Главные вкладки

    Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

    Антонова Наталия Евгеньевна

    Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и  отправились в гости к насекомым, которые  нашли все лепестки. Получить лепесток не так-то просто, надо выполнить задание. "Отгадай загадку и узнаешь, к кому пришел". "Муравей"  предложил игру "Угадай, кто это?" ( в ободок на голове одного из детей вставляется карточка, остальные дети рассказывают, что насекомое умеет делать, ребенок отгадывает кто это). С "Кузнечиком" ребята оказались на "Поляне ромашек", расположенной на магнитной доске с магнитами-насекомыми (употребление в речи предложно-падежных конструкций). "Пчела" подготовила речь с движением "Пчелиный улей" (развитие тонкой и общей моторики). А  с вертушками "Божья коровка"  дети показали, как у них развито физиологическое и фонационное дыхание. На занятии использовались интерактивные технологии: работа в парах в игре "Четвертый лишний" (развитие зрительного внимания и мышления, формирование диалогической речи). Дети с удовольствием выкладывали друг для друга ряд картинок, одна из которых была лишней. "Стрекоза" оценила выполнение задания и дала лепесток. В игре "Поющие бабочки" детям надо было пропеть символы гласных звуков, расположенных на картинках ажурных бабочек (формирование фонетико-фонематического восприятия). Все лепестки собраны! Дети на магнитную доску прикрепили вместо "грустной" серединки цветка "веселую", а вокруг разноцветные лепестки. Побеседовали  о том, какое хорошее дело мы сделали, кому помогли, у кого были в гостях, у кого больше всего понравилось, к кому еще хотели бы пойти (интерактивные технологии-рефлексия). Радостный сюрпризный момент для детей - подарок "стрекозы" на магните. Важно было сформировать  у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Дидактический материал25.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

                    компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

                                               

                                                  Конспект

                                         занятия для детей 4-5 лет        

                                      с тяжелым нарушением речи.

     Тема: «Насекомые».    

     Составила: учитель-логопед Антонова Н.Е.   

     

     Цели:

     Коррекционно-образовательные:

    • уточнить и расширить словарь по теме «Насекомые»
    • упражнять в подборе глаголов, обозначающих действие насекомого
    • совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, согласование прилагательных с существительными)
    • формировать диалогическую речь
    • формирование фонетико-фонематического восприятия      

     Коррекционно-развивающие:

    • развивать познавательную активность
    • развивать физиологическое и фонационное дыхание
    • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление
    • развивать тонкую и общую моторику
    • развивать умение отгадывать загадки

    Коррекционно-воспитательные:

    • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
    • воспитывать бережное отношение к природе

    Оборудование: магнитная доска, 4 индивидуальные магнитные доски, бабочка  на стержне, 4 вертушки «Божья коровка», 4 ободка на голову, карточки насекомых, цветок из деталей на магните, панно «Поляна ромашек», набор фигурок насекомых, материал для декора на магните « Насекомые», бабочки из картона с символами гласных звуков.

                               

     

     

    Ход занятия.

    I.Организационный момент.

    Л.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.  

    Дети здороваются.  

    Л.: А теперь давайте встанем в круг и проведем игру «Какое у тебя настроение?»

    Игра «Какое у тебя настроение?». Дети называют свое настроение (веселое, хорошее, доброе, радостное), берясь за большой палец правой руки друг друга (получается башня).

     Играет музыка «Песня бабочек».

     Л: К нам в группу залетела большая, красивая бабочка. Она рассказала мне историю о веселом цветочке. (Логопед показывает детям на магнитной доске цветок – только стебель и листочки). Подул сильный ветер и сорвал все лепестки с него. У вас хорошее настроение, а как вы думаете, какое настроение у цветочка?        

    Д.: Грустное. (Дети прикрепляют на магнитную доску «грустную» серединку цветочка).

    Л: Мои друзья насекомые нашли лепестки. Как вы думаете,  мы можем помочь вернуть лепестки?

     Д.: Можем. Нужно  собрать лепестки.

