Сон детей с ОВЗ в детском саду как неотъемлемая часть психолого-педагогического процесса.
методическая разработка (старшая группа)

Абазян Елена Сарибековна

Тщательно проанализировав литературу по вопросам сна в детском саду, я заметила, что он недостаточно изучен...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_razrabotka.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сон детей с ОВЗ в детском саду как неотъемлемая часть психолого-педагогического процесса.

Тщательно проанализировав литературу по вопросам сна в детском саду, я заметила, что он  не достаточно изучен, мало того есть нерешенные вопросы,  мешающие его организации. Всем известно, что сон - это физиологическая потребность детского организма. Его продолжительность  индивидуальна для каждого ребенка. Современная педиатрия принимает за норму, следующую среднесуточную потребность детей  во сне:

  1. до 3-х месяцев ребенок должен спать 16–20 часов в сутки;
  2. 6 месяцев – порядка 15 часов сна в сутки;
  3. после года – 14 часов в сутки;
  4. в 2 года – примерно 13 часов в среднем;
  5. в 4 года – около 12 часов;
  6. в 6 лет – суточная потребность ребенка во сне снижается до 11 часов;
  7. к 12 годам достаточно и 9 часов сна в сутки.

Наличие и качество сна  ребенка зависит  от того образа жизни, который он ведет – как питается, сколько и как гуляет, как одет, где спит и т.д. Отсюда и ответ на вопрос «что делать, если ребенок не спит днем?». Необходимо уделять внимание правильному питанию, не жалеть времени на игры и прогулки на свежем воздухе, обеспечить небольшую физическую нагрузку, регулярно проводить в помещении влажную уборку, проветривание, следить,  чтобы постель ребенка была мягкой, сухой и чистой, организовать соблюдение режима дня. Организм детей привыкает к графику, есть, гулять, играть, спать в определенное время, отведенное для этого. В процессе выработки привычки, срабатывают внутренние часы организма, и ребенок в привычное время легче воспринимает отход ко сну.

Все эти процедуры осуществляются в детском саду, но иногда даже их осуществление  не является гарантом сна ребенка, особенно если мы говорим о детях с ОВЗ. С каждым годом, в детские сады приходят  большое количество детей, которым не только сложно спать во время дневного сна, а даже просто лежать в кровати и не мешать другим. Для таких детей дневной сон становится настоящей пыткой. Находясь в спальне детского сада, они проявляют следующие поведенческие реакции: крутятся в кроватях, прыгают, громко разговаривают, издают разные звуки, плюют,  в некоторых случаях даже бегают по спальне. Замечания педагога игнорируют  и даже усиливают нежелательное поведение. Не поспав днем, эти дети становится еще более возбужденным, трут  глаза, не слышат и не слушают окружающих  детей и педагога, капризничают, становятся еще более двигательно  расторможенными.  

Чтобы предотвратить данное поведение, педагог по отношению к этому ребенку  предпринимает разные приемы, в течение дневного сна: читает, поет, гладит по разным частям тела, сидит рядом и держит за руку и т.д. Все эти попытки безрезультатны. Бывают ситуации,  когда  педагоги решают  перенести кровать этого ребенка в игровую, но это также сложно, так как по СанПину кровать можно переносить  в игровую лишь на время сна. Мало того, не все родители соглашаются на такое решение, считая, что данная тактика  ущемляет права их ребенка, не задумываясь о том, что их ребенок также ущемляет права остальных детей, не давая им спать.

Все понимают, что режим в детском саду никто не отменял и, что сон является физиологической потребностью каждого ребенка. В такой ситуации педагог оказывается в затруднительном положении. С одной стороны он должен обеспечить сон нуждающимся во сне детям, с другой не ущемлять права ребенка, «не нуждающегося» во сне, принуждая его лежать в кровати. Обеспечить эти два момента в настоящее время, в детских садах стало очень трудно. Что же делать в такой ситуации? Самое важное, это  разработка для  конкретного ребенка:

  1. индивидуального образовательного маршрута,
  2.  плана действий родителей.

В первом случае это организация образовательного процесса согласно индивидуальным особенностям ребенка так, чтоб потребность во сне была обеспечена, а во втором случае - это организация родителями режима сна дома, подобного садовскому,  перенос вечернего сна на более позднее время, а также постоянное следование данному режиму. Часто достаточно  организации этих 2 пунктов, чтоб ребенок начал спать в детском саду.

 В некоторых случаях требуется вмешательство невролога, которое может понять истинную причину двигательной активности. Родители порой боятся,  сторонятся неврологов, считая, что данный способ помощи неприемлем, начинают приводить примеры из своего детства, детства братьев, бабушек и дедушек, которые также не спали. Задача родителя в данном случае понять, если все делается правильно, по той схеме, которая была описана выше и это осуществляется как в детском саду, так и дома, ребенок должен спать. Если же этого не происходит, значит, есть другие причины. А понять эти причины  может консультация невролога и возможно его медикаментозное вмешательство.

Когда же учтены все рекомендации и ребенок продолжает бодрствовать во время дневного сна и проявляет протест, можно предложить ребенку перейти в игровую и заняться самостоятельной игрой, при этом, не мешая другим и с условием, что педагог постарается обеспечить процесс сна позже в момент, когда будет замечена утомляемость ребенка и желание  отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Консультация для родителей "«Экологическое воспитание черед элементы трудовой деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса»

Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, спо...

Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем даль...

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»

Консультация: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем»...