Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть логопедических занятий
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Владимировна

Педагоги и родители познакомятся с играми, направленными на развитие слухового внимания и фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

     Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать, анализировать на слух звуки родного языка. Это умение называется фонематическим слухом.

     Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

     Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Цель всех этих игр – развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).

  • Отгадай, что звучит

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т.д.

     Ход: взрослый за ширмой звенит бубном, шумит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

  • Солнце или дождик

Оборудование: бубен

Ход: Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. В это время взрослый звенит бубном. Затем он говорит, что погда испортилась, пошел дождь. Теперь родитель стучит в бубен и говорит, чтобы ребенок подбежал к нему – спрятался от дождя. Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать и в соответствии с его звуками «гулять или «прятаться». Игру повторяют примерно 4 раза.

  • Кто внимательный

Оборудование : кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: взрослый садится на расстоянии 2 – 3 м. от ребенка. Рядом с ребенком разложены игрушки. Взрослый предупреждает ребенка, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: «возьми мишку и посади в машинку», «вынь мишку из машины», «посади в машину куклу» и так далее. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.

  • Угадай, кто кричит

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных.

Ход: взрослый показывает ребенку приготовленные картинки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.

  • Угадай, что делать

Оборудование: два флажка, бубен.

Ход: ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

  • Где позвонили

Оборудование: колокольчик.

Ход: ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.

  • Угадай, кто идет

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Ход: взрослый показывает ребенку картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как цапля. Когда же взрослый быстро стучит в бубен, ребенок скачет, как воробей. Затем взрослый стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Менять темп звучания надо не более 4 – 5 раз.

  • Угадай, кто сказал

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Ход: ребенка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Иванычу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

  • Иди – беги

Оборудование: бубен.

Ход: взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бежит. Менять темп звучания рекомендуется 3 – 4 раза.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

     Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. Уже на третьем году жизни он различает все звуки родного языка, замечает дефектное произношение слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.

     У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается на овладении письменной речью – чтением и письмом.

     Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Все это необходимо и ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

     Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, так как часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

     Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Можно заниматься даже с неговорящими детьми, разумеется, выбрав адекватные игры.

  • Волшебная палочка

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки.

Ход: взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.

  • Путешествие «в поиске слов»

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход: взрослый предлагает ребенку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на поиск слов. На прогулке ребенок находит предметы и четко называет их (качели, скамейка, песок и т.д.). взрослый следит, чтобы он правильно и отчетливо произносил слова.

  • Игрушка ошибается

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход: взрослый объясняет ребенку, что его любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что малыш знает много слов. Мишка просит научить его произносить их. Взрослый предлагает ребенку обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо «стул» говорит «штул», вместо «кровать» - «шкаф» и т.п. Малыш не соглашается с его ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

  • Так ли это звучит

Оборудование: две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по 3 пустые клеточки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка).

Ход: взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если малыш не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.  

  • Сломанный телевизор

Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран с вырезанным окошком.

Ход: взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора, а малыш поднимает соответствующий символ. Затем ребенок может сам «попробовать в качестве диктора» в сломанном телевизоре.

  • Звуковые песенки

Оборудование: звуковые символы.

Ход: взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, как плачет девочка УА, как мы удивляемся ОО и другие. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем – второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.

  • Кто первый

Оборудование: символы звуков, предметные картинки (утка, ослик, аист, иволга и т.п.).

Ход: взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, и. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «ууудочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Развитие фонематического слуха в интегрированном индивидуальном занятии по автоматизации звука «Р» с использованием ЦОР для детей 7 лет. «В гостях у домовёнка Баюн»

Это занятие было разработано мною для автоматизации звука Р и развития фонематического слуха в интересной игровой форме с использованием компьюторной игры "Читаем по слогам" для детей подготовительной...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха...

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение Информа...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Развитие фонематических представлений на индивидуальном логопедическом занятии

Материал представлен в виде таблицы. Содержание каждого занятия раскрыто в виде основных направлений работы и литературы , которая используется для данного занятия....