СТАТЬЯ: «Традиционная русская культура, как средство музыкального и нравственного воспитания детей». Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Пацей Татьяна Александровна
статья на тему
Жизнь современного горожанина протекает среди машин и механизмов, асфальта и бетона. Человек все больше отрывается от природы, ощущает духовный вакуум, вызванный разрушением старых идеалов и заменой их материалистически ориентированными ценностями.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ: «Традиционная русская культура, как средство музыкального и нравственного воспитания детей». Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Пацей Татьяна Александровна
Жизнь современного горожанина протекает среди машин и механизмов, асфальта и бетона. Человек все больше отрывается от природы, ощущает духовный вакуум, вызванный разрушением старых идеалов и заменой их материалистически ориентированными ценностями.
К сожалению, в наши дни средства массовой информации зачастую неблагоприятно влияют на воспитание нравственных качеств ребенка.
Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Возможно, что духовно–нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней. Поэтому линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры.
Практика показывает, что знания и впечатления, заложенные в раннем возрасте, являются прочным фундаментом для формирования нравственной личности.
Преподавание фольклора не должно быть навязано педагогу, оно должно быть результатом свободного выбора человека, который видит в этом благо для детей.
Традиционная русская культура имеет колоссальное значение в воспитании подрастающего поколения, особенно в патриотическом воспитании. Мы не можем вырастить патриота своей Родины, не знающего культурной истории своего народа, его традиций и обычаев, музыки, песен.
Традиционная русская культура – это источник знаний для всестороннего развития личности ребенка:
- Открываются возможности для накопления музыкально – звуковых впечатлений. Мелодии русских народных песен, их содержание отражают красоту русской природы, любовь человека к природе своего края, развивают у ребенка вкус к прекрасному. Недаром известные и великие композиторы-классики обращались в своем творчестве к русской народной музыке, включая ее в свои великие произведения (П. И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка). М.И. Глинка обработал и записал множество русских народных песен и включил их в сборник под названием «100 русских народных песен». П.И. Чайковский посвятил традиционным русским праздникам свои пьесы из альбома «Времена года» («Святки», «Масленица»). Мы слышим русские напевы в операх – сказках Н.А. Римского-Корсакова.
- В процессе обучения фольклору ребенок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии, прозвучавшей в эфире. В русском народном творчестве много пения: песни, песни-хороводы, припевки, попевки, к тому же 80% русских народных игр сопровождается пением. Это способствует развитию мелодического слуха и певческого голоса, способности пения «a capella».
- Доступное всем детям музицирование на музыкальных инструментах шумового оркестра (ложки, бубны, трещотки, бубенцы, колокольчики) дает возможность создавать «ситуацию успеха», развивает ритмический и тембровый слух.
- Участвуя в играх – состязаниях, подвижных фольклорных играх, дети развиваются физически.
- Участвуя в фольклорных праздниках, дети знакомятся с народными традициями, обрядами; знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства, народным костюмом.
- Устное народное творчество (потешки, пестушки, дразнилки), мудрая старина использовала, выражаясь современным языком, в качестве развития мелкой и общей моторики, что очень важно для детей с недоразвитием речи.
- Совместное участие взрослых и детей в народных праздниках вселяет в детей чувство надежности, нужности совместной деятельности.
- Средствами нравственного воспитания служат «бабушкины сказки». Дети черпают понятия о красоте души, добре из сказок, герои которых за свои добрые дела были награждены и наказаны за недобрые. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющего мир детей и мир взрослых, включающую целую систему музыкально – поэтических жанров фольклора.
Система русского традиционного воспитания дает детям немало важных качеств для будущей жизни, таких как доброта, отзывчивость, активность, ловкость и сообразительность, помощь ближнему и многие другие.
«К НАМ ПРИШЛО, ПРИКАТИЛО РОЖДЕСТВО»
Первый праздник начинающегося года – «Рождество» в старину праздновали две недели: от Рождества – 7-го января до Крещения – 19 января.
В нашем учреждении мы проводили праздник «К нам пришло, прикатило Рождество» уже много лет и считали, что:
1. В основе проведения праздника должна находиться проверенная веками классическая народная традиция, но поданная в историческом общечеловеческом контексте.
2. Праздник должен вобрать в себя самые яркие события, в которых могли бы участвовать дети, почувствовать атмосферу, настроение праздника, прикоснуться к истоками народных традиций.
3. Коллектив детского сада должен комплексно подходить к проведению Рождества. Праздничная тематика должна найти отражение в различных занятиях: рисовании, музыке, ручном труде, развитии речи, чтобы дети получили разнообразные эмоциональные впечатления.
4. Очень важно приобщать родителей к участию в жизни детского сада, с целью установления более тесного контакта детского сада с семьёй.
5. Главным в Рождественские дни должно стать духовное обогащение детей, воспитание интереса и уважения к народной культуре, традициям, истории.
В недалёком прошлом мы с воспитателями и логопедами «проживали» с детьми две недели рождественских Святок. Огромное моральное удовлетворение получили от результатов этой работы и взрослые, и дети от совместного участия в празднике. Конечно, взрослыми была проведена колоссальная дополнительная работа. В результате родилась методическая разработка комплексного проведения рождественского праздника в детском саду.
Сегодня в условиях длительных новогодних каникул мы не имеем возможности полноценно «прожить» с детьми рождественские Святки, как мы делали это раньше. И всё же, в оставшиеся до Крещения дни стараемся максимально ознакомить детей с традициями празднования на Руси Рождества Христова. Мы не ограничиваемся разовым музыкальным представлением, посвящённым этому празднику, и не ограничиваемся обогащением музыкальных впечатлений детей (прослушивание произведений композиторов-классиков, рождественских песнопений, колядок). На занятиях по ИЗО – деятельности, развитию познавательных способностей, развитию речи дети получают максимум информации о том, как праздновали русские дети в старину Рождество.
Дети участвуют в увлекательном действе – «колядовании». Ходят в гости к своим друзьям в другие группы детского сада, выступают, исполняя «частушки», рождественские песенки, колядки, танцы на русские народные мелодии, играют на музыкальных инструментах шумового оркестра – «зарабатывают» угощения.
Затем проводится чаепитие в интерьере русской горницы.
В заключение рождественских Святок проводим итоговое занятие «Рождество справили, Христа славили», на котором выявляем, какие знания о традициях празднования Рождества на Руси получили дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод
laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...
Статья Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Особенности развития общения с взрослыми у дошкольников».
В настоящее время все большее количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в общении со взрослыми, что пагубным образом отражается на их развитии. Актуальность изучения проблемы формиров...
Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и отпр...
Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Варианты использования NLGритмики в культурно-досуговой деятельности ДОУ
Данная методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Новогодние преключения Хрусттика" по мотивам сказки М. Старасте "Зимняя сказка" преднозначена для старш...
Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Конспект логоритмического занятия (NLGритмика) в рамках мастер-класса «Логопедическая ритмика в интегрированном обучении дошкольников с ТНР.
Конспект логоритмического занятия "Путешествие в загадочный лес" в рамках мастер-класса для участников МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Схема занятия NLGRITMIKA
В методической разработке "Веселое путешествие" показана модель занятия NLGRITMIKA, даны актуальные рекомендации для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ компенсирующего ...