Взаимосвязь в работе педагогов-психологов детского сада и школы как фактор успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.
статья по коррекционной педагогике на тему

Орлова Наталья Анатольевна

Статья для педагогов-психологов. Представлен комплексный, командный подход к решению проблем школьной дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_pedagogov-psihologov.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия детского сада и школы является одной из актуальных за последние годы. Одним из важных направлений сотрудничества является взаимосвязь некоторых специалистов, работающих с детьми, в данном случае педагогов-психологов.

Это особенно важно для обеспечения успешной адаптации дошкольников коррекционных дошкольных учреждений к условиям массовой школы.

Опираясь на опыт работы в коррекционном детском саду для детей с ЗПР, можно условно выделить четыре группы дошкольников-выпускников:

1. Дети, готовые к школьному обучению по всем параметрам (уровень личностной, интеллектуальной, социально-психологической  готовности к школьному обучению соответствуют возрастной норме)

2. Дети, интеллектуальное развитие которых находится в пределах возрастной нормы, однако, особенности развития эмоционально-волевой, личностной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на учебный процесс. К этой группе можно отнести детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, слабым самоконтролем, соматически ослабленных.

3. Дети, интеллектуальное развитие которых не позволяет обучаться в массовой школе.

4. Дети, имеющие выраженные стойкие нарушения психического здоровья при относительно нормативных показателях интеллектуального развития.

Первые две группы детей поступают в общеобразовательные школы. Вторую группу детей можно условно назвать «группой риска» по возникновению школьной дезадаптации.

Дошкольники данной категории нуждаются в психологической поддержке с первого дня посещения школы. Однако, чаще всего, они попадают к психологу с выраженными признаками школьной дезадаптации. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, родители предпочитают не рассказывать о проблемах своих детей, надеятся, что в школе все будет иначе. Во-вторых, невозможно определить некоторые особенности развития ребенка при первичной диагностике. Некоторые нарушения требуют длительного системного динамического наблюдения. Поэтому  школьный психолог, как  правило, узнает о существующих проблемах ребенка от учителя по истечении определенного времени. К наиболее распространенным жалобам можно отнести следующие: не может высидеть урок, отвлекается, играет на уроках, не усваивает материал на последнем уроке и т.д. В этом случае упущено драгоценное время – у ребенка  вырабатывается определенный стереотип неконструктивного поведения (демонстративность, агрессивность как способ защиты). Коррекция таких проявлений – трудоемкий процесс. Родители меняют школу, обвиняют в своих трудностях педагога, а проблема остается.

        Дошкольники с задержкой психического развития – особая категория детей. Многие из них продолжают нуждаться в помощи психолога и после окончания детского сада. Таким детям свойственна низкая работоспособность, низкий уровень произвольности психических процессов, слабый самоконтроль, отсутствие учебного мотива деятельности, несформированность отношения к себе как к школьнику, эмоциональная нестабильность. Данные особенности развития у некоторых детей можно наблюдать и в семилетнем возрасте, и старше. Вышеперечисленные проявления, без сомнения, затрудняют процесс школьного обучения, дестабилизируют процесс адаптации в целом. Работа психолога с таким ребенком должна начинаться с начала учебного года и может включать в себя подробное диагностическое обследование, наблюдение за ребенком во время уроков, коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей и учителей. Зачастую  педагоги начальных классов не понимают причин поведения своих учеников. Школьный психолог может подсказать конкретные способы решения проблемы (посадить за первую парту, включить в урок несколько физкультминуток, хвалить ребенка, давать короткие четкие инструкции и т.д.) Психолог в данном случае обеспечивает плавный переход ребенка из дошкольного учреждения в школу, оказывая поддержку как ребенку и его семье, так и учителю.

Таким образом, взаимосвязь в работе педагогов-психологов

детского сада и школы является существенным фактором успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.

Формы взаимодействия:

- выступления на родительских собраниях

- проведение круглых столов, семинаров с участием специалистов и учителей начальной школы

- взаимопосещения

- размещение стендовой информации

- проведение диагностических обследований (методики, направленные на определение готовности к школьному обучению, наблюдение в различных видах деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...