Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

2 слайд

В последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Слайд 3

Как известно, у детей с ОНР страдают все компоненты речевой системы (Фонематические процессы, звукопроизношение, слоговая структура слова, лексика, грамматика и связная речь)  а так же отмечаются нарушения мелкой моторики кистей пальцев рук и нарушения артикуляционной моторики.

Слайд 4

Одним из основных направлений в работе с детьми с ОНР является обогащение словаря.  Работу с детьми с ТНР рекомендуется строить в зависимости от лексических тем. Речевой материал подбирается в соответствии лексической теме. Одну лексическую тему необходимо изучать на 2 занятиях, это обусловлено тем, что ребенок лучше усваивает новые слова.

Слайд 5 (страницы с упражнениями)

Для наилучшего усвоения слов к каждой лексической теме подбираются упражнения на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук. Данные упражнения получили название Биоэнергопластика.

Применение биоэнергопластики в работе логопеда направлено на:

- Укрепление мышц языка, губ.

- Развитие гибкости отдельных частей речевого аппарата.

- Формирование координации движений мелкой моторики.

- Создание предпосылок к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.

- Усиление импульсов, идущих к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

- Активизации интеллектуальной деятельности.

Работа по обогащению словаря состоит из нескольких этапов. Первый этап ‑ «работа над словом», ребенку предлагается слово в «звуковом оформлении» а так же  иллюстративный либо стимульный материал для соотнесения образа со словом. Вторым этапом работы являются элементы биоэнергопластики. Третий этап - составление предложения с «новым» словом. И, наконец, последним этапом работы является закрепление воспитателем полученных ребенком навыков на занятиях с логопедом. Закрепление происходит  в игровой деятельности, во время режимных моментов.

 (Слайд7) как мы делаем упражнение

Как строятся наши занятия?  изучая с ребенком тему «Домашние животные», мы  изучаем с ним такие слова как «поросенок», «пятачок» параллельно выполняем элемент биоэнергопластики: Вытянуть губы вперед, под счет поворачивать губы влево, вправо, поднять вверх, опустить вниз, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз

Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, образуют хоботок. На счет 1 повернуть кисть вправо, влево, поднять вверх, опустить вниз. Затем вернуть в исходное положение.

К примеру, если мы изучаем слово «кролик», описываем его, говорим о том какие у него зубки, мы выполняем следующий элемент : Положение губ: Широко улыбнуться, открыть рот, верхними передними зубами покусывать нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты и согнуты над большим пальцем, 4 согнутых пальца имитируют покусывание.

 

При изучении новых слов по лексической теме «Посуда» к слову «чашка», мы подобрали следующий элемент биоэнергопластики

Вытянуть губы в широкую трубочку, открыть рот и сделать язык в форме чашечки, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вверх. На счет 1 пальцы собираются и образуют чашечку. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

К слову «тарелка» мы используем следующий элемент биоэнергопластики: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 кисть руки опускается вниз. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

Посл. Слайд

Заключение

В результате использование биоэнергопластики на занятиях по развитие лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, мы пришли к выводу, что элементы биоэнергопластики способствуют повышению  качества самоконтроля ребенка за действиями относительно себя, соотношения положения губ, кисти руки и слова.

Данные упражнения способствуют повышению мотивации, готовности детей к занятиям.

Поддерживает положительный эмоциональный настрой логопеда и ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Колосок» Шубина К.О. Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Слайд 3

Развитие фонематических процессов Развитие моторики Развитие лексики Развитие грамматики Формирование правильного звукопроизношения Развитие связного высказывания Основные направления работы с детьми с ОНР (III)

Слайд 4

Лексические темы в работе с детьми с ОНР (III) « Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты », «Одежда », «Продукты питания », « Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества », «8 Марта», «Весна».

Слайд 5

Биоэнергопластика направлена на укрепление мышц языка, губ развитие гибкости отдельных частей речевого аппарата формирование координации движений мелкой моторики создание предпосылок к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов усиление импульсов, идущих к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь активизацию интеллектуальной деятельности

Слайд 6

Этапы работы «Работа над словом» Элементы биоэнергопластики Составление предложений Закрепление «новых» слов в свободной деятельности

Слайд 8

Заключение Т аким образом, биоэнергопластика – это одно из эффективных средств коррекции речи, помогающих в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...