Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_gbdou_no86_spb.docx | 46.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Группа № ГБДОУ д.с. №86 Красногвардейского района
Фамилия Имя Ребёнка_________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил_______________________________________________________________
Диагноз при поступлении
Решение МПК от____________ протокол № _________________ принят на срок ______________
Домашний адрес______________________________________________________________________
Телеон______________________________________________________________________________
Родители ( ФИО, место работы, должность, рабочий телефон)
Мать_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отец_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Решение МПК от________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________члены МПК
Решение МПК от________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________члены МПК
Решение МПК от________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________члены МПК
Решение МПК от________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________члены МПК
Решение МПК от___________________________________________________________________________________Выпускается_________________________________________________________________________ в____________________________________________________________________________________
Ответственный за выпуск_______________________________________________________________
Члены МПК
АНАМНЕЗ
Возраст родителей при рождении ребёнка : мать ____________, отец____________________
Наличие наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
От какой беременности ребёнок_________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции ) ___________________________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электросимуляция)________________________________
Когда закричал ребёнок________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)_________________________________________________
Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка) _________________________________________________________________
Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить)_____________________________________________
Как взял грудь________________________________________________________________________
Как сосал___________________________________________________________________________
Наблюдалось ли срыгивание__________________________________________________________
Грудное вскармливание до _____________________________________________________________
Выписались из роддома ________________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Голову держит с ________________________________________ ( в норме с 1,5 мес.)
Сидит с ________________________________________________( в норме с 6 мес.)
Стоит с _________________________________________________ ( в норме с 10 мес._
Ходит с _________________________________________________( в норме с 11-12 мес.)
Первые зубы _____________________________________________ ( в норме с 11-12 мес.)
К году зубов ______________________________________________( в номе 6-8)
ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
( тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы,травмы,судороги при высокой температуре)
До года_____________________________________________________________________________
От года до 3-х лет____________________________________________________________________
После 3-х лет_______________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ____________________________( в норме 1,5 мес.) Лепе ________________в норме 4-8 мес.)
Первые слова с _______________________________________________( в норме около 1 года)
Первые фразы с _____________________________________________ ( в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)__________________________________
Отмечались ли- грубые искажения звуковой структуры слова после 3-х лет___________________
- грубые аграмматизмы после 3-х лет____________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно__________________________________________
Использование жестов___________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста_____________________________________________
Результаты логопедической работы ______________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1.Исследование слухового внимания
а)дифференциация звучащих игрушек (покажи какая игрушка звучала)__________________
б)определение направления звука(звучащей игрушки)_____________________________________
2.Восприятие и воспроизведение ритма
От 4 до 5 лет (из 4 элементов)___________________________________________________________
От 5 до 7 лет (из 5 элементов)__________________________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия
а) подбор картинок к данному цветовому фону
От 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий
От 5 до 7 лет кроме основных цветов : розовый, голубой, сиреневый, оранжевый,коричневый
б) показ основных цветов( в том же объёме, что и в пункте а)
4.Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
а)4-7 лет –показать правую и левую руку, правую и левую ногу__________________________
5-7 лет –правый и левый глаз, правое и левое ухо_______________________________________
6-7 лет-правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо_________________________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей(от4до 5 лет)____________________________
складывание разрезных картинок из 5-8 частей(от5 до 7 лет)_______________________________
г) складывание фигур из палочек_______________________________________________________
5. Состояние общей моторики
-сила движений -темп движений
-точность движений -координация движений
- переключение от одного движения к другому
6.Состояние ручной моторики
-точность движений
-темп движений
- синхронность движений правой и левой руки
- переключение от одного движения к другом
Задания : от 4 до 5 лет - «Здороваются пальчики правой и левой руки», «Здороваются только пальчики правой руки, только левой руки», мозаика , шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание , вырезание
От 5 до 7 лет дополнительно «Игра на рояле» ведущей рукой (1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5,5-4-3-2-1),проба «кулак — ребро — ладонь» правой, затем левой рукой)
-чередование движений: правая рука-ладонь, левая рука- кулак, далее -наоборот)
Состояние звукопроизношения
звуки | изолировано | В словах | Во разах |
Б –П – М | |||
В-Ф | |||
Д-Г-Н | |||
Г-К-Н | |||
Й | |||
С | |||
Сь | |||
З | |||
Зь | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Щ | |||
Ч | |||
Л | |||
Ль | |||
Р | |||
Рь |
Отметить характер нарушения согласных звуков : отсутствие, замена на другие звуки ( межзубное, увулярное и т.д.)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
Челюсти
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка
Подъязычная связка ( короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области
Речевая моторика
- Состояние мимической мускулатуры
Задания:(наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений).
