Тема по самообразованию «Технология моделирования - неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольникам»
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Горбунова Елена Сергеевна

План по самообазованию на 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017-2018_plan_samoobrazovaniya.docx547.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 села Месягутово муниципального района Дуванский район

Республики Башкортостан

Индивидуальный план работы по теме самообразования на 2017-2018 гг.

Воспитателя  Горбуновой Е.С.

 «Технология моделирования - неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольникам»

C:\Users\Егеч\Desktop\0_eb226_4b19c2f_orig.png

 Индивидуальный план работы по самообразованию  на 2017- 2018г.г.

Тема: «Технология моделирования – неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольниками»

Ф.И.О. педагога:  Горбунова Елена Сергеевна

Специальность: воспитатель ДОУ

Образование:  высшее педагогическое

Стаж педагогической работы: 3 года

Квалификационная категория:  первая

Дата начала работы над темой:  2017 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2018 год

Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем.

Исходя из этого мы педагоги в постоянном поиске и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе с детьми.

 В настоящее время вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание.

   Многочисленные  исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

   По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.

   Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана  работниками психологов и педагогов -  Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.

  Использование различных моделей  развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.

   У ребёнка, владеющим внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применения моделирование в уме, представить себе при их помощи  то, что рассказывают, заранее  видеть возможные результаты собственных действий. Л. А. Венгер 

Технология моделирования является одним из относительно «молодых» направлений.

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме технологии моделирования – неотъемлемой части в обучающем процессе с дошкольниками.

Задачи:  

- формировать интерес к процессу обучения и познания, через разные технологии моделирования;

- развивать у детей соответствующие содержанию знаний, познавательные умения, анализировать наблюдаемое, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;

-  формировать основы работы детей с разными моделями;

-  развивать у детей соответствующие содержанию знаний речевые умения;

- проводить исследование, делать модели, составлять четкий внутренне план умственных действий, речевых высказываний;

- формулировать и высказывать суждения, делать самостоятельные умозаключения;

- моделирование разных объектов, в том числе объектов природы.

 Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме;
  • проведение ООД
  • посещение ООД воспитателей, специалистов своего ДОУ;
  • выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях;  
  • самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
  • Использование технологий организации проектного метода на практике;  внесение необходимых коррективов.

Литература:

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

 3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

 5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

 6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

 8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.

 9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.

10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.

11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

12. // Обруч № 4, 2009.

13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.

14. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 c.

15. Материалы Интернет-ресурс.

Сроки работы

Формы работы

 

Практический выход

Сентябрь

 Изучение и подбор литературы по теме самообразования

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Изучение видов моделей.

Сентябрь

 Проект по ПДД

«Путешествие в страну ПДД»

Изготовление макета дороги.

октябрь- декабрь

Сбор  материала для проведения консультации для воспитателей

Доклад  по теме

Ноябрь

Составление мнемотаблиц моделей стихотворений и коротких сказок

Учить детей самих моделировать знакомые и малознакомые им стихотворения

Декабрь

Моделирование новогодней игрушки

Работа детей совместно с родителями.

Январь - Февраль

Беседа  зиме

Моделирование «Зима»

Воспитатели группы совместно с детьми

Март

Изучить роль сказок в развитии детей

Моделирование сказок любимых детьми.

Моделирование сказок предметами заместителями и графическими знаками.

Апрель

Беседа о весне.

Моделирование в уголке природы «Животные»

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.

Самостоятельно создают модели дети

Систематически

Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы

Сертификаты, дипломы участника

Систематически

Составление собственных авторских разработок в электронном варианте, размещение материалов в Интернете

Авторские разработки в электронном варианте

Систематически

Изучение разных моделей, и закрепление полученных знаний

Воспитатели дети родители.

Апрель 2014г.

Проектная деятельность-  треугольник  взаимодействия педагог -  воспитанники-родители. Консультация для родителей

Доклад и презентация. Выступление на общем родительском собрании в ДОУ

Создание развивающей среды в группе – уголок природы в группе  подбор материала для работы с детьми, изготовление различных моделей.

Использование на практике всех технологий моделирования совместно с детьми и родителями

2017-2018 уч.год

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику

 Таким образом, использование моделей при ознакомлении дошкольников с окружающей обстановкой, обеспечивает им понимание конкретных ситуаций, представление окружающей обстановки, виденье мира под другим углом

   Также использование различных моделей развивает у детей умственные способности, подготавливает детей к дальнейшему обучению в школе.

   Использование моделей в деятельности детей формирует у них осознанно- правильное отношение к окружающей обстановке, развивает и обогащает речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемлемая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

В работе отражен раздел "Методическая работа"  в контексте "Повышение профессиональныъ компетеций педагогов через ИКТ в условиях ФГОС"...

Консультация для родителей "«Экологическое воспитание черед элементы трудовой деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса»

Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, спо...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"Дидактическая игра - неотъемлемая часть в развитии речи младших дошкольников"

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ В РАЗВИТИИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение Информа...

Сон детей с ОВЗ в детском саду как неотъемлемая часть психолого-педагогического процесса.

Тщательно проанализировав литературу по вопросам сна в детском саду, я заметила, что он недостаточно изучен......

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения

ехнология организации сюжетно-ролевой игры.   Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. ...

Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника.

Рисование как неотъемлемая часть в  умственном развитии старшего дошкольника. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Рисование играет...