________

Наличие в семье двуязычия; язык, преобладающий в общении_____________________________________

С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой…)__________________________________

Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста_____________________________________________

5. ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Неврологический статус(невропатолог)_________________________________________________________

Состояние слуха (оториноларинголог)__________________________________________________________

Состояние зрения (окулист)___________________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)_________________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)___________________________________________________________

6.РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-как тебя зовут?_____________________________________________________________________________

-сколько тебе лет?___________________________________________________________________________

-где ты живешь?____________________________________________________________________________

-с кем ты живешь?__________________________________________________________________________

- как зовут маму, папу?_______________________________________________________________________

-есть ли у тебя брат (сестра)?__________________________________________________________________

- кто работает  в твоей семье? А кто учится?_____________________________________________________

-с кем ты дружишь в детском саду?_____________________________________________________________

- помогаешь ли ты взрослым дома?_____________________________________________________________

-что ты умеешь делать?_______________________________________________________________________

-какая у тебя любимая сказка? О чем она?_______________________________________________________

Вывод____________________________________________________________________________________

7.МОТОРНАЯ СФЕРА

  1. общее состояние моторики:

Постоять на одной ноге (попеременно).________________________________________________________

Попрыгать на двух ногах____________________________________________________________________

Постоять на цыпочках_______________________________________________________________________

Присесть, руки в стороны____________________________________________________________________

  1. Состояние мелкой моторики:

«Коза»________________________             « заяц»_______________           «колечко»___________________

«Кулак – ребро»_____________________________________________________________________________

«кулак – ребро - ладонь»______________________________________________________________________

«пальчики здороваются»_____________________________________________________________________

Нанизывание бусинок на тесьму_______________________________________________________________

Собрать спички, мозаику_____________________________________________________________________

8.МИМИКА

Нахмурить брови(злой дед)___________________________________________________________________

Наморщить лоб (удивленный дед)______________________________________________________________

Прищурить глаз (хитрый дед)_________________________________________________________________

Радостный дед______________________________________________________________________________

Печальный дед______________________________________________________________________________

Надуть щеки________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

  • Память_____________________________________________________________________________

              1)- методика «10 слов» (слуховая память)______________________________________________

___________________________________________________________________________________________

слова

1прочтение

2прочтение

3прочтение

Стол

Калина

Мел

Слон

Парк

Ноги

Рука

Калитка

Окно

бак

      2)-методика Д.Векслера(зрительная память)_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

       3)Методика опосредованного запоминания_____________________________________________

Слова для запоминания

Выбранные картинки

Опосредованное запоминание

Обед

Сад

Дорога

Поле

Молоко

Свет

Одежда

Ночь

Ошибка

Лошадь

Птица

стул

  • Внимание(найди и вычеркни)_________________________________________________________

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)

  • Зрительное восприятие___________________________________________________________

     1)узнавание недорисованных изображений____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

     2)узнавание наложенных изображений_______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

     3)узнавание перечеркнутых изображений____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

     4) восприятие формы______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

  • Пространственные представления_______________________________________________

(справа____, слева_____, впереди______, сзади______,выше______, ниже_____, далше______, ближе ___)

  • Временные представления___________________________________________________________

     1)части суток____________________________________________________________________________

     2)времена года___________________________________________________________________________

     3) дни недели ___________________________________________________________________________

  • Мышление _________________________________________________________________________

     1) обобщение словом _____________________________________________________________________

     2) исключение «4-лишнего»_______________________________________________________________

     3)складывание разрезных картинок_________________________________________________________

     4) восстановление сюжета из серии картинок_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

     5)Понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки»)_____________________

__________________________________________________________________________________________

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТ. АППАРАТА

Губы_____________________________________________________________________________________    (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма )

Зубы_______________________________________________________________________________________(редкие,кривые,мелкие,вне челюстной дуги,крупные,с большими промежутками,отсутствуют резцы, N)

Челюсти__________________________________________________________________________________

(прогения, прогнатия, норма )

Прикус___________________________________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый передний, ассиметрия прикуса )

Твердое небо______________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое небо______________________________________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык_____________________________________________________________________________________

(норма, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка_________________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)

Кончик языка_______________________________________________________________________________

(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)

Позиция языка в полости рта__________________________________________________________________

(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне ротовой полости, при фонации в межзубном положении)

Вывод _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

        

11.ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

ОРГАНЫ АРТ.АППАРАТА

УПРАЖНЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Губы (достаточно подвижные, мало подвижные, не удерживают позу; тонус –повышен, понижен, норма)

Улыбка

Хоботок

Улыбка - хоботок

Язык (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на др., идет поиск арт. Позы, отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор, тонус – повышен, понижен, смешанный, норма)

Часики

Качели

Блинчик

Наказать непослуш-

ный язычок

удержание языка

Нижняя челюсть

Открывание и закрывание рта

12.СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

Тип дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанный)

Характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)

Вывод_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

13. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

     1) повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

Да – та – да__________________________       кА – га – кА____________________

Ба – па –ба __________________________       ко – го – ко_____________________

То – то – до__________________________       бу – бу – пу________________________

Вы – ви – вы_________________________       ма – мя – ма_______________________

Пы – пи – пы________________________        ша – жа –ша_________________________

     2)различение слов со сходным звуковым составом:

крыша – крыса__________________________       коза – коса_______________________________

бочка – почка ___________________________      рожки – ложки __________________________

дрова – трава_____________________________

     3)определение звука в ряду других звуков:

-С п, б, г, з, с, р, ж, с, т, к, с,ч, с_______________________________________________________

-Ш: ш, к, р, г, т, б, ш, с ,т, ш, з, ж______________________________________________________

-Л: у, и, т, л, ф, р, к, о, л, ш, м, л_______________________________________________________

