Развитие лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике на тему

Писарева Наталья Александровна

Для активации речевой деятельности младших школьников с нарушением интелллекта нередко нужно применять разные методы обучения. Одним из таких методов является дидактическая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта

Фаркова Н. А., студентка 5 курса

Научный руководитель Калашникова С. А., канд. психол. наук, доцент

Забайкальский государственный университет, г.Чита

Орудием мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У детей с нарушением интеллекта всегда отмечается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. [3]

У детей с нарушением интеллекта прослеживается отставание в усвоении лексической стороны речи, что имеет большое значение в речевом развитии ребенка. Речь младших школьников специальной школы весьма скудна. Бедность словаря создает трудности при общении детей с окружающими. Значение многих слов неточны и расплывчаты, из-за чего у детей часто возникают сложности в понимании обращенной речи и в построении собственных высказываний. Речь младших школьников с нарушением интеллекта, как правило, состоит из односложных коротких предложений, в которых встречаются нарушения синтаксической структуры и предложно-падежных конструкций. [2]

Для обследования уровня развития лексической стороны речи нами была подобрана методика Н. В. Серебряковой «Исследования лексических операций». В исследовании участвовали 15 детей, обучающихся в 3 классе ГСКОУ «Черновской школе-интернате» VIII вид г. Чита, 10-12 лет, из них 8 мальчиков и 7 девочек.

В результате проведенной диагностики высокий уровень лексических операций не выявлен, средний уровень составил 47%, уровень лексических операций ниже среднего имеют 33% детей, на низкий уровень приходится  20% учащихся.

На основе диагностических данных нами был подобран и проведен комплекс коррекционно-развивающих уроков по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта.

Целью коррекционно-развивающего комплекса уроков является  развитие лексической стороны речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи коррекционно-развивающего комплекса уроков:

1. Развивать объем пассивного и активного словаря детей;

2. Научить детей классифицировать предметы и подбирать общее к группе слов;

3. Развивать умение подбирать синонимы и антонимы к словам;

4. Научить детей объяснять значение слов;

5. Научить детей правильно составлять предложения.

Составляя систему коррекционно-развивающего комплекса уроков для развития лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта, мы опирались на положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой, А. И. Сорокиной и др.

Основным методом развития лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта послужила дидактическая игра, которая включалась в уроки русского языка.  Дидактическая игра является основным методом обучения  и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта. Наравне с упражнениями и задачами она нацелена на изучение и закрепление учебного материала, проверку знаний по пройденной теме, а также на активизацию речевой деятельности детей. Главным отличием игры от упражнений является то, что она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу младших школьников. [1]

Комплекс коррекционно-развивающих уроков включал разнообразные виды дидактических игр, направленных на развитие лексической стороны речи.

Каждый урок имел четкую структуру, тему, которая соответствовала календарно-тематическому плану, а также цель и задачи. В урок включались упражнения и задания в игровой форме для развития лексической стороны речи детей.

Проведенное нами исследование показало эффективность использования приема включения в урок дидактической игры для развития лексической стороны речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. После проведенного коррекционно-развивающего комплекса занятий показатели развития лексической стороны речи у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида заметно возросли.

Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников с нарушением интеллекта содействует более качественному усвоению программного материала, а также способствует повышению  уровня лексической стороны речи детей.

Литература.

1. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004.

2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)

3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной стороны речи у дошкольников с нарушением интеллекта

В дошкольном образовании рассматривается тесная связь коммуникативных и речевых умений ребёнка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта....

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Статья _ Черкашина Т. А. Развитие лексической стороны речи у детей 4-6 лет с речевыми нарушениями посредством глинотерапии.

Черкашина, Т. А. Развитие лексической стороны речи у детей 4-6 лет с речевыми нарушениями посредством глинотерапии/ Т. А. Черкашина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII ...

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».

Речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения.         В современной психологии детей с нарушением интеллекта является одной из важней...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и не...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...