- поднять брови вверх ( удивиться)
- нахмурить брови(рассердиться)
- надуть щеки( «толстячок»)
-втянуть щёки( «худышка»)
- отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок
- Состояние артикуляционной моторики замены , тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений).
Губы
( улыбка-трубочка) под счёт до 3 ( до 5 лет) до 5 ( с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений______________________________________________________
б) тонус( нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый)_____________________________________
в) темп движений( нормальный, быстрый, медленный)______________________________________
г) способность к переключению от одного движения к другому______________________________
д) объем движений ( полный, неполный)__________________________________________________
е) точность выполнений________________________________________________________________
ж) длительность( способность удерживать губы в заданном положении)_______________________
з) замены движения___________________________________________________________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)___________________________________________
Язык
Широкий- узкий – под счёт ( 3 раза – до 5 лет)_________________________________________
( 5 раз – с 5 лет)__________________________________________
Кончик языка поднять_________________ опустить___________________________________
«Маятник»
«Качели» (положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю)
«Цоканье»
а) наличие или отсутствие движений
б) тонус( нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый)
в) темп
г) способность к переключению от одного движения к другому
д) объем движений ( полный, неполный)
е) точность выполнения
ж) замены движения
з) длительность удержания заданного положения
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка
Мягкое нёбо
Произнести звук А при широко открытом рте
Отметить те же параметры движений
Состояние дыхательной и голосовой функций.
1. Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха. (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ____ ____________________________________
2.Характеристика голоса
- громкость( нормальный, тихий, чрезмерно громкий)
- наличие или отсутствие носового оттенка
- модуляция голоса ( наличие или отсутствие монотонности)_____
Особенности динамической стороны речи.
-Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___________________________
-Ритм (нормальный, дисритмия) ___________________________
-Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
-Употребление основных видов интонации(повествовательная, вопросительная, побудительная)
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
1.Изолированных слов
С 4 до 5 лет
Дом снег крыша мостик
Каша хлеб кошка капуста помидоры
С 5 лет
Помидоры сквозняк сковорода
Температура свисток скворечник
Милиционер аквариум лекарство
Простокваша подснежник
2.Воспроизведение предложений ( с 5 лет)
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрёстке.
Состояние фонетического восприятия
(слухо - произносительной дифференциации звуков)
- Повторение слов с оппозиционными звуками
С 4-х лет
Па-ба ба-па ва-та та-да мя-ма
на-та та-на га-да ка-га ба-ма
с 6 –ти лет
ба-ба-на та-да-та га-ка-га ба-бя-ба
СА-ша-са жа-за-за ча-ща-ча за-са-за
2.Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении. Покажи картинки:
Мишка-мышка уточка-удочка бочка-почка трава-дрова
3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
Миска-мишка крыса-крыша речка-редька цветик-светик
Чёлка-щёлка цветик-светик вечер-ветер косы-козы
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4-х лет
- Выделение заданного звука М или Р на фоне слова. По заданию узнать, слышится ли звук М ( или мычание телёнка) или звук Р ( моторчик) в словах : мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
- С 5-ти лет
- Выделение начального ударного из слов ( Скажи, какой первый звук в слове?)
