Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Антонова Наталия Евгеньевна

Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и  отправились в гости к насекомым, которые  нашли все лепестки. Получить лепесток не так-то просто, надо выполнить задание. "Отгадай загадку и узнаешь, к кому пришел". "Муравей"  предложил игру "Угадай, кто это?" ( в ободок на голове одного из детей вставляется карточка, остальные дети рассказывают, что насекомое умеет делать, ребенок отгадывает кто это). С "Кузнечиком" ребята оказались на "Поляне ромашек", расположенной на магнитной доске с магнитами-насекомыми (употребление в речи предложно-падежных конструкций). "Пчела" подготовила речь с движением "Пчелиный улей" (развитие тонкой и общей моторики). А  с вертушками "Божья коровка"  дети показали, как у них развито физиологическое и фонационное дыхание. На занятии использовались интерактивные технологии: работа в парах в игре "Четвертый лишний" (развитие зрительного внимания и мышления, формирование диалогической речи). Дети с удовольствием выкладывали друг для друга ряд картинок, одна из которых была лишней. "Стрекоза" оценила выполнение задания и дала лепесток. В игре "Поющие бабочки" детям надо было пропеть символы гласных звуков, расположенных на картинках ажурных бабочек (формирование фонетико-фонематического восприятия). Все лепестки собраны! Дети на магнитную доску прикрепили вместо "грустной" серединки цветка "веселую", а вокруг разноцветные лепестки. Побеседовали  о том, какое хорошее дело мы сделали, кому помогли, у кого были в гостях, у кого больше всего понравилось, к кому еще хотели бы пойти (интерактивные технологии-рефлексия). Радостный сюрпризный момент для детей - подарок "стрекозы" на магните. Важно было сформировать  у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический материал25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

                компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

                                           

                                              Конспект

                                     занятия для детей 4-5 лет        

                                  с тяжелым нарушением речи.

 Тема: «Насекомые».    

 Составила: учитель-логопед Антонова Н.Е.   

 

 Цели:

 Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Насекомые»
  • упражнять в подборе глаголов, обозначающих действие насекомого
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, согласование прилагательных с существительными)
  • формировать диалогическую речь
  • формирование фонетико-фонематического восприятия      

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательную активность
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление
  • развивать тонкую и общую моторику
  • развивать умение отгадывать загадки

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: магнитная доска, 4 индивидуальные магнитные доски, бабочка  на стержне, 4 вертушки «Божья коровка», 4 ободка на голову, карточки насекомых, цветок из деталей на магните, панно «Поляна ромашек», набор фигурок насекомых, материал для декора на магните « Насекомые», бабочки из картона с символами гласных звуков.

                           

 

 

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Л.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.  

Дети здороваются.  

Л.: А теперь давайте встанем в круг и проведем игру «Какое у тебя настроение?»

Игра «Какое у тебя настроение?». Дети называют свое настроение (веселое, хорошее, доброе, радостное), берясь за большой палец правой руки друг друга (получается башня).

 Играет музыка «Песня бабочек».

 Л: К нам в группу залетела большая, красивая бабочка. Она рассказала мне историю о веселом цветочке. (Логопед показывает детям на магнитной доске цветок – только стебель и листочки). Подул сильный ветер и сорвал все лепестки с него. У вас хорошее настроение, а как вы думаете, какое настроение у цветочка?        

Д.: Грустное. (Дети прикрепляют на магнитную доску «грустную» серединку цветочка).

Л: Мои друзья насекомые нашли лепестки. Как вы думаете,  мы можем помочь вернуть лепестки?

 Д.: Можем. Нужно  собрать лепестки.

Л.:  Правильно. Но насекомые приготовили для нас  задания. Как вы думаете, а мы сможем  их выполнить?

 Д.: Да.  

II. Основная часть.

 Л.: Подумайте и назовите,  каких насекомых вы знаете.

1. И.Т. Хоровод. Упражнение « Подумай и назови». Дети передают бабочку и называют насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка, муха. «Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку (которую приготовил логопед).

Л.: Молодцы.  Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому мы пойдем в гости.  

2.Загадка. 

Л.: Он работник настоящий,

      Очень, очень работящий.

      Под сосной в лесу густом

      Из хвоинок строит дом.

 Д.: Муравей.

 Дети находят муравья в траве.

Л.: Муравей предлагает сыграть в игру « Угадай, кто это?»

 Игра «Угадай, кто это?»  Логопед одевает ободок на голову ребенка и вставляет в него карточку насекомого. Остальные дети рассказывают, что делает это насекомое, а ребенок отгадывает картинку. Аналогично проводится игра с другими детьми. Логопед дает задание: отхлопать названия насекомых по слогам.

 Муравей - ползет, тащит, трудится, строит дом.

 Пчела  – летит, жужжит, жалит.  

 Бабочка – порхает, летает, машет крыльями, шевелит усами.

 Кузнечик – прыгает, стрекочет, летает. 

« Муравей» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

3. Л.: Попробуйте отгадать еще загадку:

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

Д.: Кузнечик.

 Л.: Правильно. Кузнечик так ловко умеет прятаться в траве, поэтому предлагает вам  найти насекомых на поляне цветов. Как называются цветы?

 Д.: Ромашки.

Игра «Куда спрятались насекомые?»  На магнитной доске «Полянка ромашек»  с насекомыми. 

 Л.: Ребята, посмотрите  внимательно на полянку и скажите:

 Оля, бабочка, где сидит?

 Р.: Бабочка сидит на ромашке.

Л.: Саша, стрекоза, куда летит?

Р.: Стрекоза летит к ромашке.