    Л.:  Правильно. Но насекомые приготовили для нас  задания. Как вы думаете, а мы сможем  их выполнить?

     Д.: Да.  

    II. Основная часть.

     Л.: Подумайте и назовите,  каких насекомых вы знаете.

    1. И.Т. Хоровод. Упражнение « Подумай и назови». Дети передают бабочку и называют насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка, муха. «Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку (которую приготовил логопед).

    Л.: Молодцы.  Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому мы пойдем в гости.  

    2.Загадка. 

    Л.: Он работник настоящий,

          Очень, очень работящий.

          Под сосной в лесу густом

          Из хвоинок строит дом.

     Д.: Муравей.

     Дети находят муравья в траве.

    Л.: Муравей предлагает сыграть в игру « Угадай, кто это?»

     Игра «Угадай, кто это?»  Логопед одевает ободок на голову ребенка и вставляет в него карточку насекомого. Остальные дети рассказывают, что делает это насекомое, а ребенок отгадывает картинку. Аналогично проводится игра с другими детьми. Логопед дает задание: отхлопать названия насекомых по слогам.

     Муравей - ползет, тащит, трудится, строит дом.

     Пчела  – летит, жужжит, жалит.  

     Бабочка – порхает, летает, машет крыльями, шевелит усами.

     Кузнечик – прыгает, стрекочет, летает. 

    « Муравей» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

    3. Л.: Попробуйте отгадать еще загадку:

    Этот маленький скрипач

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он.

    Д.: Кузнечик.

     Л.: Правильно. Кузнечик так ловко умеет прятаться в траве, поэтому предлагает вам  найти насекомых на поляне цветов. Как называются цветы?

     Д.: Ромашки.

    Игра «Куда спрятались насекомые?»  На магнитной доске «Полянка ромашек»  с насекомыми. 

     Л.: Ребята, посмотрите  внимательно на полянку и скажите:

     Оля, бабочка, где сидит?

     Р.: Бабочка сидит на ромашке.

    Л.: Саша, стрекоза, куда летит?

    Р.: Стрекоза летит к ромашке.

    Л.: Пчела, откуда отлетела?

     Р.: Пчела отлетела от ромашки.

    Л.: Ксюша, бабочка,  где кружится?

    Р..: Бабочка кружится над ромашкой.

    Л.: Егор, божья коровка, где ползет?

    Р.: Божья коровка ползет по листику.

     Л.: Костя, кузнечик,  где сидит?

     Р.: Кузнечик сидит в траве.

    Л.: Оля, муравей,  где спрятался?

    Р.: Муравей спрятался под листиком.

     «Кузнечик» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

    4. Л.: Послушайте и отгадайте следующую загадку.  

     Сок цветов душистых пьет,

    Дарит нам и воск и мед.

    Людям всем она мила,

    А зовут ее … (пчела). -Дети договаривают.

    Речь с движением.

                          Пчелиный улей (Е. Карельская).

    Что за дом-кубышка?                 (Сжать  кулачок на левой руке и придать лицу      удивленное выражение.)

     Кто живет там? Мышка?          (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)

    Нет! Что вы, что вы!                  (Возмущенно помахать руками.)

    Живут в том доме пчелы.          (Потрясти кулачком, поднести его к уху, «пожужжать».)

    Пчелы летают.                             (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями; пожужжать.)                                                      

    Деток в домике считают:           (Снова сжать кулачок на левой руке.)

    Один, два, три, четыре, пять… (По одному разжимать пальцы левого кулачка.)

    Мы не будем им мешать.          (Завести руки за спину – «спрятать» .)                          

    Пчелки мед соберут                   (Постучать указательным пальцем павой руки по                        подушечкам пальцев левой руки.)  

    И Косте (и Оле и т.д.) дадут.    ( Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)  

    «Пчела» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

    5. Л.: Молодцы, но есть еще загадка, попробуйте отгадать.

     Загадка.  

    Всех жучков она милей,

    Спинка алая у неё.

