Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.

 

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение Информационных компьютерных технологий (ИТК) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

К.О Бабкина

В.А Кондратенко

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение Информационных компьютерных технологий (ИТК) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. ИКТ позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, интерактивной доски, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Цель работы учителя – логопеда: научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для ее достижения используются различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяются современные образовательные технологии. Одним из условий ФГОС (федеральное государственное требование) к обеспечению качества образования является использование в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) электронного образовательного ресурса[3].

Объект: Процесс логопедических занятий с помощью компьютерных технологий.

         Предмет: Особенности процесса логопедических занятий с помощью компьютерных технологий.

         Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования
  2. Изучить особенности логопедических занятий с помощью компьютерных технологий.
  3. Разработать методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в логопедических занятиях.

А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".[1]

        Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в дошкольных учреждениях. Их эффективность зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и групповых  занятий. Инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер должен поддерживать работу педагога, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей.

В основном используются продукты Microsoft: PowerPoint, Excel, Word,  которые входят в пакет Microsoft office, а также авторские разработки: Л.Р. Лизунова «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры», Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко «Развитие речи. Программно-методический комплекс», коллектив ID Company «Домашний логопед. Практический курс».

Хотелось бы подробнее остановиться именно на проведении занятий, а точнее на использовании компьютерных технологий во время коррекционной работы с детьми.

В последнее время заметно выросла популярность обучающих игр, их выбор на рынке достаточно велик. Это и не удивительно, ведь их использование позволяет значительно ускорить формирование и развитие речи, высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Разумное применение компьютерной игры на занятии является чрезвычайно эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному. Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё бесконечно.

Игр много, все они разные. Вопрос только в том, что именно ребёнку даст та или иная игра. Как это ни грустно, явственно ощущается нехватка специализированных игр, в частности, логопедических. Но даже те немногие технологии, представленные на рынке, можно эффективно использовать на занятиях с детьми.

Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы. У таких детей, как правило, нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация  внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.

На занятиях ведется работа по формированию общих речевых навыков. Таких, например, как длительность, плавность и сила ротового выдоха, темп, ритм, интонация, четкость и разборчивость речи. Здесь незаменимым помощником выступает компьютерная технология «Игры для Тигры» - блок «Просодика». Он содержит четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». В упражнениях «Ветерок», «Одуванчики», «Кораблики» дети работают и учатся отрабатывать длительный плавный или короткий резкий выдох. Над слитностью произнесения слов и фраз, четкостью и разборчивостью речи, выполняя упражнения «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы». А упражнения «Машина», «Пирамидка», «Дом» позволяют ребятам следить за темпом и ритмом речевого высказывания .

При коррекции и формировании фонематической стороны речи можно использовать мини-игру «Угадай-ка» из практического компьютерного курса «Домашний логопед», упражнения «Неречевые звуки», «Звукоподражания» программно-методического комплекса «Развитие речи». Здесь дети будут учиться слышать и определять неречевые звуки. А для определения звуков речи подойдут упражнения блока «Фонематика» КТ «Игры для Тигры», где дети будут определять наличие звука в слове (упражнение «Четвертый лишний»). Аналогичная задача ставится в разделе «Речевые звуки» ПМК «Развитие речи», а также в игре «Помоги Тигре» на портале Логопедические игры online. Для формирования навыков анализа и синтеза слова мы используем упражнения «Поезд», «Составь слово» («Игры для Тигры»), упражнения раздела «Речевые звуки» (ПМК «Развитие речи. При коррекции звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков можно использовать ПК «Домашний логопед». Там представлен речевой материал, сопровождаемый забавными картинками.

Для развития лексико –грамматической стороны речи рекомендуется использовать презентации по лексическим темам. Их в большом количестве можно найти в сети Интернет или создать самостоятельно в программе  PowerPoint. Все эти игры могут использоваться учителем-логопедом в соответствии с еженедельно меняющейся лексической темой, а их разнообразие поможет сделать каждое занятие неповторимым и интересным для ребенка.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами [2].

Таким образом, выбранная тема диссертационной работы использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, что значительно увеличивает эффективность работы логопеда.

Список литературы

  1. Карань Е.Л "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" [Электронный ресурс] / Е.Л Карань   //   http://www.cdt-nojabrsk.ru/
  2. Токарева О.Г  Компьютерные технологий в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс]  /  О.Г Токарева  //    http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/03/16/kompyuternye-tekhnologii-v-rabote-uchitelya-logopeda

  3. Чупрова Е.С Использование информационных технологий в коррекционной работе [Электронный ресурс] / Е.С Чупрова   //   http://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4610/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемлемая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

В работе отражен раздел "Методическая работа"  в контексте "Повышение профессиональныъ компетеций педагогов через ИКТ в условиях ФГОС"...

Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть логопедических занятий

Педагоги и родители познакомятся с играми, направленными на развитие слухового внимания и фонематического слуха...

Презентация "Подвижная игра, как неотъемлемая часть на занятиях физической культуры".

Презентация (консультация для воспитателей) по физической культуре....

" Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий"

Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь &nda...

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения

ехнология организации сюжетно-ролевой игры.   Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. ...