- Аня, аист, Оля, осы , утка, Ира, Инна, улица
- С 6-ти лет
- 3.Определение первого согласного в словах (Скажи, какой первый звук в слове?)
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
- 4.Выделение конечного согласного из слов.
- Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
- 5.Определение последовательности звуков в слове( Какие звуки в словах?)
- Мак, суп, лук, каша, рама.
- 6. Определение количества звуков в словах.
- Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Исследование понимания речи( импрессивная речь)
- Пассивный словарь. Отметить объём словаря_______________________________________
Точность понимания значения слов_________________________________________________
Задания.
Покажи , где кукла, стол, стул.
Посади куклу, мишку и т.д.
2.Понимание различных грамматических орм словоизменения
С 4-х лет
-Дифференциация единственного и множественного числа существительных
Покажи, где стол -столы, дом — дома, стул -стулья, дерево, деревья, берёза –берёзы.
-Различение предложно-падежных конструкций с предлогамии В , На, ПОД, ПО, над,перед,за, около)
Покажи, где ложка в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.
с 5-ти лет
- Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогамии В, ИЗ, На, С, ПОД, ИЗ-ПОД.
Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3.Дифференциация форм словообразования.
С 5-ти лет
-Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
Покажи, где дом-домик, стул-стульчик, одеяло-одеяльце, подушка-подушечка, замок-замочек.
-Дифференциация существительных с суффиксом ИНК:
Покажи, где виноград -виноградинка, бусы-бусинка, роса-росинка.
-Дифференциация глаголов с различными приставками: шёл, ушёл,вошёл, вышел,перешёл,зашёл, отошёл.
4.Понимание словосочетаний и простых предложений.
Понимание словосочетаний
Покажи ключом карандаш, ключ карандашом, где собака хозяина, где хозяин собаки, дочка мамы, мама дочки.
Понимание простых распространенных предложений. Покажи картинку: Девочка рисует цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
Понимание вопросительных предложений:
Кого ловит девочка?
Чем девочка ловит бабочку?
Кто ловит бабочку?
С 6-ти лет
Понимание сложноподчинённых предложений и сложных логико-грамматических конструкций.
Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?
Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?
Папа читает газету после того, как пообедал. Когда папа читает газету : до обеда или после?
Понимание связанной речи.
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1.Исследование активного словаря.
Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам : Игрушки, Посуда, Одежда, Обувь, Животные, Семья, Мебель и др. в соответствии с программой д.с.
Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
Существительные, обозначающие части тела и части предметов
С 5-ти лет
Части тела : голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
Части одежды: воротник, рукав, пуговица
Части мебели : спинка, ножка, сиденье__________________________________________________
Части машины : дверца, колёса, руль, кабина___________________________________________
С 6-ти лет
Части тела : локоть, колено, пальцы, ноготь______________________________________________
Части одежды : воротник, манжета, петля________________________________________________
Части машины: кузов, кабина, ары, мотор________________________________________________
Части окна : рама , подоконник, стекло__________________________________________________
Название профессий.
Глагольный словарь.
С 5-ти лет.
Употребление глаголов при ответах на вопросы:
-Что ты делаешь в течение дня?________________________________________________________
-Кто как передвигается? ______________________________________________________________
-Кто как кричит?_____________________________________________________________________
С 6-ти лет
- Кто какие звуки издаёт?______________________________________________________________
-Кто, что делает?( с использованием названий профессий людей)_____________________________________________________________________________
Прилагательные.
Названия цветов.
С 4-х лет.
Белый, чёрный, красный, зелёный_______________________________________________________
С 5-ти лет
Коричневый, розовый, голубой, оранжевый______________________________________________
Название форм.
С 5-ти лет.
Круглый квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный______________________________
Подбор антонимов (с 6-ти лет)
Добро- горе- друг- хороший-
Большой- широкий- высокий- лёгкий-
Поднимать- давать- покупать-
- Состояние словоизменения.