Л.: Пчела, откуда отлетела?

 Р.: Пчела отлетела от ромашки.

Л.: Ксюша, бабочка,  где кружится?

Р..: Бабочка кружится над ромашкой.

Л.: Егор, божья коровка, где ползет?

Р.: Божья коровка ползет по листику.

 Л.: Костя, кузнечик,  где сидит?

 Р.: Кузнечик сидит в траве.

Л.: Оля, муравей,  где спрятался?

Р.: Муравей спрятался под листиком.

 «Кузнечик» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

4. Л.: Послушайте и отгадайте следующую загадку.  

 Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела). -Дети договаривают.

Речь с движением.

                      Пчелиный улей (Е. Карельская).

Что за дом-кубышка?                 (Сжать  кулачок на левой руке и придать лицу      удивленное выражение.)

 Кто живет там? Мышка?          (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)

Нет! Что вы, что вы!                  (Возмущенно помахать руками.)

Живут в том доме пчелы.          (Потрясти кулачком, поднести его к уху, «пожужжать».)

Пчелы летают.                             (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями; пожужжать.)                                                      

Деток в домике считают:           (Снова сжать кулачок на левой руке.)

Один, два, три, четыре, пять… (По одному разжимать пальцы левого кулачка.)

Мы не будем им мешать.          (Завести руки за спину – «спрятать» .)                          

Пчелки мед соберут                   (Постучать указательным пальцем павой руки по                        подушечкам пальцев левой руки.)  

И Косте (и Оле и т.д.) дадут.    ( Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)  

«Пчела» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

5. Л.: Молодцы, но есть еще загадка, попробуйте отгадать.

 Загадка.  

Всех жучков она милей,

Спинка алая у неё.

На спине кружочки -  

 Черненькие  точки.  

 Д.: Божья коровка.

Л.: Правильно. Посмотрите, какие красивые вертушки приготовила для вас божья коровка. Давайте подуем на них. Постарайтесь не надувать щеки и не поднимать плечи.

 Упражнение  «Ах, какая божья коровка!» Логопед раздает каждому ребенку вертушку «Божья коровка». Дети дуют на нее.

Л.: Ребята, посмотрите и скажите, божья коровка какая.

Д.: Маленькая, красивая, добрая, милая.

 Л.: А теперь  вдохните носиком и  скажите про нее: « Ах, какая милая (добрая, красивая.)»

«Божья коровка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

 6. Л.: А такую загадку попробуйте отгадать.

 Загадка.

У нее четыре крыла,  

Тело тонкое, словно стрела,

 И большие, большие глаза.  

Называют ее …(стрекоза). – Дети договаривают.

Л.: Ребята, выберете себе пару. Садитесь за стол. Возьмите магнитную доску и выложите в ряд четыре картинки, одна из которых не подходит ко всем остальным. Покажите друг другу, с кем вы в паре и спросите, что лишнее.  

И.Т.  Работа в парах. Игра «Четвертый лишний».  

Дети выкладывают  друг для друга ряд картинок. Надо назвать лишнюю картинку

 и  объяснить, почему она лишняя.  «Стрекоза» дает лепесток, дети называют его цвет и   кладут в корзинку.    

 7. Л.:  Внимание, еще загадка.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

 Д.: Бабочка.

Игра «Поющие бабочки». Л.: Правильно. Посмотрите, какие красивые ажурные бабочки

( на магнитной доске).  Они одинаковые?

Д.:  Да. Л.: Посмотрите внимательно,  на них рисунок разный – это символы звуков.

 Это  не обычные, а поющие бабочки. Пропойте символы  звуков: АИУ, ОЫА, ЭИА, ЭОУ.

 «Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

8. Л.: Молодцы.  Мы собрали все лепестки. Давайте поместим их вокруг середины цветочка. Ребята, как вы думаете, цветочек каким теперь станет?

 Д.: Веселым.

 Дети прикрепляют «веселую» серединку цветка на магнитную доску  и вокруг нее лепестки.

Л.: Давайте мы тоже улыбнемся ему. Покажите, каким он был грустным. А веселым?

Молодцы. Надо помогать друг другу, и тогда у всех будет хорошее настроение.

 III. Итог занятия. 

И.Т. Рефлексия.  

Л.: Саша, какое хорошее дело мы сегодня сделали?

Д.: Мы  помогли цветочку собрать лепестки.

 Л.: Оля,  вспомни, у кого мы  были в гостях?

Д.: Мы были в гостях у бабочек (муравья, стрекозы, пчелы, кузнечика, божьей коровки).  Л.: Костя, у кого больше всего понравилось? Почему?  

Д.: Понравилось у бабочек, петь песенки.

 Л.: А к кому вы еще хотели бы пойти  в гости?

Д.: К мухе.

Сюрпризный момент.

 Л.: Хорошо. Вы справились со всеми заданиями. Веселый цветочек благодарит вас за то, что снова с лепестками, в хорошем настроении. Он хочет подарить вам «стрекоз»  на магните.

 Д.: Спасибо.

 Л.: Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Д.: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежегодный публичный доклад за 2011 - 2012 учебный год ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Ежегодный публичный доклад ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга....

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...

Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Варианты использования NLGритмики в культурно-досуговой деятельности ДОУ

Данная методическая разработка  культурно-досуговой деятельности "Новогодние преключения Хрусттика" по мотивам сказки М. Старасте "Зимняя сказка" преднозначена  для старш...

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Схема занятия NLGRITMIKA

В методической разработке "Веселое путешествие" показана модель занятия  NLGRITMIKA, даны актуальные рекомендации для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ компенсирующего ...