Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и отправились в гости к насекомым, которые нашли все лепестки. Получить лепесток не так-то просто, надо выполнить задание. "Отгадай загадку и узнаешь, к кому пришел". "Муравей" предложил игру "Угадай, кто это?" ( в ободок на голове одного из детей вставляется карточка, остальные дети рассказывают, что насекомое умеет делать, ребенок отгадывает кто это). С "Кузнечиком" ребята оказались на "Поляне ромашек", расположенной на магнитной доске с магнитами-насекомыми (употребление в речи предложно-падежных конструкций). "Пчела" подготовила речь с движением "Пчелиный улей" (развитие тонкой и общей моторики). А с вертушками "Божья коровка" дети показали, как у них развито физиологическое и фонационное дыхание. На занятии использовались интерактивные технологии: работа в парах в игре "Четвертый лишний" (развитие зрительного внимания и мышления, формирование диалогической речи). Дети с удовольствием выкладывали друг для друга ряд картинок, одна из которых была лишней. "Стрекоза" оценила выполнение задания и дала лепесток. В игре "Поющие бабочки" детям надо было пропеть символы гласных звуков, расположенных на картинках ажурных бабочек (формирование фонетико-фонематического восприятия). Все лепестки собраны! Дети на магнитную доску прикрепили вместо "грустной" серединки цветка "веселую", а вокруг разноцветные лепестки. Побеседовали о том, какое хорошее дело мы сделали, кому помогли, у кого были в гостях, у кого больше всего понравилось, к кому еще хотели бы пойти (интерактивные технологии-рефлексия). Радостный сюрпризный момент для детей - подарок "стрекозы" на магните. Важно было сформировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический материал | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект
занятия для детей 4-5 лет
с тяжелым нарушением речи.
Тема: «Насекомые».
Составила: учитель-логопед Антонова Н.Е.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме «Насекомые»
- упражнять в подборе глаголов, обозначающих действие насекомого
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, согласование прилагательных с существительными)
- формировать диалогическую речь
- формирование фонетико-фонематического восприятия
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательную активность
- развивать физиологическое и фонационное дыхание
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление
- развивать тонкую и общую моторику
- развивать умение отгадывать загадки
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
- воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: магнитная доска, 4 индивидуальные магнитные доски, бабочка на стержне, 4 вертушки «Божья коровка», 4 ободка на голову, карточки насекомых, цветок из деталей на магните, панно «Поляна ромашек», набор фигурок насекомых, материал для декора на магните « Насекомые», бабочки из картона с символами гласных звуков.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Л.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
Л.: А теперь давайте встанем в круг и проведем игру «Какое у тебя настроение?»
Игра «Какое у тебя настроение?». Дети называют свое настроение (веселое, хорошее, доброе, радостное), берясь за большой палец правой руки друг друга (получается башня).
Играет музыка «Песня бабочек».
Л: К нам в группу залетела большая, красивая бабочка. Она рассказала мне историю о веселом цветочке. (Логопед показывает детям на магнитной доске цветок – только стебель и листочки). Подул сильный ветер и сорвал все лепестки с него. У вас хорошее настроение, а как вы думаете, какое настроение у цветочка?
Д.: Грустное. (Дети прикрепляют на магнитную доску «грустную» серединку цветочка).
Л: Мои друзья насекомые нашли лепестки. Как вы думаете, мы можем помочь вернуть лепестки?
Д.: Можем. Нужно собрать лепестки.
Л.: Правильно. Но насекомые приготовили для нас задания. Как вы думаете, а мы сможем их выполнить?
Д.: Да.
II. Основная часть.
Л.: Подумайте и назовите, каких насекомых вы знаете.
1. И.Т. Хоровод. Упражнение « Подумай и назови». Дети передают бабочку и называют насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка, муха. «Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку (которую приготовил логопед).
Л.: Молодцы. Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому мы пойдем в гости.
2.Загадка.
Л.: Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Д.: Муравей.
Дети находят муравья в траве.
Л.: Муравей предлагает сыграть в игру « Угадай, кто это?»
Игра «Угадай, кто это?» Логопед одевает ободок на голову ребенка и вставляет в него карточку насекомого. Остальные дети рассказывают, что делает это насекомое, а ребенок отгадывает картинку. Аналогично проводится игра с другими детьми. Логопед дает задание: отхлопать названия насекомых по слогам.
Муравей - ползет, тащит, трудится, строит дом.
Пчела – летит, жужжит, жалит.
Бабочка – порхает, летает, машет крыльями, шевелит усами.
Кузнечик – прыгает, стрекочет, летает.
« Муравей» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.
3. Л.: Попробуйте отгадать еще загадку:
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
Д.: Кузнечик.
Л.: Правильно. Кузнечик так ловко умеет прятаться в траве, поэтому предлагает вам найти насекомых на поляне цветов. Как называются цветы?
Д.: Ромашки.
Игра «Куда спрятались насекомые?» На магнитной доске «Полянка ромашек» с насекомыми.
Л.: Ребята, посмотрите внимательно на полянку и скажите:
Оля, бабочка, где сидит?
Р.: Бабочка сидит на ромашке.
Л.: Саша, стрекоза, куда летит?
Р.: Стрекоза летит к ромашке.
Л.: Пчела, откуда отлетела?
Р.: Пчела отлетела от ромашки.