С 4-х лет
а) Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
Стол - кукла - ухо-
Слон - рукав - глаз-
Рот - лист - дерево-
Окно - стул - воробей-
Пень - лев - сон-
б) Употребление существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш ( кукла)_________________________________________________________
У меня нет __________________________________________________________________________
Я рисую карандашом_________________________________________________________________
Папа пишет письмо __________________________________________________________________
С 5–ти лет
в) Употребление формы родительного падежа множественного числа.
Много чего?
Шар - стол - дом-
Берёза - чашка - книга-
Дерево - лист - стул-
Мяч - ключ - карандаш-
г) Употребление предложно - падежных конструкций ( с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО)
д) Согласование имён прилагательных с существительными единственного числа.
Назвать цвет предметов : шар - ведро – платье-машина - ботинки
е) Употребление словосочетаний числительных 2и 5 с существительными
2 5
Дом
Кукла
Шар
Жук
С 6-ти лет
Карандаш-
Ключ
Лев-
Озеро
Дверь-
- Состояние словообразования.
С 5-ти лет
а) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Как назвать маленький предмет?
Стол - мяч- дом-
Кровать - берёза- кукла-
Ложка - шкаф- миска-
С 6-ти лет
Гриб - лиса - лист - воробей - одеяло-
б) Образование названий детенышей животных.
С 4-х лет
У кошки - у утки - у гуся - у лисы-
С 5-ти лет
У зайца - у белки - у медведя-
С 6-ти лет
У коровы - у лошади - у собаки-
в) Образование прилагательных от существительных- с 6-ти лет
Из чего сделано:
Дерево - деревянный бумага - солома-
Мех - пух - кирпич-
Резина - металл - снег-
Брусника - черника - шерсть-
Чей? Чья? Чьё?
Сумка мамы - кофта бабушки - газета папы – нора лисицы – хвост зайца – лапа медведя-
г) Образование приставочных глаголов- с 6-ти лет.
Назвать действия ( Что делает мальчик?)
Ходит - уходит-входит – выходит - переходит
Бежит – убегает - перебегает-вбегает - выбегает
Летит-
д) Образование глаголов совершенного вида- с 6-ти лет.
Рисовал - писал - делал-
Состояние связной речи.
• Предлагается пересказ текста для детей 4-5 лет из нескольких предложений.Рассказ по серии картинок для детей 6-ти лет.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________ Логопед___________________________
Заведующая________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: «Традиционная русская культура, как средство музыкального и нравственного воспитания детей». Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Пацей Татьяна Александровна
Жизнь современного горожанина протекает среди машин и механизмов, асфальта и бетона. Человек все больше отрывается от природы, ощуща...
Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)
Речевая карта Фамилия, имя ___________________________________________________________________Возраст...
«Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО» Методическая разработка музыкального руководителя ГБДОУ №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Мулкиджан Светланы Леонидовны.
В данной работе собраны наиболее понравившиеся мне идеи по поводу организации РППС в ДО....
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №14 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Краткая презентация является дополнительным разделом программы,ориентирована на родителей ....
Конспект занятий в ГБДОУ д/с №8 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в старшей группе №10 по ПДД
Конспект занятия в ГБДОУ д/с №8 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в старшей группе №10 по ПДД Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе №10 детского сада №8. Тема:...
Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды в группе № 9(младшего, среднего дошкольного возраста) ГБДОУ комбинированного вида детский сад № 8 Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Цель: Оценка качества образовательной деятельности педагога через организацию развивающей предметно-развивающей среды (РППС)Задачи:определить уровень безопасности в созданной предметно-пространственно...
Работа с семьями детей в рамках образовательной деятельности ДОУ Автор: Алиева Таибат Рамазановна ГБДОУ "Детский сад № 1 Красногвардейского района" Санкт-Петербург
Работа с семьями детей в рамках образовательной деятельности ДОУ Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннег...