Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Синюгина Дарья Анатольевна

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Грамматический строй42 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности развития грамматического строя речи

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Как указывает Н.А. Стародубова грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

М.М. Алексеева, В. И. Яшина, считают, что  грамматический строй – продукт длительного исторического развития.

В. И. Селиверстов, определил грамматический строй как строение слова и предложения, присущее родному языку.

А. Н. Гвоздев считает, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется  лишь на основе определенного уровня когнитивного развития детей. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматическое значение (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять,
что она означает.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики
на практическом уровне, обо
бщения этих правил и закрепления
ихв собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка
с нормальным речевым развитием происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.  

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи:

I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней
(от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает 2 этапа:

1) этап однословного предложения (1г.3мес.-1г.8мес.);

2) этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес.-1г.10мес.);

II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1г.10мес. - 3г.). Этот период состоит из трех этапов:

1)   этап формирования первых форм слов (1г.10мес. - 2г.1мес.);

2) этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2г.1мес. - 2г.6мес.).

3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2г. 6мес. - 3г.).

III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы
(от 3 до 7 лет).

        В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии выделяют категорию детей
с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур.

В настоящее время под общим недоразвитием речи следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все
ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Среди неуспевающих дошкольников большую часть составляют дети
с различными отклонениями в развитии речи. Нарушения речи имеют многообразные проявления. Их можно условно разделить на три группы.

При первом уровне речевого развития, в речи детей отсутствуют словесные средства общения: они используют крайне ограниченное количество звукокомплексов и звукоподражательных слов, незначительное количество общеупотребительных слов, сильно искаженных в звуковом
и слоговом отношении, речь таких детей аграмматична. Дети испытывают трудности при понимании обращенной речи, особенно грамматического значения существительных, предъявленных вне контекста.

При втором уровне речевого развития в речи детей, увеличивается использование лексических и грамматических средств речи: они начинают использовать слова, относящиеся к разным частям речи (в первую очередь, существительные и глаголы), появляются признаки словоизменения глаголов
и существительных, но использование различных форм слова случайно
и не соответствует грамматическому значению, необходимому по замыслу. Употребление  предлогов крайне ограниченно, чаще предлог в речи опускается.

Дети делают попытки найти нужную грамматическую форму существительного, но, по мнению Р.Е. Левиной, «эти попытки чаще всего остаются безуспешными». Автор отмечает, что понимание детьми грамматического строя речи у детей улучшается, но различение форм слова
в составе разных высказываний крайне неустойчиво.

При третьем уровне речевого развития речь детей дошкольного возраста  становится развернутой, значительно увеличивается словарный запас, у них нет грубых нарушений грамматического строя речи,
но обнаруживается недостаточное или неточное использование в речи усвоенных форм рода и числа существительных, вида и времени глаголов, предложно-падежных конструкций.

У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той
же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.

Исследователи (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, С. Н. Шаховской.) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов
в прошедшем времени
(дерево упало);

5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций
(под стола, в дому, из стакан).

Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Несформированность грамматического строя речи проявляется
в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места
(предлоги из, около, возле, из-за,
из-под)
, винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через), дательного падежа для обозначения лица,
к которому направлено движение, и места движения
(предлоги к, по), предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). Дети часто пропускают предлоги  или не употребляют их вообще.

Таким образом, можно говорить о трудностях формирования грамматического строя дошкольниками с общим недоразвитием речи обусловленных особенностями их речевого и когнитивного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"

Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений  и устранения речевых нарушений. Поэтом...

Особенности развития вербального (словесно-логического) мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья посвящена такой непростой  теме, как развитие вербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено ф...