Л.: Ксюша, бабочка, где кружится?
Р..: Бабочка кружится над ромашкой.
Л.: Егор, божья коровка, где ползет?
Р.: Божья коровка ползет по листику.
Л.: Костя, кузнечик, где сидит?
Р.: Кузнечик сидит в траве.
Л.: Оля, муравей, где спрятался?
Р.: Муравей спрятался под листиком.
«Кузнечик» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.
4. Л.: Послушайте и отгадайте следующую загадку.
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (пчела). -Дети договаривают.
Речь с движением.
Пчелиный улей (Е. Карельская).
Что за дом-кубышка? (Сжать кулачок на левой руке и придать лицу удивленное выражение.)
Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)
Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.)
Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачком, поднести его к уху, «пожужжать».)
Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями; пожужжать.)
Деток в домике считают: (Снова сжать кулачок на левой руке.)
Один, два, три, четыре, пять… (По одному разжимать пальцы левого кулачка.)
Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину – «спрятать» .)
Пчелки мед соберут (Постучать указательным пальцем павой руки по подушечкам пальцев левой руки.)
И Косте (и Оле и т.д.) дадут. ( Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)
«Пчела» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.
5. Л.: Молодцы, но есть еще загадка, попробуйте отгадать.
Загадка.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у неё.
На спине кружочки -
Черненькие точки.
Д.: Божья коровка.
Л.: Правильно. Посмотрите, какие красивые вертушки приготовила для вас божья коровка. Давайте подуем на них. Постарайтесь не надувать щеки и не поднимать плечи.
Упражнение «Ах, какая божья коровка!» Логопед раздает каждому ребенку вертушку «Божья коровка». Дети дуют на нее.
Л.: Ребята, посмотрите и скажите, божья коровка какая.
Д.: Маленькая, красивая, добрая, милая.
Л.: А теперь вдохните носиком и скажите про нее: « Ах, какая милая (добрая, красивая.)»
«Божья коровка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.
6. Л.: А такую загадку попробуйте отгадать.
Загадка.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее …(стрекоза). – Дети договаривают.
Л.: Ребята, выберете себе пару. Садитесь за стол. Возьмите магнитную доску и выложите в ряд четыре картинки, одна из которых не подходит ко всем остальным. Покажите друг другу, с кем вы в паре и спросите, что лишнее.
И.Т. Работа в парах. Игра «Четвертый лишний».
Дети выкладывают друг для друга ряд картинок. Надо назвать лишнюю картинку
и объяснить, почему она лишняя. «Стрекоза» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.
7. Л.: Внимание, еще загадка.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Д.: Бабочка.
Игра «Поющие бабочки». Л.: Правильно. Посмотрите, какие красивые ажурные бабочки
( на магнитной доске). Они одинаковые?
Д.: Да. Л.: Посмотрите внимательно, на них рисунок разный – это символы звуков.
Это не обычные, а поющие бабочки. Пропойте символы звуков: АИУ, ОЫА, ЭИА, ЭОУ.
«Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.
8. Л.: Молодцы. Мы собрали все лепестки. Давайте поместим их вокруг середины цветочка. Ребята, как вы думаете, цветочек каким теперь станет?
Д.: Веселым.
Дети прикрепляют «веселую» серединку цветка на магнитную доску и вокруг нее лепестки.
Л.: Давайте мы тоже улыбнемся ему. Покажите, каким он был грустным. А веселым?
Молодцы. Надо помогать друг другу, и тогда у всех будет хорошее настроение.
III. Итог занятия.
И.Т. Рефлексия.
Л.: Саша, какое хорошее дело мы сегодня сделали?
Д.: Мы помогли цветочку собрать лепестки.
Л.: Оля, вспомни, у кого мы были в гостях?
Д.: Мы были в гостях у бабочек (муравья, стрекозы, пчелы, кузнечика, божьей коровки). Л.: Костя, у кого больше всего понравилось? Почему?
Д.: Понравилось у бабочек, петь песенки.
Л.: А к кому вы еще хотели бы пойти в гости?
Д.: К мухе.
Сюрпризный момент.
Л.: Хорошо. Вы справились со всеми заданиями. Веселый цветочек благодарит вас за то, что снова с лепестками, в хорошем настроении. Он хочет подарить вам «стрекоз» на магните.
Д.: Спасибо.
Л.: Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Д.: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ежегодный публичный доклад за 2011 - 2012 учебный год ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Ежегодный публичный доклад ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга....
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики....
СТАТЬЯ: «Традиционная русская культура, как средство музыкального и нравственного воспитания детей». Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Пацей Татьяна Александровна
Жизнь современного горожанина протекает среди машин и механизмов, асфальта и бетона. Человек все больше отрывается от природы, ощуща...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Варианты использования NLGритмики в культурно-досуговой деятельности ДОУ
Данная методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Новогодние преключения Хрусттика" по мотивам сказки М. Старасте "Зимняя сказка" преднозначена для старш...
Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Конспект логоритмического занятия (NLGритмика) в рамках мастер-класса «Логопедическая ритмика в интегрированном обучении дошкольников с ТНР.
Конспект логоритмического занятия "Путешествие в загадочный лес" в рамках мастер-класса для участников МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Схема занятия NLGRITMIKA
В методической разработке "Веселое путешествие" показана модель занятия NLGRITMIKA, даны актуальные рекомендации для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ компенсирующего ...