    На спине кружочки -  

     Черненькие  точки.  

     Д.: Божья коровка.

    Л.: Правильно. Посмотрите, какие красивые вертушки приготовила для вас божья коровка. Давайте подуем на них. Постарайтесь не надувать щеки и не поднимать плечи.

     Упражнение  «Ах, какая божья коровка!» Логопед раздает каждому ребенку вертушку «Божья коровка». Дети дуют на нее.

    Л.: Ребята, посмотрите и скажите, божья коровка какая.

    Д.: Маленькая, красивая, добрая, милая.

     Л.: А теперь  вдохните носиком и  скажите про нее: « Ах, какая милая (добрая, красивая.)»

    «Божья коровка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

     6. Л.: А такую загадку попробуйте отгадать.

     Загадка.

    У нее четыре крыла,  

    Тело тонкое, словно стрела,

     И большие, большие глаза.  

    Называют ее …(стрекоза). – Дети договаривают.

    Л.: Ребята, выберете себе пару. Садитесь за стол. Возьмите магнитную доску и выложите в ряд четыре картинки, одна из которых не подходит ко всем остальным. Покажите друг другу, с кем вы в паре и спросите, что лишнее.  

    И.Т.  Работа в парах. Игра «Четвертый лишний».  

    Дети выкладывают  друг для друга ряд картинок. Надо назвать лишнюю картинку

     и  объяснить, почему она лишняя.  «Стрекоза» дает лепесток, дети называют его цвет и   кладут в корзинку.    

     7. Л.:  Внимание, еще загадка.

    Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла.

    Сама похожа на цветок

    И любит пить цветочный сок.

     Д.: Бабочка.

    Игра «Поющие бабочки». Л.: Правильно. Посмотрите, какие красивые ажурные бабочки

    ( на магнитной доске).  Они одинаковые?

    Д.:  Да. Л.: Посмотрите внимательно,  на них рисунок разный – это символы звуков.

     Это  не обычные, а поющие бабочки. Пропойте символы  звуков: АИУ, ОЫА, ЭИА, ЭОУ.

     «Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

    8. Л.: Молодцы.  Мы собрали все лепестки. Давайте поместим их вокруг середины цветочка. Ребята, как вы думаете, цветочек каким теперь станет?

     Д.: Веселым.

     Дети прикрепляют «веселую» серединку цветка на магнитную доску  и вокруг нее лепестки.

    Л.: Давайте мы тоже улыбнемся ему. Покажите, каким он был грустным. А веселым?

    Молодцы. Надо помогать друг другу, и тогда у всех будет хорошее настроение.

     III. Итог занятия. 

    И.Т. Рефлексия.  

    Л.: Саша, какое хорошее дело мы сегодня сделали?

    Д.: Мы  помогли цветочку собрать лепестки.

     Л.: Оля,  вспомни, у кого мы  были в гостях?

    Д.: Мы были в гостях у бабочек (муравья, стрекозы, пчелы, кузнечика, божьей коровки).  Л.: Костя, у кого больше всего понравилось? Почему?  

    Д.: Понравилось у бабочек, петь песенки.

     Л.: А к кому вы еще хотели бы пойти  в гости?

    Д.: К мухе.

    Сюрпризный момент.

     Л.: Хорошо. Вы справились со всеми заданиями. Веселый цветочек благодарит вас за то, что снова с лепестками, в хорошем настроении. Он хочет подарить вам «стрекоз»  на магните.

     Д.: Спасибо.

     Л.: Давайте попрощаемся с нашими гостями.

    Д.: До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ежегодный публичный доклад за 2011 - 2012 учебный год ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

    Ежегодный публичный доклад ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга....

    «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

    В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

    «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

    В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

    Методическая разработка воспитателя ГБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга» Хахалиной Тамары Васильены «Рассматривание картины «Медведи весной»

    Методическая разработкавоспитателяГБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга»Хахалиной Тамары Васильены«Рассматривание картины «Медведи весной»Из серии «Пособ...

    Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

    Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

    laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...