Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
статья (подготовительная группа) на тему

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию    

                                                                 Опыт работы

Овечкиной Надежды Николаевны,

воспитателя МКДОУ детского сада

                                                                      «Радуга» ст. Просница Кирово-                    Чепецкого района Кировской области

Ст.Просница – 2014 г.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»-                

 так писал Лев Семенович Выготский о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием

Ключевые понятия опыта

  Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Адаптация - это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Актуальность

   Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Таким образом, преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешного школьного обучения, а главное, по утверждению Н. Н. Поддьякова, «радость детства». С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. 

  Между МКДОУ детским садом «Радуга»  и МКОУ СОШ ст.Просница налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.

Я хочу предложить вашему вниманию мой  опыт работы по обеспечению преемственности между детским садом и школой за 2012-2013 учебный год.

   Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.

     Задачи:

    - согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;

 - выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;

  - совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.

  Ожидаемый результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.

 Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

 Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

      1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности на 2012 -2013 учебный год;

      2. составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

       3. реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

  Вся работа проводилась по трём основным направлениям:

         Организационная работа с детьми

    Работа с родителями;

        Методическая работа;

Работа с детьми.

  Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали  разнообразные формы работы:

     1.Освоение основной общеобразовательной программы МКДОУ по всем образовательным областям. Непосредственно образовательная деятельность. 
     2. Беседы о школе. 
     3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную     тематику. 
     4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. 
     5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. 
     6. Ознакомление с пословицами и поговорками. 
     7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 
     8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. 
     9. Сюжетно-ролевая игра « Школа».  

       Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю. Эффективное освоение образовательной программы показал анализ интегративных качеств выпускников: освоение на высоком  и среднем уровнях - 90%.

Совместно с психологом школы в феврале была проведена психолого-педагогическая диагностика детей, которая включила в себя диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников и степени их овладения разными видами деятельности, что в целом составляет так называемую «школьную зрелость» ребенка 6-7 лет.

 Диагностика отразила  позитивные изменения в подготовке детей к школьному обучению. У детей достаточно хорошо развиты мышление, память, математические представления, волевая регуляция, фонематический слух, мотивация, общие умения и представления, а также те качества, которые помогут ребенку войти в совершенно новый, школьный коллектив, активно включиться в учебную и досуговую деятельность школы: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.             

      Таким образом, анализируя диагностические данные готовности наших детей к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по всем компонентам готовности детей к школьному образованию.

Работа с родителями.

  Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

       В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.

        Специально для родителей была оформлена  папка "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию.

    В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.

                Нами составлены  памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

                     Были проведены два родительских собрания.  В ноябре 2012 года в школе прошло общее родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перемены», на котором родителей будущих первоклассников познакомили с образовательной работой школы.

        А в феврале 2013 года в МКДОУ «Радуга» прошло общее родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Подготовка детей к обучению в 1-м классе», на котором рассматривались вопросы готовности детей к школьному обучению, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу. В работе круглого стола приняли участие будущий учитель первоклассников, школьный психолог, администрация, воспитатели и родители дошкольного образовательного учреждения «Радуга».

        В марте 2013 года состоялось собеседование учителей и специалистов школы с родителями будущих первоклассников.

        И в течение всего года проходили индивидуальные встречи родителей  с будущими учителями.

Методическая работа.

     Методическая работа в системе «детский сад – школа» была направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться, с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.  

   Для воспитателей детского сада и учителей начальной школы были организованы и проведены совместные мероприятия:

-круглый стол «Развитие коммуникационной компетентности как условие адаптации при переходе из ДОУ в школу»,

-обмен мнениями «Развитие мышления дошкольника и ученика первого класса»,

-педагогический совет «Об эффективности совместной работы учителей школы и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе»,

- районный семинар-практикум «Преемственность в условиях реализации ФГТ – в ДОУ, ФГОС –в школе»,

- проводились дни открытых дверей, открытые просмотры.

Учителя имели возможность посетить занятия в подготовительной группе детского сада, а воспитатели вместе с воспитанниками уроки в школе. Действенной формой взаимодействия ДОУ и школы стала организация «Школы будущего первоклассника» на базе школы. Здесь дети познакомились со школой, учителями, привыкли к школьному звонку, узнали о школьных правилах. Родители получили консультации по интересующим их вопросам.

Руководствуясь государственной политикой о необходимости обеспечения равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп и слоев населения, для детей поселка Просница, не посещающих детский сад,   была предложена программа кружка «Скоро в школу». Программа разрабатывалась в рамках сетевого взаимодействия с Домом детского творчества. Посещали кружок 6 детей 5-7 лет; занятия познавательного цикла я проводила 2 раза в неделю.  Также дети посещали изостудию, занятия с логопедом. Нелегкая задача была поставлена перед нами: объединить группу детей из близлежащих деревень, из разных социальных групп, других национальностей. Я, как руководитель кружка, звонила, посещала семьи, убеждала, проводила собрания, консультировала, привлекала специалистов. А после занятий иногда приходилось разводить по домам. Конечно, эти занятия не могли заменить полноценный образовательный процесс в ДОУ. Однако, посещение занятий кружка позволило  детям более успешно адаптироваться в 1 классе школы, как в социальном плане, так и психологическом.

      Таким образом, анализируя диагностические данные готовности наших детей к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по всем компонентам.

 

Итак, система работы детского сада и школы обеспечивает:

- преемственность в содержании обучения и воспитания, педагогических требованиях;

-успешную адаптацию воспитанников МДОУ при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального образования;      

-формирование основ учебной деятельности и мотивации достижения успеха.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно. Уровень успешной адаптации у моих воспитанников составил 95%.

Словами Василия Александровича Сухомлинского о преемственности  между дошкольным и начальным школьным образованием я хочу закончить свое выступление:

 «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".

При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за шко...