     4) отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук:______________________________

_________________________________________________________________________________________

     5) выделение ударного гласного в начале слова:______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

     6) выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет)

Кот_________________,     дом______________________     утка______________________

     7) придумывание слов с заданным звуком: В ____________ , К__________, Л__________З__________

Вывод___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

Положение

звука

с

сь

з

зь

л

ль

р

рь

ч

ш

ц

щ

ж

е

изолированное

в словах

Звука

Положение

ю

я

е

й

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

ноты

муха

вата

рыба

весы

пила

машина

корова

лопата

лимон

собака

малина

банка

кепка

туфли

лампа

сумка

ведро

стакан

кровать

клубок

фартук

рюкзак

медведь

бабочка

подушка

цветок

улитка

ботинок

рубашка

кружка

свеча

кнопки

кресло

звезда

свекла

пуговица

паутина

самокат

черепаха

кукуруза

гусеница

Повторение предложений:

Милиционер стоит у светофора_____________________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу__________________________________________________

Троллейбус остановился на перекрестке______________________________________________________

Жираф живет в зоопарке___________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________

(нарушена незначительно; грубые нарушения слоговой структуры слов: 1)парафазии – замена звуков и слогов, 2)элизии- пропуски звуков и слогов и т.д.

15.ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

       А)

Возраст

Категории

Список слов

Показ

Называние

С 5 лет

овощи

огурец

помидор

морковь

лук

свекла

репа

фрукты

яблоко

груша

слива

лимон

виноград

апельсин

одежда

платье

рубашка

носки

юбка

брюки

кофта

обувь

кеды

туфли

сапоги

ботинки

валенки

галоши

Мебель

(части предмета) -

стол

стул

шкаф

диван

кресло

кровать

Посуда

(части предмета) -44

кастрюля

ложка

вилка

тарелка

кружка

заварник

цветы

Гвоздика

Роза

Мак

Колокольчик

Ромашка

ландыш

Домашние животные

Корова

Лошадь

Коза

Свинья

Собака

кот

 Дикие животные

Олень

еж

лиса

заяц

медведь

белка

С 6 лет

Транспорт

(части предмета) -

автобус

троллейбус

трамвай

поезд

самолет

машина

профессии

врач

повар

шофёр

учитель

продавец

маляр

ягоды

Земляника

Малина

Рябина

Смородина

Крыжовник

Вишня

насекомые

Бабочка

Жук

Комар

Муха

Пчела

стрекоза

Продукты питания

Хлеб

Колбаса

Мясо

Рыба

Сыр

яйцо

Детеныши животных

Теленок

Жеребенок

Котенок

Щенок

Козленок

Поросенок

Львенок

Тигренок

слоненок

     Б) знание названий предмета и его частей

Стул _____(ножки _______, сиденье __________, спинка___________ )

Чайник ________, (крышка _________, ручка ___________, носик _________, донышко __________ )

Машина _________ (кабина _________, кузов ____________, колеса ______________ )

     В) кто где живет?

Медведь_________   лиса _________,   белка_________,   птица ___________   собака _______________

     Г) кто как кричит?

Корова_______,   лягушка_________,   утка_________,   собака________,   воробей________,  лошадь____

Кошка ________,   мышь___________ .

     Д) кто как передвигается?

Змея__________, комар________, заяц_______, бабочка________, гусеница________, рыба______, лягушка__________,  птица________ .
     Е) подбор антонимов

Далеко _____________,     низко___________,   тонкий_____________,   узкий____________

Короткий___________,     злой____________,   большой____________,   сладкий____________,

Друг_____________,         шум____________,    больной_____________,  свет______________ .

     Ж) подбор прилагательных к имени Существительному

Солнце какое?_______________________________________________________________________

Апельсин, какой?_____________________________________________________________________

Облака ,какие? _______________________________________________________________________

Лиса какая ? _________________________________________________________________________

16.ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Задание

Примечание

Использование предлогов

-спичка на коробке

- спичка под коробкой

-спичка в коробке

- спичка за коробкой  

- спичка между коробками

- спичка перед коробкой

Использование существ. в ед. и множ. числе

1.кот-

2.кровать-

3.лампа-

4.стол –

5.вагон-

6.гриб-

7.ухо –

8.гнездо –

9.яйцо -

Изменение сущ. по падежам

У меня есть ручка

У меня нет …

Я пишу …

Я говорю о …

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стул – стульчик

Сани –

Звезда –

Стакан –

Ключ -

Согласование имен числительных с именами с именами существительными в роде и числе

Тетрадь

Карандаш

яблоко

Согласование прилагательных с существительными

сумка – голубая

автобус– голубой

полотенце - голубое

флаг – красный

роза – красная

кресло - красное

Образование относительных прилагательных от существительных (с 6 лет)

Стакан из стекла – стеклянный

Мяч из резины –

Варенье из яблок –

Сумка из кожи –

Одеяло из шерсти –

Образование притяжательных прилагательных(с 6 лет)

Заячий

Лисий

волчий

Образование глаголов при помощи приставок

Нырнул – вынырнул

Выползает – вползает

Закрыл - открыл

Вывод __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

17.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

     А) составление предложений по картинке___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

     Б) составление рассказа по картинке________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

     В) составление рассказа по серии картин____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные, фраза развернутая, отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения не распространенные, трудности в логическом построении связного высказывания, низкий уровень сформированности связной речи)

Логопедическое заключение ______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Процедура и этапы логопедического обследования детей  2-3 лет...

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

«Логопедическое обследование детей третьего года жизни"

Материал знакомит  с методическими  формами   и  приемами логопедического  обследования детей третьего года жизни....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

"Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС".

Данный материал поможет учителя-логопедам при логопедическом обследовании детей с нарушением звукопроизношения в условиях введения ФГОС....